Совершенствование системы повышения квалификации персонала туристической компании ООО «Корал тур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы — разработка рекомендаций по совершенствованию системы повышения квалификации в туристской фирме ООО «Корал Тур».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
▪ раскрыть место обучения в системе правления персоналом;
▪ сравнить различные методы обучения их достоинства и недостатки;
▪ провести исследование персонала туристического предприятия;
▪ разработать предложения по организации обучения персонала ООО «Корал тур».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические аспекты повышения квалификации персонала..………………………………………………………………………..8
1. Отечественный и зарубежный опыт управления персоналом на предприятии………………………………………………………………………7
2. Повышение квалификации и карьерный рост на предприятиях…..12
3. Методы обучения персонала предприятия, их преимущества и недостатки…………………………………………………………………………..27
2. Исследование персонала туристического предприятия ООО «Коралл тур»……………………………………………………………………46
1. Общая характеристика предприятия………………………………...46
2. Анализ состава трудовых ресурсов на предприятии……………….48
3. Оценка квалификационного уровня персонала предприятия……...50
3. Проект мероприятий по организации повышения квалификации кадров ООО «Коралл тур»………………………………………………53
1. Проблемы внутри фирменного обучения, подготовки кадров и повышения профессиональной квалификации специалистов сферы туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….53
2. Обучение персонала в учебном заведении и его переподготовка…57
3.2.1 Первоначальное обучение………………………………………..57
3.2.2 Профессиональная переподготовка……………………………...65
3. Предложения по организации аттестации сотрудников……………73
3.3.1 Предлагаемая программа повышения квалификации сотрудников туристской фирмы………………………………………………..77
3.3.2 План занятий по повышению уровня квалификации сотрудников турфирмы………………………………………………………….83
Заключение……………………………………………………………………….88
Список литературы………………………………………………………………90
Приложения……………………………………………………………………...93

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование системы повышения квалификации персонала.docx

— 118.81 Кб (Скачать файл)

         •  Обучение вне рабочего места:  чтение лекций, проведение деловых  игр, разбор конкретных производственных  ситуаций, проведение конференций  и семинаров, формирование групп  по обмену опытом, создание кружков  качества и другие методы.

 

      Видео (-курсы,  -тренинги).

      Еще Конфуций  говорил: «То, что я слышу,  я забываю. То, что я вижу, я  запоминаю». Не секрет, что у людей  зрительное восприятие преобладает  над слуховым. Именно поэтому видео — самая наглядная и продуктивная форма обучения. Как показывает опыт, видео в сочетании с отработкой материала путем обсуждения, различных интерактивных упражнений, а затем и на практике, — более эффективны, чем просто лекции или инструктаж. Особенно хорошо делать это командой, всем коллективом, сочетая потенциал опытных и молодых сотрудников.

      Учебные  кино- и видеофильмы могут демонстрироваться  как с использованием видео,  так и компьютерной техники.

      Плюсы видеообучения:

               • Связь с практикой: в основе  сюжетов лежат реальные события,  происходившие на конкретных  рабочих местах.

               • Наглядность и доступность  подачи материала. Видео максимально  приближено к жизни, с его  помощью возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении.

               • Возможность самообучения и  повторения. Любой сотрудник в  удобное для него время может  взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям.

               • Возможность многократного  использования при групповых  занятиях и индивидуально; как  для новых сотрудников, которым  необходима адаптация к должности  и повышения предыдущего уровня  развития деловых навыков, так  и для давно работающих сотрудников,  чтобы освежить их знания, познакомить  с новациями.

               • Удобство использования: обучение  может производиться в удобном  темпе, в удобном месте, в  удобное время, что психологически  комфортно для большинства.

               • Видео — самая экономная  форма обучения. Организация может  купить видеокурс один раз, а использовать его неоднократно.

      Ограничения  видеофильмов:

               • Любой просмотр оставляет  участников пассивными, не давая  им возможности задавать вопросы,  обсуждать. (Поэтому необходимо использовать  видео как один из приемов  организации групповой работы).

               • Кино- и видеофильмы не позволяют  учитывать индивидуальные различия  в образовательном уровне и  профессиональном опыте обучающихся.

               • При отсутствии внешнего  контроля, когда никто не заставляет  сотрудника «расти и совершенствоваться»,  довольно остро встает проблема  внутренней мотивации. Для многих  людей очень трудно бывает организовать себя, выделить время на учебу, заняться повышением своей квалификации или переобучением.

               • При просмотре видеофильмов исключается такой мощный фактор воздействия на обучающихся, как личность преподавателя. Убежденность, энергетика, личное обаяние преподавателя повышают готовность слушателей к усвоению учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

      Деловая  игра.

      Деловые  игры — это такая форма обучения, когда отработка учебной тематики  происходит на основе ситуаций  и материала, моделирующих те  или иные аспекты профессиональной  деятельности слушателей.

      Деловые  игры широко применяются для  подготовки ответственных решений  в областях управления, экономики,  долгосрочного планирования, распределения  прав между различными структурными  подразделениями организации, —  словом, там, где изобилует неопределенность, конфликтность, когда математические  методы неприемлемы из-за невозможности  формализовать социально-психологические факторы поведения людей, когда решение надо получить быстро, когда опытная проверка дорога.

      Деловая  игра — это имитация деятельности. Она отличается от мозгового  штурма открытой соревновательностью, необходимостью практического результата, волей к победе. Деловая игра в любом коллективе — это не для слабых!

      Цели деловых  игр:

               • всесторонне исследовать проблему, подготовить и принять решение.  Обучить сотрудников моделировать  реальные ситуации, научить действовать,  как в жизни, чтобы в реальной  ситуации не растеряться, не

               • наделать ошибок, действовать  эффективно. Оценить готовность  и умения персонала решать  те или иные проблемы.

      Деловая  игра предполагает наличие определенного  сценария, правил работы и вводной  информации, определяющей ход содержания  игры.

 

 

      Дистанционное  обучение.

      Дистанционное  образование, являющееся новой  формой заочного образования,  дает возможность преподавателям  ведущих учебных заведений читать  лекции для студентов, которые  находятся за тысячи километров  от них, что позволяет охватить  дистанционным образованием те  регионы России, где есть нехватка  высших учебных заведений, преподавательских  кадров. Постоянное развитие информационных  технологий, доступность Интернета,  возможность удаленной коммуникации  между преподавателем и студентом  придало новый смысл дистанционного  образования.

      В последние  годы все большее развитие  получает онлайновое обучение, когда  студент и преподаватель, находясь далеко друг от друга, получают возможность взаимодействовать в режиме реального времени. Это революционной подход к образованию, но он может быть реализован только в регионах с хорошо развитой телекоммуникационной инфраструктурой.

      При дистанционном  обучении обязательно используются  теоретическая часть и практические  задания. Каждый курс заканчивается  тестами, интегрированными в программу,  иногда — видеосюжетами по  теме обучения. Такая интерактивность  способствует лучшему усвоению  материала.

      Дистанционное  обучение, основанное на использовании  компьютеров, обеспечивает высокую  степень поддержки, немедленную  обратную связь, повышая мотивацию  обучения. Кроме того, такое обучение  отличает высокая структурированность  учебного материала, что облегчает  усвоение и дает большие возможности  для установления взаимосвязей  с уже имеющимися знаниями.

      Программное  или компьютерное обучение позволяет  персоналу довольно быстро усваивать  учебный материал. Зарубежные исследования  показывают, что компьютерное обучение  возможно сокращение времени  обучения на 50-30 % и упрочение запоминания  материала на 80 % по сравнению  с другими методами. Несмотря  на то, что обучающие программы  довольно дороги, они быстро окупаются,  поскольку данный метод допускает  тиражирование и может быть  использован при подготовке большого  числа сотрудников.

      Достоинства  дистанционного обучения:

               • возможность выбора учебной  программы, строго соответствующей  целям и задачам организации;

               • возможность организовать учебу  сотрудников за максимально короткий  срок без отрыва от производства  и без физического перемещения  к месту расположения учебного  заведения;

               • позволяет обучающемуся двигаться  в собственном, удобном для  него темпе, когда переход к следующему блоку информации происходит только после того, как усвоен предыдущий;

               • сочетание теоретического и  практического курса с обязательным  тестированием;

               • недоступность результатов  тестирования и других оценок  широкому кругу людей.

      Ограничения  дистанционного обучения:

               • недостаточность и несовершенство  материально-технической базы организации  (компьютеризированные рабочие места,  доступ в Интернет, комфортные  учебные классы и пр.);

               • психологические барьеры обучаемых.

 

      Конференция.

      Цель конференций  — глубокое изучение опыта,  его теоретическое осмысление  и выработка практических рекомендаций.

      Конференции  отличаются от совещаний и  семинаров тем, что они:

                          • более тщательной и глубокой  разработкой тематики выступлений;

                          • продолжительным подготовительным  периодом;

               • более высоким научно-теоретическим  уровнем выступлений.

      Доклады  выступающих, как правило, являются итогом серьезного изучения и обобщения передовой практики. Конференция разрабатывает и принимает рекомендации, которые включают в себя все лучшее, передовое, накопленное за период ее подготовки. К сожалению, на практике зачастую научно-практические конференции превращаются в обычные отчетно-информационные мероприятия.

      Интересная  форма повышения квалификации (но  малораспространенная!) — заочная  конференция. Отличается она от  обычной конференции тем, что  сообщения специалистов публикуются  в специальных информационных  бюллетенях, на страницах местных  изданий и пр. Несомненные преимущества  подобной формы: возможность привлечения  к обсуждению проблемы максимального  числа специалистов. Очень важно  при организации заочной конференции  заранее четко оговорить конкретную  проблему, требования к печатному  материалу и сроки их предоставления. При использовании возможностей  электронной почты (пересылка  докладов участников организаторам  конференции, рассылка готового  материала заочной конференции  всем желающим) эффективность подобной  формы возрастает.

      Достоинства  конференций:

               • способствует выработке у  специалистов навыков методической  и исследовательской работы;

               • служат стимулом для развития  профессионального общения.

 

      Круглый  стол.

      Круглый  стол — групповые обсуждения  актуальных для организации проблем.  Проводится с целью поделиться  проблемами, своим видением вопроса,  познакомить с опытом, достижениями  и новациями друг друга. Не  путать с совещанием, которое  посвящается, как правило, обсуждению  какого-либо производственного вопроса.

      Идеальное  соотношение присутствующих —  от 10-15, но не более 25 человек,  разбирающихся в вопросе. Очень  важно, чтобы мероприятие проходило  действительно в режиме «круглого  стола», т.е. принцип демократического  обсуждения должен соблюдаться.

      Требования  к ведущему:

      Глубокие  знания в своей области, общая  эрудиция, независимость мышления, отсутствие конформизма, заинтересованность  в получении объективного результата, полное отсутствие предвзятости, творческая жилка и общая активность.

      Достоинства  метода:

               • возможность активного профессионального  общения;

               • позволяет продемонстрировать  умение анализировать и обобщать, логично излагать свои мысли  и убеждать.

 

      Лекция.

      При использовании  лекционного метода подачи материала  преподаватель устно передает  информацию группе, размер которой  может колебаться от нескольких  человек до нескольких сот  и даже тысяч человек. При  этом преподаватель может применять  и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты,  показ слайдов и видеофильмов.

      Лекционный  метод не свободен от ряда  недостатков даже в том случае, если лектор имеет самую высокую  квалификацию. Коммуникация во время  лекционных занятий в основном  является односторонней, и исключение  составляют лишь ситуации, когда  лектор отвечает на вопросы  слушателей. В основном обучающие  слушают, смотрят и, если не  доверяют своей памяти, конспектируют  за лектором, практически не имея  возможностей обратной связи,  практики или контроля правильности  понимания изложенного материала.

      Усвоение  лекционного материала в значительной  степени зависит от характеристик  изучаемого материала (трех «С»  — содержания, сложности, структурированности)  и от того, насколько широко  во время лекции используются  наглядные средства.

      Перенос  знаний, полученных в ходе лекции, в практику зависит от того, насколько оно ориентировано  на практику. Лекция не позволяет  учитывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способностей  обучаемых, и темп предъявления  материала определяется преподавателем  для группы в целом. Несмотря  на эти недостатки, лекции остаются  наиболее часто используемым  методом, поскольку это:

• самый «привычный» метод  подачи материала;

• далеко не все преподаватели  владеют другими методами подачи материала (в частности, методами активного  обучения).

      Плюсы лекционной  подачи материала:

      Лектор полностью  контролирует содержание и последовательность  подачи материала. Хорошие возможности  во время лекции оперативно  изменить последовательность полноту  раскрытия тем (или отдельных вопросов), темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации.

Информация о работе Совершенствование системы повышения квалификации персонала туристической компании ООО «Корал тур»