Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, дипломная работа
Цель работы: на основе изучения особенностей познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующий развитию познавательных интересов у данной категории детей.
Объект - процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - комплекс дидактических игр как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический
феномен в современной литературе............................................................7
1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе………………………………………………………7
1.2. Специфика познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………..….14
1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов…………………………………………………………………………21
Глава 2. Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития…………..30
2.1. Организация и методики исследования…………………………………..30
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента……………38
Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………...47
3.1. Организация и принципы коррекционно – педагогической………….47
3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы…………………49
3.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………......51
Заключение…………………………………………………………………….57
Библиография………………………………………
- наблюдение за детьми во время образовательной деятельности и прогулок показало, что у старших дошкольников с задержанным психическим развитием по сравнению с нормально развивающимися сверстниками выявлен низкий уровень познавательной активности. Это проявлялось в том, что испытуемые экспериментальной группы задавали мало вопросов взрослым; их вопросы в основном были направлены на выявление названий предметов, качественных характеристик предметов или на достижение результата деятельности; активности во взаимоотношении с взрослым не наблюдалось, настойчивости в получении ответа ребенок не проявлял. Реакция ребенка на получение ответа была спокойная, а порой равнодушная. Стремление к дальнейшему взаимодействию с взрослым не отмечалось.
- работа по формированию познавательных интересов в общей образовательной программе ДОУ и планировании отражена. Однако в рамках непосредственной образовательной деятельности учителем-дефектологом она реализуется недостаточно эффективно.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента и наблюдения позволяют судить о необходимости развития познавательных
интересов старших дошкольников с задержкой психического развития.
Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития
Данные экспериментального исследования вызвали необходимость поиска наиболее эффективных средств развития познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития. Таким средством на наш взгляд, является дидактическая игра, так как, обладая несомненной дидактической ценностью, данный вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте, способствует развитию психических процессов, помогает сделать учебный процесс привлекательным, создает радостное рабочее настроение детей, тем самым облегчает процесс познания.
Коррекционно-педагогическая работа осуществлялась с 1 сентября по 28 декабря 2012 года на базе МДОУ № 334 г.о.Самара. Коррекционно-педагогическая работа проводилась учителем-дефектологом в течение 15 недель в ходе реализации образовательной области «Познание», направленной на «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» 2 раза в неделю в соответствии с программным содержанием.
В формирующем эксперименте приняли участие 12 детей с задержкой психического развития в возрасте 6-7 лет подготовительной группы, прошедшие первичное педагогическое обследование.
В процессе проведения коррекционно-педагогической работы мы придерживались следующих принципов:
- Принцип доступности. Предлагаемые игры адаптированы в соответствии с возрастными особенностями детей с ЗПР, доступны и вызывают у дошкольников интерес.
- Принцип наглядности. Во время проведения дидактических игр использовались различные виды наглядности: натуральная наглядность (предметы, муляжи, природный материал), иллюстративно-изобразительная наглядность (рисунки, предметные и сюжетные картинки, иллюстрации из книг). Без наглядности невозможно сформировать у детей наиболее полные знания и представления о предметах и объектах окружающей действительности. Она привлекает внимание детей, что способствует развитию у детей любознательности.
- Принцип последовательности и систематичности. Предложенные нами дидактические игры приведены в определенную логическую последовательность в соответствии с тематическим планированием.
- Принцип взаимосвязи в работе специалистов. При разработке содержания коррекционно-педагогической работы педагог-дефектолог должен быть осведомлен в тематике и содержании одновременно с ним проводимых занятий воспитателя. Используемые педагогом – дефектологом дидактические игры должны также использовать и воспитатели группы. Это обеспечит прочность усвоения детьми знаний и умений, а также будет способствовать развитию познавательных интересов у детей.
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Привлечение различных дидактических игр позволяет педагогу осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям с задержкой психического развития, учитывать в процессе их использования индивидуально – психические особенности детей (степень самостоятельности, темп выполнения, работоспособность во время выполнения задания и др.) К примеру, всем детям раздаются разрезные картинки. Дается задание сложить их и назвать получившееся животное (растение). Одни дети получают набор картинок, из которых можно сложить двух животных, другие - картинки, разделенные на 6 – 8 частей, третьи – на 4 части. Отдельным детям дополнительно дают большую карточку, на которой нарисован контур животного. В результате чего у детей создается впечатление идентичности полученных заданий.
- Принцип руководящей роли педагога. Ведущая роль во время проведения игр принадлежит взрослому, который отбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, организует и активизирует деятельность детей, воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей.
Исходя из поставленных задач, нами был подобран комплекс дидактических игр, направленный на развитие познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития. В комплекс были включены дидактические игры по двум разделам:
- сезонные изменения;
- растения;
- птицы.
В комплекс дидактических игр мы включили:
Разработанный комплекс дидактических игр представлен в Приложении 3.