Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

Попасть в реестр фирм, имеющих сертифицированную систему управления качеством, престижно для каждого предприятия. Это для него лучшая реклама, ибо сертификат подтверждает, что качество продукции фирмы признано авторитетными независимыми организациями, предъявляющими к продукции самые строгие требования. При выходе на мировой рынок знать об этой проблеме любому менеджеру, конечно же, необходимо. Стратегия внешнеэкономической деятельности должна быть при этом направлена на соответствие качества собственной продукции стандартам ИСО.

Г. Концепция управления качеством

Управление  качеством - это особая система организационных, маркетинговых, технологических мероприятий, позволяющих фирме сохранить или повысить конкурентоспособность собственных товаров на рынке. Организующим началом в концепции управления качеством остается общая концепция управления фирмой (концепция менеджмента).

Изменение условий хозяйствования периодически заставляет предпринимателей менять акценты управленческой деятельности. Вернее (если обратиться к примеру западного менеджмента), можно говорить о поэтапном пополнении арсенала менеджмента новыми компонентами, которые в соответствующий момент приобретали ключевой, стратегический характер. В разные годы это были производственные, финансовые, коммерческие, кадровые ресурсы. До середины 1980-х годов вне сферы менеджмента оставались только технологические ресурсы.

Однако рост значения технологии и нововведений как основных факторов конкурентоспособности заставил предпринимателей Западной Европы и США (вслед за Японией) обратить особое внимание на данный объект управления. Практически с этого момента начинается активное развитие новой управленческой дисциплины - управления технологическими ресурсами (УТР), или технологического менеджмента. Вторая причина, по которой УТР сегодня на Западе придается большое значение, связана с увеличением вероятности неожиданных технологических прорывов. Учесть их последствия можно только в рамках долгосрочной стратегии развития на период 3-10 лет. При этом новая конкурирующая технология может появиться в областях деятельности, весьма отдаленных от традиционно контролируемых тем или иным предприятием.

Понятие технологического менеджмента распространяется практически  на все виды деятельности - коммерческую, управленческую, информационную и т.д. Не случаен и термин «технологические ресурсы». Он подчеркивает, что речь идет не только о технологии и знаниях, существующих на предприятии, но и о внешних по отношению к нему интеллектуальных ресурсах, которыми производственники могут воспользоваться. Конечно, при наличии у них соответствующего экспертного потенциала и достаточно высокого уровня культуры предпринимательства.

УТР включает в себя три основные функции - оптимизацию, обогащение и защиту технологического потенциала. Цель оптимизации - поиск путей максимально полного использования технологического потенциала; обогащения - наращивание технологического потенциала и как минимум предотвращение возможности его обесценения; защиты - исключение любых действий как за пределами предприятия (со стороны конкурентов), так и внутри его, которые способны нарушить целостность технологического достояния, а также предотвращение его утечки путем патентования изобретений и других способов охраны промышленной собственности.

Краткие выводы

  1. Объектом предпринимательской деятельности выступает товар.
  2. Товар - продукт труда, способный удовлетворить потребность индивида в чем-либо и предназначенный для продажи,
  3. Каждый товар способен удовлетворить какую-либо конкретную потребность человека, а поскольку потребности различны, то существует и множество производимых товаров.
  4. Предпринимателя, производящего товар, интересует прежде всего не потребительная стоимость (полезность) производимого товара, а цена этого товара, которая может быть предложена на рынке в обмен на право обладания этим товаром.
  5. Рыночная цена товара интересна предпринимателю потому, что от ее уровня зависит его прибыль - цель предпринимателя и организуемого им производства.
  6. Прибыль зависит не только от уровня рыночной цены, но и от размера цены производства товара.
  7. Для увеличения прибыли у предпринимателя (применительно к каждому конкретному товару) имеются две возможности: установление более высокой рыночной цены на товар и снижение расходов производства при неизменной цене.
  8. Снижение расходов производства возможно при сокращении материалоемкости, трудоемкости производимого товара и сокращении части стоимости основных средств производства, приходящейся на единицу продукции. Любое из этиx действий (или их комбинация) относится к категории рационализации производства.
  9. Рационализация производства всегда выступает в качестве основной тактической и стратегической цели любого предпринимателя.
  10. Рационализация производства возможна лишь, когда предприниматель располагает современной и достаточной информационной базой, позволяющей ему принять эффективное решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6


 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:

ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ  ПАРТНЕРСКИХ

СВЯЗЕЙ

 

 

План лекции

1. Схема предпринимательских  действий по реализации проекта.

