Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:55, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Менеджменту".

Содержание

1 Введение в менеджмент. 3
1.1 Определение и общие черты организации. 4
1.2 Уровни управленческой деятельности. 5
1.3 Сущность менеджмента как совокупности науки и искусства. 5
1.4. Профессия - менеджер. 6
2 Развитие менеджмента в прошлом и настоящем. 6
2.1 История становление менеджмента. 7
2.2 Подход к управлению на основании различных школ. 7
2.3 Процессный подход к управлению. 8
2.4 Системный подход. 9
2. 5 Ситуационный подход 9
3 Инфраструктура менеджмента. 10
3.1 Внутренняя среда организации. 10
3.2 Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. 11
4. Планирование 12
4.1 Смысл, сущность и виды планирования 12
4.2 Процесс стратегического планирования 13
4.3 Управление реализацией плана. 14
4.4 Роль информации в планировании 15
5 Организационные отношения в системе менеджмента 16
5.1 Полномочия, ответственность и власть 16
5.2 Линейные и аппаратные (штабные) полномочия. 17
5.3 Нормы управляемости и признак соответствия. 17
6 Построение организаций. 18
6.1 Планирование и организационное проектирование. 18
6.2 Департаментализация. 19
6.3 Адаптивные структуры. 20
6.4 Централизация и децентрализация. 20
7 Мотивация 21
7.1 Теории мотивации 21
7.2 Иерархия потребностей по Маслоу. 22
7.3 Теория ЕRG Альдерфера. 22
7.4 Теория потребностей МакКлелланда. 23
7.5 Двухфакторная теория Герцберга. 23
7.6 Сопоставление различных теорий содержания мотивации. 24
7.7 Процессуальные теории мотивации. 24
8 Контроль. 26
8.1 Сущность контроля. 26
8.2 Процесс контроля. 26
8.3 Характеристики эффективного контроля. 27
9 Коммуникации как связующие процессы управления. 29
9.1 Процесс коммуникации. 29
9.2 Коммуникационные сети. 30
10 Моделирование ситуаций и принятие решений. 31
10.1 Сущность моделирования и типы моделей. 31
10.2 Процесс принятия решений. 31
11 Динамика групп. 33
11.1 Хоторнский эксперимент. 33
11.2 Группы и их значимость. 33
11.3 Факторы, влияющие на эффективность работы групп. 34
12 Влияние и власть 35
12.1 Элементы, лежащие в основе власти 35
12.2 Формы власти. 36
12.3 Убеждение и участие. 37
13 Лидерство в организации. 37
13.1 Теория лидерских качеств. 37
13.2 Концепция лидерского поведения. 38
13.3 Ситуационные подходы к лидерству. 44
14 Управление конфликтами. 48
14.1 Основные понятия. 48
14.2 Модель процесса конфликта 49
14.3 Типы конфликтов. 50
14.4 Причины конфликта 50
14.5 Функциональны и дисфункциональные последствия конфликта 51

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция менеджмент.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

1 Введение в менеджмент.

 

1.1 Определение и общие черты  организации.

 

Менеджмент - это управление организацией.

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента. Поэтому начнем изучение менеджмента, усвоив сначала, что такое организация и почему ей нужно управлять.

Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

    1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.
    2. Наличие по крайне мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
    3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Итак: Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Организации бывают формальные и неформальные, простые и сложные. Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, и хотя у них нет руководителей, но знать о них очень важно. Используя слово организации, мы будем иметь в виду формальную организацию.

Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей

Давая определение нашему предмету, мы сказали, что организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей. Мы будем рассматривать управление сложными организациями.

Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех организаций характеристики. Эти общие черты, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.

Общие характеристики для всех сложных организаций:

1. Наличие ресурсов. Цели всякой  организации включают преобразование  ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди, капитал, материалы, технологии и информация.

2. Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть “островом в себе”. Организации полностью зависимы от внешнего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Среда эта находится вне пределов влияния менеджеров.

3. Горизонтальное разделение труда. Самой очевидной характеристикой организации является разделение труда. Если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой. Большинство сложных организаций имеет четкую структуру разделения. Разделение большого объема работы на многочисленные  небольшие специализированные задания, позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем, если бы то же самое количество людей работало бы самостоятельно.

4. Наличие подразделений. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное деление за счет образования подразделений, выполняющие специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется для достижения общей цели. Подразделения в свою очередь подразделяется на более мелкие группы, которые выполняют конкретные задания.

5. Вертикальное разделение труда  служит для координации работы  группы, для того чтобы она была успешной. Отделяет работу по координированию действий от самих действий.

 

1.2 Уровни управленческой деятельности.

 



Управление является важной деятельностью для организации. Для того чтобы организация могла добиться своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда.

Руководители низового звена - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Они в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления. Большая часть руководителей вообще — это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

Руководители среднего звена. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Трудно сделать обобщения относительно характера работы руководителя среднего звена, так как она значительно варьирует от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена.

Руководители высшего звена — гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена — всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе — это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей — с министрами, а в университете — с ректорами.

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Если высшее руководство

 

1.3 Сущность менеджмента как совокупности науки и искусства.

 

В 20 веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представления в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснения природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых оказывают воздействие многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только использование научного подхода, но и искусство его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивов к труду. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории. Принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развитие личностных качеств менеджеров, их способностей применять практические знания в работе. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.

 

1.4. Профессия - менеджер.

 

Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Менеджеры являются ключевыми людьми в организации.

Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:

1. Менеджеры обеспечивают выполнение  организацией ее основного предназначения

2. Менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействия между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации.

З. Менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении.

4. Менеджеры обеспечивают служение  организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию.

5. Менеджеры являются основным  информационным звеном связи  организации с окружением.

6. Менеджеры несут формальную  ответственность за результаты  деятельности организации.

7. Менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях

Три ключевые роли менеджера в управлении:

1. Роль по принятию решения  выражается в том, что менеджер  определяет направление движения  организации, решает вопросы распределения  ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.д. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант, а так же решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении.

2. Информационная роль, состоящая  в том, что менеджер собирает  информацию о внутренней и  внешней среде, распространяет информацию, разъясняет политику и основные цели организации. От того насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.

З. Менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации. Мотивирует членов организации на достижение целей. Координирует их деятельность и выступает в качестве представителя организации. Менеджер должен быть менеджером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.

 

2 Развитие менеджмента  в прошлом и настоящем.

2.1 История становление менеджмента.

 

Древние памятники хорошо организованного коллективного труда: египетские пирамиды, храмы, каналы. Основные принципы: централизация, ответственность, письменные запросы.

Проблемы организации работ, управления трудом многих людей интересовались и древние греки. Платону принадлежит мысль о необходимости разделения труда, специализации работ. Сократ рассматривал управление как особую область деятельности: управление государством, трудом, торговлей, войсками требуют одного и того же – поставить необходимого человека на нужное место и добиться выполнения данных ему заданий.

Древним римлянам принадлежит идея строгой иерархии – служебной лестницы в системе управления. Александр Македонский наряду с жесткой иерархией управления создал штаб.

Феодализм замедлил развитие менеджмента.

1500 г. Томас Мор. Анализ недостатков  плохого менеджмента и руководства

1525г. Никколо Макиавелли. Осознание  принципа массового согласия, целеустремленность в организации, определение качества руководителя.

1725г. Иван Тихонович Посошков. Главный труд «Книга о скудости и богатстве», законченная 1724 году и предназначавшаяся Петру! В ней были изложены экономические взгляды и содержался проект реформ, направленных на улучшение экономического и политического устройства России. Определил диапазон контроля, равномерности загрузки исполнителей, тестирование, учет, контроль, соблюдение ритмичности трудовых процессов. В августе 1725 года был заключен в Петропавловскую крепость, где через полгода умер.

С развитием капитализма интерес к управлению трудом людей получил новый толчок. Следует отметить Роберта Оуэна (1771 – 1858) его реформы явились уникальным прорывом в управлении:

  1. Предоставление жилья рабочим.
  2. Сокращение рабочего дня.
  3. Улучшение условий работы.
  4. Открытая и справедливая оценка работы.
  5. Дополнительные выплаты и поощрения.
  6. Организация яслей, детского сада, общеобразовательной школы.

Основные взгляды:

  1. Видел основную причину человеческих бедствий в недостаточном развитии просвещения.
  2. Стоимость товара соответствует количеству времени, затраченного на его производство.

 

2.2 Подход к управлению  на основании различных школ.

 

Управление стало признанной и широко распространенной научной дисциплиной только начиная с 1910 года. К настоящему времени известны четыре подхода, кот28орые внесли важнейший вклад в развитие теории и практики управления:

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"