Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа
Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.
1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства
В 1931 г. Положение о милиции выводит ее из подчинения местным органам власти, создается централизованная система управления милицией.
В декабре 1936 г. принимается новая Конституция СССР. Основами государственной системы СССР провозглашаются – власть Советов, социалистическая собственность и обязанность каждого трудиться.
Высшим
Органом власти является Верховный
совет, осуществляющий законодательные
функции. Он состоит из 2 палат –
Совет Союза и Совет
Высшим органом госвласти в а.р. является Верховный совет АССР. В краях, областях, округах, районах, городах, селах являются Советы депутатов; а высшим органом исполнительной власти – исполкомы в составе: председателя, замов, секретаря и членов.
На основании Конституции 1936 г. в СССР были впервые проведены выборы Советов на основе всеобщего тайного голосования. Прекратилось лишение прав на основании классовой принадлежности. Провозглашалась всеобщая воинская повинность.
45. Реформы государственного
управления СССР в 1950-60-е
Более серьезные
изменения произошли в
Значительно
более серьезные попытки
Параллельно
формировалась система
Вскоре
созданная территориальная
В 1955 – 1958
гг. происходило также расширение
конституционных прав союзных и
автономных республик. Так, из подчинения
союзных органов было передано большое
количество промышленных предприятий
и расширены полномочия республиканских
министерств, изменен порядок планирования
и финансирования. В ведение республик
были переданы функции по руководству
судебной системой, расширялись законодательные
полномочия республиканских Верховных
Советов. За верховными органами СССР
закреплялось лишь право установления
основ в решении вопросов областного
и краевого административно-
На базе
этих законодательных изменений
были произведены определенные преобразования
в территориальных и
Одной из острейших проблем начала 50-х гг. была острая нехватка продовольствия. Послевоенная колхозная деревня потеряла миллионы своих тружеников на фронтах Великой Отечественной войны. Работа в колхозах оплачивалась плохо. Крестьяне жили за счет своих подсобных хозяйств, но эти хозяйства были обложены высокими налогами. Неэффективность колхозного производства и непомерные налоги на личные подсобные хозяйства приводили к острой нехватке продовольствия. Даже в Москве существовали проблемы с обеспечением населения самыми необходимыми продуктами – хлебом, картофелем, овощами.
На сентябрьском
(1953) Пленуме ЦК КПСС были признаны серьезные
проблемы в сельском хозяйстве, на котором
были предусмотрены налоговые
Попытка сократить число министерств, предпринятая весной 1953 г., оказалась неудачной. Их количество продолжало увеличиваться.
В 1957 г. Верховный
Совет СССР узаконил переход от вертикального
управления – через министерства
– к территориальному, через специально
созданные совнархозы. Значительное
число союзных ведомств упразднялось.
Экономические последствия
46. Конституция СССР 1977 года.
7 октября
1977 года Верховным советом СССР
принята новая Конституция
Конституция 1977 г. не изменила политическую организацию общества. Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом госвласти СССР – представительный законодательный орган власти. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты собирались дважды в год на сессии Верховного Совета.
Верховный Совет СССР был наделен правом высшего контроля за деятельностью государственного аппарата. Функции Верховного Совета СССР:
избрание Президиума Верховного Совета СССР,
образование Правительства СССР,
избрание Верховного суда СССР,
назначение Генерального прокурора СССР.
назначение следственных и ревизионных комиссий по любому вопросу.
Он состоял
из двух равноправных палат – Совета
Союза и Совета Национальностей.
Совет Союза избирался по норме:
один депутат от 300 тыс. человек населения.
В Совет Национальностей
Формально
исполнительная власть была представлена
системой министерств и ведомств,
возглавляемых Советом
Судебная
власть оставалась в значительной зависимости
от исполнительной. Министерство юстиции
СССР, восстановленное в 1970 г. должно
было руководить адвокатурой; в составе
Минюста были управления общих судов,
военных трибуналов. Высшим судебным
органом был Верховный суд
СССР. На него возлагался надзор за судебной
деятельностью, он обладал правами
суда первой инстанции и надзора
дел в кассационном порядке. Высший
надзор за соблюдением законов
О реальном
функционировании государственного аппарата
страны можно говорить с учетом особенностей
политического устройства СССР. Статья
6 Конституции 1977 г. провозглашала, что
КПСС является ядром политической системы
– дублирование всей системы управления
партийным аппаратом. Происходило
своего рода срастание высших звеньев
партийного и государственного аппаратов.
Все руководители высшего партийного
звена напрямую вмешивались в
деятельность всех ветвей государственной
власти. Секретари ЦК руководили отделами
аппарата ЦК КПСС. Структура аппарата
ЦК, по сути, дублировала органы исполнительной,
законодательной и судебной властей,
а также детально отражала систему
союзных министерств и
47. Государственное и муниципальное управление в СССР в 1980-е годы.
Все изменения
шли по линии увеличения числа
общесоюзных и союзно-
Первые
признаки изменения курса проявились
уже в период пребывания на посту
генсека ЦК КПСС Ю.В. Андропова (1983—1984
гг.), который попытался навести
порядок и дисциплину с помощью
административных и силовых мер.
Но в полной мере попытки реформирования
советского общества нашли отражение
в политике М.С. Горбачева (1985—1991 гг.),
пришедшего к власти в 1985 г. Первоначально
политика перестройки была направлена
на ускорение социально-
Местное самоуправление. После принятия в 1977 г. Конституции в 1979—1980 гг. издается ряд законодательных актов, определявших полномочия Советов всех уровней. Но на практике повысить роль местных Советов не удалось: тенденции к централизации и бюрократизации были гораздо сильнее. Местные Советы по-прежнему не имели собственных источников финансирования. Они оставались бессильными и безгласными. Без предварительного обсуждения в партийных органах они не могли рассмотреть ни одного вопроса. При формировании постоянных комиссий Советов в них оказывалось большое количество представителей аппаратных структур. Так к середине 80-х гг. нарастал кризис Советов.
Первые
два года перестройки — 1985—1986 гг.—
не внесли существенных перемен в
положение местных Советов
Первые робкие попытки реформы Советов относятся к 1987 г. К этому времени стали уже очевидны основные направления изменений: реформа избирательной системы, расширение гласности в работе Советов, их хозяйственной и финансовой самостоятельности.
Эксперимент
по реформе избирательной системы
был приурочен к выборам в
местные советы в июне 1987 г. В нем
участвовал 2341 Совет. Сущность эксперимента
состояла во введении многомандатной
системы, при том, что число кандидатов
могло превышать число
Уже первые
альтернативные выборы 1989 г. принесли
перемены — потерпели неудачи
партийные руководители ряда крупных
городов, в том числе Москвы и
Ленинграда. Советы были плохо приспособлены
для работы в условиях плюрализма
и становящейся многопартийности. Депутаты
хотели одновременно и принимать
законы, и исполнять их. Председатель
Совета должен был разрываться между
работой на сессии и руководством
городским хозяйством. Участились конфликты
между различными уровнями власти.
Назревала муниципальная
Первыми необходимость закона о муниципальном самоуправлении осознали союзные власти. Разработка подобного закона началась еще в 1988 г. Отдавая дань прошлому, местное самоуправление определялось как часть социалистического самоуправления народа. Но закон содержал и ряд важнейших новаций. Местное самоуправление стало пониматься только как территориальное. Радикальной мерой послужила ликвидация «двойного подчинения» исполнительных органов местного самоуправления, однако от этой меры очень быстро пришлось отказаться. В качестве основы местного хозяйства закон утверждал коммунальную собственность.