Политические партии Кыргызстана: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.docx

— 180.36 Кб (Скачать файл)

ний избирателей должны были быть представлены в соответствующие  местные 

кенеши. Протоколы же о  выдвижении кандидатов в состав участковых комиссий 

референдума от политических партий и общественных объединений  заверяют-

ся подписями председателя и секретаря конференции (собрания) и печатью по-

литической партии либо ее регионального отделения, общественного  объедине-

29 Закон Кыргызской Республики  «О политических партиях» от 12 июня 1999 года, статья 16.

30 «Кодекс о выборах  в Кыргызской Республике»   от 29 мая 1999 года.

Политические партии Кыргызстана

32

ния. Протоколы от собраний избирателей заверяются подписями  председателя и 

секретаря собрания. К протоколу  собрания прилагается список участников собра-

ния с указанием места  жительства. Список должен был быть заверен подписью

председателя и секретаря  собрания.

С этого же года вводится в действие другой нормативно-правовой документ - За-

кон Кыргызской Республики от 1999 года «О политических партиях»31. Так  впервые в 

указанном документе было дано определение политической партии, которое отдель-

ной статьей нами указано  в начале первого параграфа первой главы. Согласно ново-

му закону, политические партии могут иметь фиксированное и/или  нефиксированное 

членство. Также членами  политических партий могут быть дееспособные граждане

Кыргызской Республики, достигшие 18-летнего возраста, добровольно  вступившие в 

партию, признающие ее устав  и программу. В соответствии с  Законом «О политиче-

ских партиях», гражданин  Кыргызской Республики может быть членом только одной 

политической партии. Государственные  же служащие вправе осуществлять партий-

ную деятельность вне связи  со своей служебной деятельностью.

Каждая политическая партия должна иметь свой юридический документ -

устав, открытый для всеобщего  сведения.

В уставе отражаются:

•  название политической партии, ее местонахождение;

•  структура политической партии, порядок формирования, компетенция 

и сроки полномочия ее руководящих  органов;

•  сроки созыва конференций, съездов;

•  условия и порядок  приема в члены политической партии и выхода из нее;

•  права и обязанности  членов политической партии;

•  порядок принятия решений, их осуществления и формы контроля;

•  источники образования  средств и иного имущества  политической партии;

•  порядок внесения изменений  и дополнений в устав политической партии;

•  порядок прекращения  деятельности политической партии и  судьба ее

имущества.

В уставе могут предусматриваться  и иные положения, относящиеся к  деятель-

ности политических партий и  не противоречащие Конституции Кыргызской Ре-

спублики и соответствующим  законам Кыргызской Республики32. Статья 11 ука-

занного закона регулирует права  и обязанности политических партий. Так для 

осуществления целей и  задач, определенных в их программных  документах,

иных актах, политические партии имеют право:

•  свободно распространять информацию о своих целях и  деятельности,

учреждать средства массовой информации, в установленном законом  порядке 

31 Закон Кыргызской Республики  «О политических партиях» от 12 июня 1999 года N 50.

32 Там же, статья 8.

Политические партии Кыргызстана

33

проводить митинги, демонстрации, собрания и другие массовые мероприятия;

•  объединяться на добровольных началах в политические блоки, союзы,

объединения;

•  участвовать в выборах  Президента, в Жогорку Кенеш и  в другие выбор-

ные государственные органы Кыргызской Республики;

•  демократическим путем  влиять на выработку решений государствен-

ных органов;

•  выдвигать своих  претендентов в кандидаты на должность  Президента

Кыргызской Республики;

•  выдвигать своих  кандидатов для избрания в Жогорку  Кенеш и в орга-

ны местного самоуправления единым партийным списком, вести  предвыбор-

ную агитацию, формировать  группы поддержки;

•  осуществлять  иные  функции,  предусмотренные  законодательством 

Кыргызской Республики. Руководящие  же органы партии должны обязательно 

находиться на территории Кыргызской Республики.

