Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования – разработать и апробировать комплекс занятий, направленный на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества.
Объект исследования – процесс речевого развития младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Введение…… ………………………………………………………………..……4
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проблемы развития речи младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………………………………………..……………………..8
1.1. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….…………………...…..8
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...…...14
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи младших дошкольников……………………………………...……..……19
Жанровое разнообразие произведений устного народного творчества…………………………………………………………………………...23
Особенности восприятия произведений устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста……………………………..…28
Методы и приемы, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста……………………………………………...…34
Анализ программного содержания работы по развитию речи младших дошкольников и их ознакомлению с произведениями устного народного творчества………………………………………………………………40
Анализ методических рекомендаций по речевому развитию детей младшего дошкольного творчества…………………..………………….58
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы по проблеме развития речи у младших дошкольников в процессе их ознакомления с произведениями устного народного творчества……………….............................73
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы: диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста………………………..73
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс занятий, направленный на речевое развитие дошкольников………………………….…..82
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы……………………………………………………………106
Заключение………………………………………………………………….….116
Список литературы……………………………………………………………..118
Обращая внимание детей на природные явления, мы стараемся, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учим радоваться и солнцу, и дождю и радуге:
А ты радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя.
Давай нам солнышка - колоколнышка!
Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.
Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.
Уродись, бобы
Велики круты,
В поле густы,
На столе вкусны.
Матушка репка
Уродись крепка
Ни густа, ни редка
До великого хвоста.
Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе:
Сосна, сосна
Отчего ты красна?
Оттого я красна,
Что под солнышком росла!
В потешках и песенках оживают явления природы (Ночь пришла, темноту привела, «Солнышко-ведрышко» «обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят…», «на небе появилась радуга-дуга…»), действуют животные кисонька- мурысынька, курочка- рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи).
Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, мы стали подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей - “Дочка моя - куколка”. Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную “Катенька, баю, бай”, учили их ходить и ритмично приговаривали ходушку. Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Так обычно и поступаем. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками.
В русской культуре природа всегда была как бы членом семьи человека. А родная земля – продолжением его дома. Не удивительно поэтому, что большими красивыми праздниками люди отмечали приход нового года, весеннее пробуждение земли, плодородную осень. Для детского сада новый год начинается в сентябре. Первый праздник – это Осенины, встреча осени. Новый год ждём уже с середины декабря. Предвкушаем праздник, но не репетируем его, ждём чуда. А потом придёт масленица: блины, катание на санках, сжигание чучела. Важно только масленичные спеть: « А масленица годовая, гостьюшка дорогая и т.д.» Приглашаем мам на 8 Марта, праздником встречаем весну: «Весна пришла – тепло принесла». А летом будет и праздник берёзки, и экологический праздник ,и весёлые старты. Но в нашей группе есть свои , особые праздники. Дни рождения детей, которые отмечаются именно в день самого торжества. Все встают в круг, в центре именинник. Ему поём величальную песню: « У нас ли царевич, у нас ли дорогой. Царевич удалой - свет Егорушка». « У нас ли царевна, у нас ли дорогая, царевна – раскрасавица, свет – милая Настенька, свет Настенька-голубушка». Дарим подарок, сажаем на почётное место, угощаем тем, что приготовили родители именинника.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, мы ведем работу с родителями по этой теме; в беседах, в папках - передвижках объясняем им ценность русского фольклора для воспитания детей; знакомим с потешками, колыбельными песенками, ведь многие родители не помнят их содержания. Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказали родители моих воспитанников - благоустройство игровых уголков и группы. Мы привлекали их к совместным играм и беседам. Приглашали родителей на занятия («Игра с куклой») с помощью которых родители учились, как правильно играть с ребёнком дома. Они с интересом смотрели занятия, принимали участие в подготовке необходимой атрибутики, знакомились с информацией и задавали вопросы, на которые мы с удовольствием отвечала. И в заключении, хотелось бы отметить, что работа проводимая нами в течении учебного года, дала хорошие результаты и к концу года, результаты диагностики по развитию речи, показали, что почти все дети научились говорить внятно, самостоятельно использовать потешки, песенки, стихи. Обогатился словарный запас. Чисто произносят гласные и простые по артикуляции согласные звуки (м, п, б, в, ф). Дети отвечают на простые вопросы, легко общаются друг с другом. Родители отмечают, что у большинства детей появился интерес к книгам, некоторые исполняют дома песенки и потешки. Дети с радостью идут в детский сад, с удовольствием ждут начала занятий, активно участвуют и отвечают на вопросы. Мы очень рада, что наша работа по использованию устного народного творчества, положительно влияет на развитие речи детей, приносит хорошие плоды. Очень важно, что родители понимают и помогают нам в этой работе с детьми.
Мы уверены, что фольклор
эффективно развивает устную речь ребёнка,
влияет на его духовное, эстетическое
и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной
культуре следует начинать с
раннего детства. Фольклор является уникальным
средством для передачи народной мудрости
и воспитании детей на начальном этапе
их развития. Детское творчество основано на подражании,
которое служит важным фактором развития
ребенка, его речи. Постепенно у малышей
формируется внутренняя готовность к
более глубокому восприятию произведений
русской народной литературы, обогащается
и расширяется словарный запас, способность
к овладению родной речью.
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы: оценка эффективности проделанной работы
Работа по развитию речи проводилась в течение года. Чтобы убедится в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели контрольный эксперимент по тем же параметрам и показателям. В контрольном эксперименте участвовало 15 детей.
Для контрольного этапа эксперимента используется методика предложенная Ушаковой О.С, Струниной Е.М в пособии «Методика развития речи детей дошкольного возраста» по выявлению уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста, задания усложнены по сравнению с диагностикой констатирующего этапа эксперимента.
Задание 1.
Первое задание, которое вводит ребенка в систему проверки, это пересказ сказки. Пересказ осуществляется индивидуально.
Материал: небольшая мягкая игрушка — собачка черного цвета. Этот персонаж будет «участвовать» на протяжении всего обследования состояния речевого развития ребенка.
Нужно сесть с ребенком за стол.
— Ты любишь сказки? Какие сказки ты знаешь? Какая сказка тебе нравиться больше всего? (Ответ ребенка.)
Ответ может быть развернутым, но нужно себе четко представлять границы, чтобы это общение не увело ребенка от выполнения задания.
Раздается «ав-ав-ав», и появляется собака.
— Кто это? Посмотри, какая она грустная. Знаешь почему? Она очень любит слушать сказки. Расскажи ей (называется имя ребенка) свою любимую сказку.
— Ав-ав-ав. Да, расскажи мне, Коля, пожалуйста, сказку. Я очень люблю слушать сказки.
Этот диалог собаки с ребенком — необходимое условие. Апробирование данного задания показало, что ребенок может отказаться от его выполнения в случае, если это предложение исходит от взрослого, но если его «просит» об этом собачка, отказов, как правило, не бывает.
Ребенок может взять игрушку в руки и рассказывать. Но в случае затруднения предложить рассказать сказку «Курочка Ряба». Если же пауза слишком затягивается, то нужно начинать самому: «Жили-были ...», предлагая интонацией незавершенности включиться в пересказ.
— Спасибо. Мне очень понравилась сказка (говорит собака).
Это задание оценивается по трехбалльной системе. Проверяется связность речи: умение самостоятельно передать небольшое по объему художественное произведение в определенной последовательности и логике.
3 балла получает ребенок, если он самостоятельно, соблюдая логичность и последовательность, передает содержание текста.
2 балла получает тот ребенок, который договаривает фразу, начатую проверяющим, соблюдая логичность и последовательность.
Проверяющий: Жили-были...
Ребенок: дед и баба.
Проверяющий: И была у них...
Ребенок: курочка Ряба.
1 балл ставится ребенку, если он договаривает за проверяющим отдельные слова.
Проверяющий: Жили-были дед и...
Ребенок: баба.
Проверяющий: И была у них курочка...
Ребенок: Ряба.
Если ребенок сам выбирает текст для пересказа, говорит, про что он будет рассказывать (например: Я расскажу про репку, теремок и т. п.), то к оценке добавляется еще 1 балл (2+1; 3+1; 1+1).
Задание 2. Понимание значения слова черныш.
Выполнение данного задания является продолжением диалога между проверяющим, ребенком и собакой.
— Собачке понравилась твоя сказка. Ты знаешь, как ее зовут? Ее зовут Черныш. Как ты думаешь, почему так назвали собаку? (Ответ ребенка.)
После ответа проверяющий обязательно дает правильное пояснение: «Ее назвали Черныш, потому что она черного цвета». Если нет собаки-игрушку черного цвета, то ее можно заменить. Но в этом случае ее уже будут звать Рыжик, Беляк и т. п.
В этом задании проверяется умение ребенка выделить характерный признак и по этому признаку раскрыть значение слова. Оно оценивается по трехбалльной системе.
3 балла получает ребенок за правильный ответ: Черныш, потому что она черная (черного цвета).
2 балла — если ребенок выделяет признак, но объясняет значение недостаточно точно: Черныш, потому что она чумазая, грязная.
1 балл — если ребенок пытается объяснить: Черныш, потому что она бегает.
Задание 3. Понимание и правильное употребление пространственных предлогов.
Материал: собачка, шкаф из кукольной мебели.
Это задание также плавно вытекает из предыдущего. Для ребенка — это игра с собачкой.
Понимание предлогов в, на, га, под, около проверяется, когда ребенку дается задание, а он его выполняет. Например «Посади собачку на, под шкаф». Как правило, ребенок выполняет это задание молча, но в данном случае от него ничего другого и не требуется. В схеме нужно фиксировать ответ ребенка: «+» — правильно выполнено задание, «-» - неправильно. В схеме можно записать и предлог-замену. Например, при задании «Посади собачку в шкаф» ребенок сажает игрушку на шкаф. В графе в пишется предлог на.
Употребление предлогов проверяется, когда после выполнения задания ребенок называет этот предлог, употребляет его в речи. Ответ также фиксируется в схеме.
Во время выполнения этого задания ребенок может ходить по групповой комнате, заглядывать в разные места. Нужно обязательно комментировать его действия: «Нет, на шкафу нет собачки, куда она могла спрятаться? Да, ты ее нашел. Она сидит...» (Ответ ребенка.)
— Черныш очень любит играть в прятки. А ты любишь? Собака: «Давай с тобой поиграем в прятки!» Достать игрушечный шкаф.
— Сначала выполни мои команды: посади собачку на шкаф, под шкаф, за шкаф, в шкаф, около шкафа. Теперь отвернись. Ты будешь водить, Черныш спрячется. Когда его найдешь, скажешь, где он сидит.
Ребенок отворачивается, спрятать собачку поочередно в, за, под шкаф, сажает на, около шкафа.
— Где сидит Черныш?
После каждого ответа ребенка дается правильная грамматическая форма: «Да, Черныш сидит за, под шкафом», «Ты правильно сказал, что он сидит в шкафу».
Собака: «Мне понравилось с тобой играть в прятки. Спасибо!»
3 балла получает ребенок, если он правильно выполняет задание на понимание и употребление не менее трех предлогов.
2 балла — если ребенок правильно выполнил задание на понимание и употребление предлогов в, на.
1 балл ставится ребенку, который выполнил задание на понимание и употребление предлогов в или на.
Задание. Умение образовывать названия детенышей животных, употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
Материал — картинки: кошка, котенок, котята; коза, козленок, козлята; курица, цыпленок, цыплята; собака, щенок, щенята.
Выполнение данного задания проводить за столом.
— Сейчас я вам расскажу одну историю, которая произошла летом. Был солнечный день, и на лужок (показывать на стол) прибежала (показать картинку, на которой изображена кошка) ... (ответ ребенка).
Ребенок должен назвать животное. Если он этого сделать не может, то «отвечает» собака: «Это кошка».
— Ей очень понравилось гулять по лугу, и кошка позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш? Да, один детеныш котенок, а много — кто детеныши у кошки? Посмотри картинку. Кто детеныши у кошки? Правильно, котята.
Если ребенок не может ответить, то показывается картинка с котенком. В случае, если ребенок и после предъявления картинки не может назвать детеныша, то назвать самому или можно назвать первый слог слова: «Кооо...».
— Прибежали и котята. Им тоже понравилось бегать по травке. На столе уже две картинки: кошка, котенок.
— Мама... (показ картинки, на которой изображена коза, ребенок должен назвать животное). Мама-коза позвала своего сыночка. Кто сынок у козы? (Козленок.) Один детеныш – козленок, а много – кто детеныши у козы? Правильно, козлята.
Ребенок может назвать детеныша сразу или после предъявления картинки.
— Вышла погулять и (показ картинки, после чего ребенок называет слово) курица со своим детенышем. Кто у нее детеныш? Мама—курица, а детеныш ... (цыпленок), а много детенышей…(цыплята).
После показа картинка остается на столе.
— Прибежала и (показ картинки, ребенок называет слово) собака, а с ней ее сынок. Кто сынок у собаки? Правильно, щенок, а много детенышей у собаки … (щенята).
Необходимо так задавать вопрос, чтобы ребенок назвал существительное в именительном падеже единственного и множественного числа: котенок, котята; козленок, козлята; цыпленок, цыплята; щенок, щенята.