  1. Понятие о сделке.
  2. Основные направления сотрудничества партнеров.
  3. Формы сотрудничества в сфере производства:

А. Совместное предпринимательство.

Б. Производственная кооперация.

B. Лизинг.

Г. Франчайзинг.

Д. Проектное финансирование.

Е. Лицензирование.

Ж. Концессия.

З. Управление по контракту.

И. Подрядное производство.

5. Формы сотрудничества  в сфере товарообмена:

A. Бартер (бартерная сделка).

Б. Встречная поставка как разновидность бартера.

B. Коммерческая триангуляция.

6. Формы сделок в  сфере торговли.

7. Формы сотрудничества  в сфере финансовых отношений: 

А. Факторинг.

Б. Коммерческий трансферт.

 

1. Схема предпринимательских  действий

по реализации проекта

 

Предпринимателю, особенно начинающему, весьма желательно при осуществлении какого-либо проекта представлять схему конкретных действий по его реализации.

Схема предпринимательских действий по реализации проекта - это детализированный и конкретизированный план действий предпринимателя, его взаимоотношений как с рынком (маркетинг), так и с коллективом работающих на его предприятии (менеджмент), а также с партнерами.

Если до этого мы рассматривали в основном проблемы, связанные с подготовкой самого предпринимателя к профессиональным действиям, то сейчас мы остановимся на партнерских связях. Под партнерами в данном случае мы понимаем поставщиков всего того, что необходимо предпринимателю для организации нормального производственного процесса (т.е. для обеспечения необходимых условий реализации проекта), а также потребителей продукции, производимой его предприятием.

К примеру, в основе Вашего проекта  лежит производство детской игрушки из дерева. Разрабатывая бизнес-план, Вы набрасываете схему действий. Разработка такой схемы поможет предпринимателю выработать порядок практических действий на наиболее экономичном уровне, сократить время подготовительного периода, не оставить без внимания какие-либо определенные действия, без которых реализация проекта затруднена. Самое главное заключается в том, что такая заранее подготовленная схема может явиться основой заблаговременного установления требуемых партнерских связей.

Партнерские связи - это такие договорные отношения, которые устанавливаются между несколькими предпринимателями и дают возможность каждому из них получить искомый уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности (покупка, поставка продукции), выступающими в товарной или денежной форме.

 Каждый предприниматель заинтересован в установлении наиболее эффективных форм партнерских связей. Определить самую эффективную форму взаимоотношений с партнером можно лишь путем сравнительного анализа различных вариантов. Схема предпринимательских действий как раз и дает возможность выбрать самую эффективную форму взаимоотношений с каждым отдельным партнером. Эта схема представляет собой разложение целостного проекта на его отдельные составляющие – обращение за кредитом, поиск и наем на работу специалистов, получение необходимого оборудования,  получение необходимого сырья, обращение к партнеру по поводу транспортировки, поставка готовой игрушки.

 

2. Понятие о  сделке

 

Главная составляющая схемы  предпринимательских действий - экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Под такой формой понимается конкретный вид сделки, которая может быть приемлема для партнера и отвечает цели, поставленной предпринимателем. Сделка – это коммерческий (т.е. с целью получения прибыли) обмен ценностями между партнерами или объединение их усилий для достижения коммерческой выгоды. Это действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических и физических лиц в области хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Различают односторонние  сделки (завещание, дарение, доверенность) и взаимные сделки, предполагающие участие двух или более лиц. Сделкой называют любую договоренность между предпринимателями, в основе которой лежит коммерческий интерес. Сделку следует отличать от простой передачи. Если Вы передаете Вашему партнеру какой-то товар, а он Вам взамен - деньги или другой товар, то это сделка. Если же Вы передаете ему товар, но взамен не получаете ничего, то это передача. Если Вы договариваетесь со своим партнером о том, что Вы будете производить полуфабрикаты, а он из этих полуфабрикатов будет выпускать товары, готовые к потреблению, то это сделка. Если же Вы в кооперации с другим партнером договорились произвести товар на тех же условиях, но не продать его, а передать (бесплатно) в детский дом, то это передача.

Сделки могут быть выгодные и невыгодные, более выгодные и менее выгодные. Отметим, что сделки с одним и тем же товаром могут иметь разный эффект (вчера сделка с данным товаром принесла прибыль 1 тыс. грн., а сегодня - уже 2,5 тыс. грн.). От чего зависит коммерческая результативность  сделки? Конечно же, от того, какие условия закладываются в процесс подготовки и осуществления сделки, т.е. в какую экономико-правовую форму облекается и сама предпринимательская цель, и средство ее достижения. В этой связи говорят о формах партнерских связей (и формах сделок как средства внешнего оформления таких связей). Форма партнерских связей всегда предлагается одним из партнеров (инициатором) другому. Иными словами, каждый предприниматель в своей практической деятельности или должен предложить какую-либо конкретную форму сотрудничества, или дать ответ своему партнеру на его предложение об избранной им или предпочтительной для него форме сотрудничества. Но для того, чтобы предложить или ответить на предложение, необходимо достаточно полно представлять себе все разнообразие партнерских связей в сфере предпринимательства.

С точки зрения, к примеру, зарубежного партнера, наше предпринимательство  осуществляется пока еще на достаточно примитивном уровне. Почему? Во-первых, мы всегда стремимся приобрести товар на рынке по возможно более низкой цене, но побольше. Но с общепринятой в мире точки зрения такие наши действия вызывают некоторое недоумение. Обычно ведь предприниматель выходит на мировой рынок с целью приобретения более качественного товара, а он, конечно же, дороже, чем бросовый. Во-вторых, зарубежный предприниматель обычно удивляется, что все наши предложения к нему сводятся к желанию что-либо купить или продать (в крайнем случае обменять) или создать совместное предприятие. Однако таким узким кругозором не может ограничиваться грамотная деятельность профессионального предпринимателя.

 

3. Основные  направления сотрудничества партнеров

 

Прежде чем говорить о конкретных формах партнерских связей в предпринимательстве, отметим, что все их разнообразие группируется по четырем основным сферам предпринимательской деятельности (направлениям предпринимательского сотрудничества):

    1. сотрудничество в сфере производства;
    2. сотрудничество в сфере товарообмена (товарообменные связи,)
    3. торговля;
    4. сотрудничество в сфере финансовых отношений.

Сделка считается заключенной (совершенной), когда на каждую из сторон возлагаются какие-то определенные этой сделкой права и обязанности. Правовые последствия заключенной сделки (права и обязанности каждой из сторон) начинаются сразу же после подписания договора, по которому каждая из сторон добровольно принимает на себя определенные обязательства (поставить товар, оплатить поставку и т.д.). Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств вызывает необходимость применения к виновной стороне штрафных санкций в пользу другой стороны.

Содержание и форма  договора зависят от конкретного  направления сотрудничества предпринимателей (например, договор об обмене товарами будет, конечно же, отличаться от договора о сотрудничестве в сфере производства и т.д.). В целом выстраивается такая логическая цепочка: вначале предприниматель-инициатор определяет сферу сотрудничества с возможным партнером, затем ищет конкретную форму сотрудничества, а после этого предлагает заключить договор.

 

4. Формы сотрудничества  в сфере производства

 

В этом разделе речь пойдет о ситуации, когда предприниматели, заключая между собой договор (совершая сделку), не рассчитывают на мгновенную коммерческую выгоду. Суть всех форм, лежащих в основе такого сотрудничества, сводится к желанию партнеров скоординировать свои экономические интересы, реализация которых в условиях кооперации может сулить коммерческую выгоду. Более того, такие отношения могут строиться только на долговременной основе. А раз так, то при выборе партнера предприниматель должен проявлять особую осторожность. Из многообразия форм сотрудничества выделим следующие.

Информация о работе Основы предпринимательства