В отношениях с государством, государство гарантирует соблюдение прав и 

законных интересов политических партий, создание в соответствии с  Конститу-

цией Кыргызской Республики и законами Кыргызской Республики равных пра-

вовых условий для выполнения ими своих уставных задач.

В то же время запрещается  вмешательство государственных  органов и долж-

ностных  лиц  в  деятельность  политических  партий  за  исключением  случаев,

предусмотренных законом. К  примеру, Министерство юстиции Кыргызской Ре-

спублики имеет право  требовать от руководящих органов  политической партии

объяснения по вопросам, связанным  с нарушением устава политической пар-

тии. В таких случаях  руководящий орган партии в месячный срок должен проин-

формировать о мерах, принятых для устранения отмеченных в предупреждении

Министерства юстиции  Кыргызской Республики нарушениях законодательства о 

политических партиях33.

Деятельность политических партий, согласно статье 14 Закона «О политиче-

ских партиях», может быть приостановлена на срок до двух месяцев  государствен-

ным органом,    зарегистрировавшим политическую партию, за совершение дей-

ствий, выходящих за пределы  целей и задач, определенных ее уставом, или на-

рушающих закон. В этом случае политической партии запрещается  пользовать-

ся всеми средствами массовой информации, вести пропаганду и агитацию, орга-

низовывать митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия, принимать 

участие в выборах. Также  приостанавливается ее право пользоваться банковскими 

вкладами, за исключением  расчетов по трудовым договорам, возмещения убыт-

ков, причиненных в результате ее деятельности, и уплаты штрафов. По истечении 

указанного срока и  устранения нарушений деятельность политической партии мо-

33  Закон Кыргызской  Республики «О политических партиях»  от 12 июня 1999 года, N 50, ста-

тьи 11, 12.

Политические партии Кыргызстана

34

жет возобновиться.

Прекращение деятельности политической партии и ее роспуск регулируется 

15  статьей,  в  соответствии  с  которой  прекращение   деятельности  политиче-

ской партии может быть проведено путем реорганизации (слияния, присоедине-

ния, разделения) или ликвидации. Реорганизация политической партии осущест-

вляется по решению ее съезда (конференции). Регистрация же вновь  созданной 

после реорганизации политической партии осуществляется в соответствии с за-

конодательством Кыргызской Республики. Ликвидация политической партии осу-

ществляется по решению ее съезда (конференции). Также политическая партия

может быть распущена по решению  суда в случае совершения ею действий, пред-

усмотренных частью второй статьи 3 Закона «О политических партиях». В  част-

ности при деятельности политических партий, имеющих целью свержение, на-

сильственное изменение  конституционного строя, подрыв суверенитета и нару-

шение целостности территории Кыргызской Республики, пропаганду войны, на-

силия и жестокости, разжигание социальной, расовой, национальной и  религиоз-

ной розни и вражды, совершение иных деяний, противоречащих конституционно-

му строю Кыргызской Республики и не совместимых с общепризнанными  норма-

ми международного права. Также на территории Кыргызской Республики не до-

пускается создание и деятельность политических партий зарубежных государств,

и их подразделений. Представление  о роспуске политической партии выносится 

Министерством юстиции Кыргызской Республики.

Законом «О политических партиях», так же как и Законом «Об  общественных

объединениях», запрещено  финансирование деятельности партий иностранными

государствами, зарубежными  партиями, юридическими и физическими  лицами

иностранных государств.

Деятельность  политических  партий  финансируется  исключительно  за  счет

средств партий без выделения  ассигнований из государственного бюджета. Источ-

никами образования финансовых средств политических партий являются  член-

ские взносы, добровольные пожертвования, кредиты, доходы от имущества, от ме-

роприятий, распространения  печатных изданий и публикаций и  других поступле-

ний, не запрещенных законом345. Согласно статье 18 рассматриваемого нами зако-

на, политические партии и  их организации могут иметь в  собственности движи-

мое и недвижимое имущество, оборудование, инвентарь, издательства, типогра-

фии, а также иное имущество, необходимое для выполнения уставных задач. Пар-

тии вправе пользоваться зданиями и иным имуществом в соответствии с догово-

ром о ссуде или аренде, заключенным с юридическими или  физическими лицами.

Помимо этого, политические партии могут создавать в предусмотренном  за-

конодательством порядке  предприятия и организации, обладающие правами юри-

дического лица, лишь в целях  выполнения их уставных задач. Доходы от деятель-

ности этих предприятий и  организаций не могут распределяться между членами 

34 Закон Кыргызской Республики  «О политических партиях» от 12 июня 1999 года, N 50, ста-

тьи 16, 17.

Политические партии Кыргызстана

35

партии и используются лишь для достижения уставных задач. Кроме того, допу-

скается использование доходов  на благотворительные цели и для  актов милосер-

дия вне зависимости от требований устава. В то же время  партиям запрещается 

иметь, складировать и хранить  оружие, взрывчатые вещества и иные материалы,

представляющие угрозу для  безопасности общества и экологии, а также для жиз-

ни и здоровья граждан.

Согласно статье 21, регулирующей порядок обращения материальных и финан-

совых средств политической партии, в случае ее роспуска, материальные и финан-

совые средства политической партии, решением съезда (конференции) объявившей

о самороспуске, направляются только на цели, предусмотренные уставом. Имуще-

ство же политической партии, распущенной решением суда, отдается безвозмездно

в пользу государства. Контроль за источниками доходов политической партии, раз-

мерами полученных ею средств  и уплатой налогов осуществляют территориальные 

органы государственной  налоговой службы Кыргызской Республики.

В целом следует отметить, что в ходе обновления Конституции  Кыргызской

Республики и избирательного законодательства Кыргызской Республики с учетом

международного опыта  и опыта прошедших избирательных  кампаний были уточ-

нены правовые позиции  политических партий, и политические силы, наконец, по-

лучили хороший шанс для  полноценного участия в формировании  идей и страте-

гий развития страны. Что  немаловажно, пропорциональная система  способствует

строительству политически  структурированного общества, повышает политиче-

скую ответственность  депутатов перед электоратом. 

Ведь, как показывает практика многих стран, избрание депутатов по пропорци-

ональной системе, в том  числе в Австрии, России, Швеции и  других стран, стиму-

лирует развитие многопартийной системы, которая выражает политическое много-

образие взглядов, помогает обеспечить в парламенте реальное представительство 

различных интересов - общественно-политических, региональных, гендерных.

2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и 

членство в  политических партиях  Кыргызской Республики

Основные принципы. В Кыргызской Республике основные принципы дея-

тельности политических партий основаны на Конституции Кыргызской Респу-

блики и законодательстве о политических партиях.

В  первую  очередь,  деятельность  политических  партий  основывается  на

принципах  добровольности,  равноправия,  самоуправления,  законности,  глас-

ности. Эти принципы закреплены в статье 4 Конституции Кыргызской Респу-

блики, в которой отмечено, что «в Кыргызской Республике признается полити-

ческое многообразие и  многопартийность, а также политические партии, про-

фессиональные союзы и  другие общественные объединения могут  создаваться 

Политические партии Кыргызстана

36

гражданами на основе свободного волеизъявления и общности интересов  для 

реализации и защиты своих  прав и свобод, удовлетворения политических, эко-

номических, социальных, трудовых, культурных и иных интересов».

Также, статья 4 Закона Кыргызской Республики «О политических партиях»

определяет,  что  основными  принципами  создания  и  деятельности  политиче-

ской партии являются:

•  свобода действий;

•  добровольность участия;

•  равноправие членов;

•  самоуправление;

•  законность и гласность  и гуманизм.

Помимо этого, политические партии свободны в определении своей  внутрен-

ней структуры, целей, форм и  методов деятельности, за исключением  ограниче-

ний, установленных Конституцией. К таким ограничениям относятся:

1) слияние государственных,  муниципальных и партийных институтов; обра-

зование и деятельность партийных  организаций в государственных  и муниципаль-

ных учреждениях и организациях; осуществление государственными и  муници-

Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика