Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 05:20, дипломная работа
Актуальность исследовательской работы. Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России, нестабильность материального состояния людей приводят к росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которые проявляются в асоциальных действиях: это алкоголизм, наркомания, нарушение социальных норм и правил поведения в обществе. Социальные явления остро проявились в молодежной среде: именно в ней преобладают разрушительные процессы над созиданием и позитивными переменами в нашем государстве. Все социальные проблемы вызывают и формируют у подрастающего поколения девиантное поведение в общественных местах.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения подростов.
Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………
Причины девиантного поведения подростков…………………………….
1.3. Основные категории девиантного поведения у подростков……………..
Вывод по первой главе……………………………………………………...
Глава 2. Разработка программы. Выявление и предотвращение девиантного поведения у подростков.
2.1. Основные методы и методики профилактики, коррекции отклоняющегося поведения подростков………………………………………….
2.2. Анализ основных методов профилактики, коррекции и эффективность применения…………………………………………………………………………
2.3. Комплекс мотодологических материалов для предотвращения девиантного поведения у подростков…………………………………………….
Вывод по второй главе……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………
Суицид. Суицид – намерение лишить
себя жизни, повышенный риск совершения
самоубийства. Эта форма отклоняющегося
поведения пассивного типа является способом
ухода от неразрешимых проблем, от самой
жизни.
Исследования свидетельствуют,
что фактором, провоцируемом суицидное
поведение, выступает специфическая комбинация
таких характеристик, как пол, возраст,
образование, социальное и семейное положение.
Самоубийства совершаются
чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня
самоубийцами становятся даже 10-12-летние
дети. Мировая статистика свидетельствует,
что суицидное поведение чаще проявляется
в городах, среди одиноких и на крайних
полюсах общественной иерархии.
Суицидальное поведение - это само разрушительное
поведение, к которому, кроме того, можно
отнести и такие формы девиантного поведения,
как злоупотребление алкоголем, употребление
наркотиков, упорное нежелание лечиться,
управление транспортом в нетрезвом виде,
самоистязание, сознательное участие
в драках и войнах.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены следующие причины:
- потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;
- уязвленное чувство собственного достоинства;
- крайнее переутомление;
- разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;
- токсикомания и наркомания;
- отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;
- состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением [15, стр. 66].
Для установления причин суицидального поведения важное значение имеют их мотивы и поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому. Установить мотивы и причины не всегда удается из-за недостатка сведений.
Социальная среда определяется
микроклиматом в семье, в трудовом
или учебном коллективе, состоянием
социальной сферы, соблюдением социальной
справедливости, материальной обеспеченностью
и другими объективными обстоятельствами,
влияющими на поведение человека, которые
он сам часто не в силах изменить.
Несомненна связь суицидного
поведения с другими формами социальных
отклонений, например с пьянством. Судебной
экспертизой установлено: 68 % мужчин и
31 % женщин покончили с жизнью, находясь
в состоянии алкогольного опьянения. На
учете как хронические алкоголики состояли
12 % совершивших самоубийство мужчин и
20,2 % всех, покушавшихся на свою жизнь.
Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям. Так, согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:
- пьянство и алкоголизм
(в стадии зависимости) – 15-
- наркомания (эпизодическое
и регулярное употребление) от 1/4
до 1/3 до 100% (по Липецкой области
процент наркоманов среди
- сексуальные отклонения
– высокая потентность (
- бродяжничество (дромомания)
– цифры варьируются от 3,2 до 5
млн. детей (по России «
- противоправное поведение - преступное (уголовно наказуемое) – около 50% подростков и молодёжи.
Вывод по первой главе
Глава 2. Организация
методов коррекции девиантного
поведения в условиях оздоровительно-
2.1. Основные методы
и методики коррекции
Коррекция отклоняющегося поведения подростков, как принято считать, является задачей и целевой функцией деятельности специализированных центров помощи семье и детям, коррекционная работа также является одним из направлений деятельности образовательных учреждений, которые посещает ребенок. В последние годы в практике организации работы с детьми и молодыми людьми в России, в поведении которых отмечаются те или иные отклонения, наметилось направление использования потенциала оздоровительно – образовательных центров с целью реализации коррекционной деятельности различным кругом специалистов. Организация коррекционной деятельности в условиях оздоровительно – образовательных центров имеет свои особенности по сравнению с другими институтами воспитания, реализующими данный вид деятельности.
Основной особенностью является направленность коррекционной работы на личность самого подростка и произошедшие в нем изменения, в связи со сложившимся опытом девиантного поведения в основной среде жизнедеятельности.
С целью организации
Ю.А. Клейберг выделяет и
предлагает несколько методов и
методик коррекционно-
При помощи этих методов воспитания, используемых последовательно и параллельно, достигается непрерывность в развитии личности подростка. В каждом из них используются действия и приемы, специфические для данного метода, но частично и некоторые приемы, характерные для других методов воспитания и коррекции. Это зависит от личности подростка, от деятельности, которую он проводит, от социального опыта и т.п. В этом как раз и проявляется диалектическая зависимость содержания развития личности и ее конкретной характеристики.
Дадим основную характеристику основным методам, названным выше:
1. Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение. Он применяется для того, чтобы вызвать у подростков установку и стремление к участию в определенной позитивной деятельности, а это можно считать началом реализации конкретной воспитательной цели, сформированной педагогом. При этом методе воспитание осуществляется на эмоционально-рациональном уровне. Заинтересованность вызывается педагогом при помощи таких приемов, как рассказ, беседа, показ, чтение, игра и пр. Она направляет внимание, эмоции, мысли подростков на цели и деятельность, которые будут способствовать формированию необходимых социальных качеств.
Главный результат этого
уровня воспитания – возникновение
у подростков установки на определенную
социально ценную деятельность и
цели, связанные с такой
2. Метод репродуцирования обеспеч
3. Метод закрепления и обогащения воздействует на дальнейшее формирование у подростков необходимых социальных качеств. При помощи этого метода активизируются самостоятельные усилия подростков, стимулируется их самоорганизация. Закрепление у подростков необходимых социальных качеств в целях усиления их самостоятельности осуществляется педагогом с помощью прежних приемов, но соотнесенных с новыми задачами и новым уровнем воспитания. Из новых приемов используются, прежде всего, такие, как личный пример, критика и самокритика, дискуссия, постановка перспективы, общественное мнение и др. Происходит закрепление личностных качеств, необходимых для жизни в социальных общностях разной ориентации (трудовой, учебной, семейной и т.п.).
Главный результат этого метода – дальнейшее совершенствование социальных качеств личности подростка.
4. Метод содействия и творчества доводит развитие воспитательного процесса до самого высокого уровня – осознанности и осуществления его подростками. Приемы педагога становятся здесь в большей степени приемами самих подростков. Воспитывающая деятельность приобретает характер самостоятельной деятельности. Его задача – помочь подросткам закрепить организаторские умения – осуществляется также и приемами, которые прежде им использовались. Но характерны для данного метода такие приемы педагогического воздействия, как авторитет, воспитывающая ситуация и др.
Во всех рассмотренных выше методах воспитания и коррекции один и тот же прием может применяться и видоизменяться в зависимости от рода деятельности, возраста, социального опыта подростков.
Решение проблемы коррекции
девиантных отклонений становится сейчас
главной задачей не только для
родителей и педагогов, но и для
государственных, муниципальных управлений
и комитетов. В последнее время
этому способствует увеличение числа
детских и подростковых клубов в
России, а также едва налаживающееся
сотрудничество образовательных учреждений
с социально - психологическими центрами,
другими реабилитационными
В связи с этим становится
актуальным вопрос о планомерной
и системной организации
Летний оздоровительно-
Сейчас летние центры являются
частью социальной среды, в которой
дети открывают, реализуют свои возможности,
приобретают опыт социального взаимодействия
в отрыве от привычной семейной или
школьной атмосферы. Дополняя и расширяя
влияние семьи и школы на ребенка,
преследуется цель: содействие социальному,
духовному и моральному благополучию,
здоровому физическому и
Коррекционная работа в условиях
оздоровительно-
Задачи коррекционной работы в условиях оздоровительно – образовательного центра:
- формирование у детей
и подростков навыков
- формирование позитивной
самооценки («Я – особенный»), чувства
собственного достоинства,
- формирование ценностного и одновременно ответственного отношения к себе;
- тренировка навыков принятия
ответственных решений,
- накопление знаний факторов
и ситуаций риска; правил
- закрепление навыков
конструктивного и позитивного
(содержательного и
- формирование адекватных
представлений о чувствах, эмоциях,
настроении, их влиянии на поведение;
управление чувствами,