Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:29, доклад
Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог.
В. П.Тихомиров
Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
- это системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей ( М. И.Кларин)
- совокупность психолого-
- область педагогических знаний, отражающая характеристики глубинных процессов педагогической деятельности (С. А. Днепров, В. М. Кадневский)
– новое (с 50-х гг. 20 в.) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий (Коджаспировы)
– совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Б. М. Бим-Бад).
Классификация педагогических технологий
Тенденция |
Задача |
Технологии |
|
Переход от обучения к учению |
Поиск организацион- ных форм освоения содержания образования |
Модульного обучения Организации самостоятельной работы Дистанционного обучения Другие |
|
Реализация компетент-ностного подхода |
Расширение спектра видов продуктивной образовательной деятельности обучающихся |
Проектной, учебно-исследовательской деятельности Анализа конкретной ситуации Организации творческой деятельности Другие |
|
Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» |
Осуществление учения |
Рефлексивного обучения оценки достижений, самоконтроля, Самообразовательной деятельности |
|
Возрастание роли информации в современном мире |
Организация работы с информацией |
РКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/ Информационные Проблемного обучения Другие |
|
Возрастание роли командной работы в современном мире |
Организация группового взаимодействия в образовательном процессе |
Организации группового взаимодействия Организации дискуссии Обучения на основе социального взаимодействия и т. д. |
|
Некоторые классификации педагогических технологий
(по Г. К. Селевко)
По уровню и характеру применения:
1) социально-педагогические – общепедагогические;
отраслевые – частнопредметные;
модульные – локальные – узкометодические;
конкретно-личностные;
2) монотехнологии и политехнологии (интегративные).
По ориентации на сферы и структуры индивида:
информационные (сфера ЗУН),
операционные (сфера умственных действий),
эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные
(сфера эстетических и нравственных отношений),
технологии саморазвития
(формирование
самоуправляющих механизмов
эвристические (действенно-
психофизиологические и компетентностные
(ключевые компетентности личности).
По характеру содержания и структуры:
светские и религиозные,
общеобразовательные и профессионально-
гуманитарные и технологические,
валеологические и экологические,
различные отраслевые (частнопредметные).
По виду педагогической деятельности:
– обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие;
– педагогической поддержки (сопровождения), реабилитации, педагогической помощи;
– социализации, адаптации, автономизации, социального закаливания;
–управления, диагностики (мониторинга), коррекции (компенсации), манипуляции;
– психолого-педагогические, социально-педагогические, медико-педагогические, культурологические.
По типу управления учебно-воспитательным процессом:
классическое лекционное (вербальное),
классическое традиционное обучение,
система малых групп,
компьютерное индивидуальное,
программированное обучение,
взаимообучение,
массовое,
самостоятельное изучение печатной продукции (работа с книгой),
современное традиционное обучение с классическими ТСО,
индивидуальное (система «консультант»),
индивидуальное (система «репетитор»),
самоуправление,
административное управление.
По преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения:
активные – пассивные;
догматические – продуктивные;
объяснительно-иллюстративные – проблемные;
убеждения (вербальные) – наглядные – практические;
проблемные – поисковые – исследовательские;
индивидуальные – групповые – коллективные и т. д.
По подходу к ребенку и воспитательной ориентации:
субъект-объектные и субъект-субъектные;
интерактивные – интраактивные – экстраактивные;
авторитарные – демократические – либеральные;
дидакто-, социо-, антропоцентрические;
личностно-, деятельностно-, средоориентированные;
коллективного воспитания – индивидуальные;
технологии сотрудничества – самовоспитания.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
Игровые технологии
Технологии проблемного обучения
Технология проектного обучения
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Тренинговые технологии
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Технология программированного обучения
Технология уровневой дифференциации
Технология дифференцированного обучения по интересам детей
Технология индивидуализации обучения
Технология коллективного способа обучения
Технология групповой деятельности
Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Технологии развивающего образования
Система развивающего обучения Л. В. Занкова
Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Технология диагностического прямого развивающего обучения (авт. – А. А. Востриков)
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (авт. – И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов)
Личностно-ориентированное развивающее обучение
Технология саморазвития личности учащегося А. А. Ухтомского – Г. К. Селевко
Школа авторизованного образования
Интегративная технология развивающего обучения Л. Г. Петерсон
Альтернативные технологии
Технология продуктивного образования
Технология вероятностного образования
Технология мастерских
Технология эвристического образования
Технология на основе дидактического и методического усовершенствования учебно-воспитательного процесса
Критерии технологичности
1.Концептуальность (опора на определенную научную концепцию).
2.Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей).
3.Управляемость (
4.Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения).
5. Воспроизводимость (возможность применения другими).
Признаки современных педагогических технологий:
• единство творческого замысла и алгоритма деятельности
• постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде
• личностное отношение к познавательной деятельности
• взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов
• постоянная рефлексия над полученными результатами, выращивание «живого знания»
• диалоговая позиция
Условия эффективности использования педагогических технологий
на занятиях
1. Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом (цель над средством, а не наоборот).
2. Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств).
3. Проектирование желаемого результата.
4. Отбор наиболее значимого материала, его структурирование.
5. Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль). Оценка эффективности.
6. Система коррекционных мер.
7. Мотивация учащихся.
8. Обязательное последовательное выполнение всех этапов.
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть
даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными
силами, собственным напряжением.
А. Дистервег
Авторы – Дж. Рассел (США), П. Юцевичене, М. А. Чошанов (отечественная педагогика).
Модуль – учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу материала и предписывающий обучающемуся действия (по Расселу). В основе технологии – идеи смешанного программирования, блочной подачи учебного материала, прямой и обратной связи, сочетания контроля и самоконтроля.
Учебный модуль – это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебные задачи, методические рекомендации, ориентировочную основу действия и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности.
Структура модуля
Модуль выстраивается по принципу разбивки учебного материала
по учебным элементам
Достоинства модульного обучения:
1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.
2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
4. Поэтапный – модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
5. Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.
6. Возможность рейтингового контроля.
Модели структуры обучающего модуля
Модель 1:
– целевой блок (осознание близких, средних и отдаленных перспектив учения обучающимися, формирование положительной мотивации учения, активной позиции в учебном процессе, развитие самостоятельности);
– информационный блок (структурирование содержания учебного материала);
– методический блок (серия способов и путей усвоения содержания обучения, возможность выбора индивидуальных учебных маршрутов);
– блок контроля и оценки результатов (текущий контроль – самоконтроль и самооценка; итоговый контроль; в целом – циклическое управление).
Модель 2:
– блок «входа»/входной контроль (пропуск в модуль через актуализацию опорных компетенций, наличие ссылок к пройденному учебному материалу при выполнении контрольных заданий, учет междисциплинарных связей; может быть словесным, текстовым, тестовым и т. д.);
– блок обобщения (постановка проблемы и системное представление структуры данного модуля; формы – генеалогическое дерево, фреймовая сетка, опорный конспект/блок-схема, алгоритм/инструкция);
– теоретический блок (центральный, изложение основного содержания в теории вопроса и развитие культуры мышления);
– блок генерализации (обобщение содержания модуля путем сжатия информации и представления ее в удобном для запоминания виде; формы – как в блоке обобщения);
– блок «выхода» (могут быть полный, сокращенный или углубленный варианты модуля).
Модель 3:
– учебные цели (сроки реализации программы, основной метод обучения/учения, используемые учебные материалы и ресурсы;
– детальное оглавление модуля (предъявление всех дидактических единиц, которые необходимо усвоить, на уровне понятий и связей между ними);
– структурная схема (указание места модуля в модульной программе);
– учебный элемент модуля (тесты, кейсы, упражнения по материалу модуля, основной текст учебного элемента, включая «боксы» с примерами и упражнениями», выводы и заключения);
– библиографический список, источники (основная и дополнительная литература);
– глоссарий (толковый словарь основных терминов и понятий, используемых в данном модуле).
Этапы технологии (этапы разработки модуля):
Шаг 1. Выдвижение целей и задач (особенность – формулирование в деятельностном аспекте).
Шаг 2. Установление контроля за усвоением этих задач (формулировка задач обучения и конструирование критериев их оценки, составление контрольных заданий с целью определения уровня усвоения, закрепления усвоенного, диагностирования трудностей; конструирование эталонного контроля).
Шаг 3. Конструирование учебного материала, помогающего обучающемуся освоить тему (идея соответствия структуры учебного материала структуре дидактических целей модуля).
Построение модуля какой-либо дисциплины:
Наименование модуля. Теоретические занятия Практические занятия. Лабораторный практикум. Программное обеспечение. Самостоятельная работа учащихся.
Информация о работе Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог