Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 00:24, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.
Введение………………………………………………………....…………...стр. 3
Глава 1.Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……..….……………………………….…………….стр.6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия»………….....стр.6
1.2.Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………..…………………………стр. 17 1.3.Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………….……………………..…………………………стр.29
Выводы по первой главе…………………….………………….…………стр.37
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий….стр. 39 2.1. Диагностика уровней сформированности коммуникативных УУД у младших школьников……………………….…..…………………..….стр.39 2.2. Методы и приемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников……………………………….……...…………………….......стр.48
Выводы по второй главе………..…………………..…………………….стр.63 Заключение…………………………………..………………..…………....стр.65 Список литературы.…………
Решая первую задачу мы установили,
что универсальные учебные
Решая вторую задачу мы выяснили, что под коммуникативными универсальными учебными действиями понимается умение ограниченно и последовательно действовать в публичной обстановке; умение в общении управлять инициативой, техникой интонации, логикой речи, ее выразительностью и эмоциональностью; образной передачей информации; умение составлять короткий диалог; умение излагать приобретенные знания (ответ на уроке, участие в школьных мероприятиях, выступления с докладами).
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.).
Третьей задачей нашего исследования
было выявить особенности
1.Коммуникация как
2. Коммуникация как условие рефлексии и интериоризации - речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания. Диалог в общении, рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий, осуществляемых действий, способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
3. Коммуникация как кооперация (сотрудничество) - коммуникативные действия, направленные на сотрудничество, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Умение договариваться, находить общее решение, ставить цели и планировать их достижение, распределять функции в группе, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, умение разрешать конфликты, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
В четвертой задаче нам нужно было определить уровни сформированности коммуникативных УУД младших школьников. Для этого мы провели диагностику, в которой использовали следующие методики: опросник для оценки потребности в общении (автор Е.И. Рогов), тест по определению психологической атмосферы в классе (автор Н. Тутушкина), задание «Совместная сортировка» (автор Г.В. Бурменская).
Проведенный эксперимент позволил нам сформировать следующие уровни сформированности коммуникативных УУД младших школьников: Высокий уровень - умение ясно и четко излагать мысли, умение аргументировать и выносить суждения; умение слушать и слышать; умение анализировать; умение работать в команде (в паре), умение быть лидером; умение общаться внутри группы; умение управлять своим поведением в общении.
Средний уровень - не всегда излагают свои мысли ясно и четко; иногда допускают ошибки в заданиях; умение формулировать вопросы; не всегда сохраняют доброжелательность.
Низкий уровень - неумение и нежелание договариваться; пассивность или агрессивность; не предоставляют помощь; не умеют излагать свои мысли; не слушают, отвлекаются.
И наконец, решая пятую задачу, мы выявили эффективные методы и приемы для развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальных классов. Это такие методы и приемы обучения как работа в парах, методы подражания и сотрудничества, работа в малых группах, дискуссия, наблюдение и фиксирование результатов, дидактические игры, уроки общения и т.д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК