Овладение младшими школьниками логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть специфику мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся в коррекционных классах
2. Выявить специфику классификации как одного из логических действий, определить основное назначение классификации, как способа систематизации и упорядочении предметов (понятий), установления закономерных связей между ними.
3. Изучить специфику развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2003.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

Основной метод формирования операции классификации – дидактическая игра, поскольку в младшем школьном возрасте игра еще является основным видом деятельности детей при переходе к основной ведущей учебной деятельности.

Дидактические игры направлены на формирование конкретных умений, входящих в операционный состав классификации:

    • определение набора предметов (объектов, явлений, процессов и т.д.), которые нужно классифицировать;
    • выявление основы для анализа и сравнения;
    • выбор основания, по которому будет осуществляться классификация;
    • деление по выбранному основанию на классы и подклассы;
    • проверка получившегося разбиения на классы;
    • название каждого класса полученного при классификации.

Подбор игрового материала произведен с соблюдением  поэтапного принципа развития действия классификации:

    • усвоение значений слов, относящихся к предметам и действиям;
    • формирование умения оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные;
    • сравнение с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений;
    • умение вычленять более широкие и более узкие понятия
    • анализ отдельного предмета (поиск признаков.

Материал дидактических игр варьируется в зависимости от содержательных линий начального курса математики, в рамках которых осуществляется развитие действия классификации.

Вначале подается материал для классификации с опорой на практические действия (кубики), на наглядность: картинки образы, затем слова и числа. Постепенно материал подается словесно.

Содержание проекта

Игры для детей подбирались в соответствии с выделенными принципами.

Формирование конкретных умений, входящих в операционный состав классификации происходило поэтапно.

На первом этапе детям предлагались игры на определение набора предметов, которые нужно классифицировать, для этого использовались кубики.

На втором этапе дети учились выявлять основы для анализа и сравнения, для чего также использовались кубики и картинки.

На третьем этапе дети учились делать выбор основания, по которому осуществляется классификация: форма, величина, толщина, цвет и т.п.

На четвертом этапе дети проводили деление по выбранному основанию на классы и подклассы.

На пятом этапе дети учились делать проверку получившегося разбиения на классы, исключение лишнего.

На шестом этапе дети учились назвать каждый класс полученный при классификации.

В соответствии с принципом варьирования содержательных линий вначале предъявлялись игры на кубиках, мозаике, на картинках, затем на вербальном материале – записанных словах и числах и в заключении – на вербальном материале без опоры на наглядность.

Подбор игрового материала осуществлялся также с соблюдением поэтапного принципа развития действия классификации.

Вначале дети знакомились с признаками понятий, учились выделять форму, размер, цвет и т.п. Затем учились оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные. Для этого детям предлагались игры – путаницы, классификации по картинкам, разбиение предметов по заданному признаку.

Далее у детей формируется логическая операция сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. Подбирались игры на поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов и явлений (Сравни понятия, Раздели на группы, Дорисуй).

Далее учащиеся учились давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки (Найди лишнее, Найди обобщающее слово).

Дидактические игры представлены в Приложении 3.

Занятия проводятся с группой первоклассников в течение трех месяцев. Оценка эффективности дидактических игр с целью формирования логической операции классификации проводится с помощью тех же методик, что и на констатирующем этапе исследования.

Для сравнения диагностика уровня развития операции классификации также проводится и в контрольной группе учащихся.

Выводы по главе 3

По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

На основе выявленного низкого уровня развития мыслительной операции классификации у младших школьников с ОВЗ была разработана методика формирования логической операции классификации.

Основной метод формирования операции классификации – дидактическая игра. Дидактические игры были направлены на формирование конкретных умений, входящих в операционный состав классификации. Подбор игрового материала произведен с соблюдением поэтапного принципа развития действия классификации.

Материал дидактических игр варьировался в зависимости от содержательных линий начального курса математики, в рамках которых осуществляется развитие действия классификации. Вначале подавался материал для классификации с опорой на практические действия (кубики), на наглядность: картинки образы, затем слова и числа, затем вербальный материал без опоры на наглядность.

Занятия проводятся с экспериментальной группой первоклассников в течение трех месяцев.

 

Заключение

Настоящее исследование предпринято с целью изучения процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.

В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.

В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме данного исследования выяснилось, что одним из приемов логического мышления, которым должен овладеть учащийся начальной школы является классификация. Для овладения данным приемом школьникам необходимы предварительные знания и умения. Они должны уметь находить для нескольких видовых понятий родовое; находить видовые понятия для данного родового; определять, принадлежит видовое понятие данному родовому или нет; определять родовой и видовой признаки понятия. Мышление детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей. В частности, такие дети склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию; они с трудом овладевают логическими операциями.

Организуя обучение математике детей в коррекционных классах и школах, следует ориентироваться на специально разработанные программы, учитывающие особенности контингента учащихся. Развитие логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике происходит поэтапно. При этом на каждом этапе любое действие, совершаемое с объектами, следует отрабатывать в материальном и материализованном плане.

Дидактическая игра является одним из средств, с помощью которых на уроках математики в условиях коррекционного обучения возможно привить ребенку с проблемами развития интерес к учебному предмету, воспитать любовь к занятиям и получить положительный обучающий эффект. У детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью еще остается игра и с помощью дидактических игр возможно формирование учебной деятельности в процессе игры. Кроме того, игра затрагивает эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством формирования умений и навыков.

При исследовании процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике выяснилось, что логическая операция классификации у младших школьников с ОВЗ недостаточно развита. Детям трудно найти признак классификации, вербализовать его, они часто делают ошибки даже при классификации по двум группам, не могут объяснить принцип, по которому разделяют картинки, особенно трудно детям дается классификация по вербальному материалу.

На основе выявленного низкого уровня развития мыслительной операции классификации у младших школьников с ОВЗ была разработана методика формирования логической операции классификации. Основной метод формирования операции классификации – дидактическая игра. Дидактические игры были направлены на формирование конкретных умений, входящих в операционный состав классификации. Подбор игрового материала произведен с соблюдением поэтапного принципа развития действия классификации. Материал дидактических игр варьировался в зависимости от содержательных линий начального курса математики, в рамках которых осуществляется развитие действия классификации. Вначале подавался материал для классификации с опорой на практические действия (кубики), на наглядность: картинки образы, затем слова и числа и словесно. Занятия проводятся с экспериментальной группой первоклассников в течение трех месяцев.

 

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4; Типовое положение об образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196.
  2. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Акимова М.К. Психологическая диагностика. – СПб.: Питер, 2005. - 303с.
  4. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет. – М., Сфера, 2005.
  5. Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. — М., 1986.
  6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997. - 224 с.
  7. Барташникова И.А., Барташников А.А Учись играя. - Харьков: Фолио, 1997. - 274 с.
  8. Волкова С. И. Изучение курса математика и конструирование// Начальная школа. – 1990 – №9, с. 16.
  9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1997. – 220 с.
  10. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Педагогика, 1983.
  11. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. -  М.: Просвещение, 1985.
  12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008.
  13. Денискина В. З. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. - М.: ЛПКиПРО, 2002.
  14. Детская психодиагностика: Практические занятия: Метод. указания / Ин-т "Открытое о-во"; Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003.
  15. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  16. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. -  М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1994.
  17. Игровые технологии обучения в начальной школе / Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. - М.: Академия, 2007. – 164 с.
  18. Игры, задания и упражнения математического содержания. / Л.И. Ермолаева. – Иркутск: 2000.
  19. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах.- М., 2000.
  20. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2008.
  21. Косова В.Н. Дидактические игры для младших школьников // Справочник классного руководителя, 2008, №5.
  22. Лисина М. И.  Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками.// Вопросы психологии. - 1982. - №4. - С.  18-20.
  23. Максименко С. Д., Бех И. Д. Психологический анализ механизма классификации у младших школьников//Вопросы психологии. - 1980. - №7. - С. 78 - 88.
  24. Минскин В.И. От игры к знаниям. – М., 2006.
  25. Освоение способов мышления и деятельности детьми младшего школьного возраста (по материалам Московского городского турнира памяти В. В. Давыдова «Мыслю, знаю, действую».) Департамент образования города Москвы. - М.: НИИ инновационных стратегий развития образования, 2007.
  26. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  27. Рабочая программа по математике. УМК «Начальная школа 21 века» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 2009.
  28. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007.
  29. Смирнов А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1982.
  30. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов. – М.: Просвещение,1966.
  31. Талызина Н.Ф. Начальные логические приемы мышления. – М.: Просвещение, 1994.
  32. Тихеева Е.И., Морозова О.Н. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание//Дошкольное воспитание. -1993. – №5.
  33. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  34. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  35. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1980.
  36. Чертыкова И. П. Особенности словесно-логического мышления младших школьников// Актуальные проблемы подготовки учителя в ВУЗе: (Материалы II республиканских Катановских чтений). В 2-х томах. – Т. 2. - Абакан: Изд- во ХГУ, 1995.
  37. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. – М., 1993.
  38. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2005.
  39. Юркевич B.C. К вопросу  о познавательной потребности у  школьников.  - М.: Просвещение, 1986.

 

Приложения

Приложение 1

Примеры игр на развитие операции классификации

В.Н. Косова

Игра «Добавь следующее». Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

Игра «Откроем замочек ключиком». У каждого учащегося ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У учителя несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур.

Е.В. Калмыкова

«Наряжаем елку». Наша елочка пока стоит «грустная», я не успела ее нарядить и в этом вы мне сегодня поможете. В этой коробке много новогодних игрушек, но каждая из них со своим заданием. Правильно выполнив его, вы сможете повесить игрушку на елку. Все зависит от вас, насколько елочка станет красивой: будет ли много их или одна.

Разгадай правило, по которому записаны числа и продолжи последовательность.

940 841 742

209 218 227

Выбери выражение, в котором действия выполняются в том же порядке, как они записаны:

24+ 48: ( 15-7)

35 : 5 + 6 * 2

68 + 2 – 50 + 43

Найдите значения этих выражений.

Барташникова И.А. и Барташников А.А.

«Необычные примеры». Дети решают примеры, которые записаны необычным способом.

Что посеешь + пока горячо = ?

Семь раз отмерь: не все то золото = ?

Куй железо х что посеешь = ?

: цыплят  по осени = ?

Куй железо, пока горячо - Не все то золото, что блестит = ?

Семь раз отмерь, один отрежь - Цыплят по осени считают = ?

Ключ: 0 - один раз отрежь... 1 - что посеешь... 2 - считают... 3 - не все золото... 4 - куй железо.. 5 - цыплят по осени... 6 - пока горячо... 7 - то и пожнешь... 8 - что блестит... 9 - семь раз отмерь.

В.Г. Коваленко

«Смекалка»

Числа от 1 до 12 размещаются (по одному числу в каждой фигуре) так, что составляют одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Характеристика методик исследования

1. Методика  «Четвертый лишний». Предложена  Е.Л. Агаевой для определение уровня развития операции классификации у старших дошкольников и младших школьников.

В методику входят наборы картинок по классификациям, где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”:

    • «Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг.
    • «Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф.
    • «Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида.
    • «Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли.
    • «Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона.

Информация о работе Овладение младшими школьниками логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике