Основные направления деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа

Краткое описание

Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,

Содержание

Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления деятельности педагога.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

Основные  направления деятельности педагога-психолога

Содержание. 

1. Направления деятельности  педагога-психолога школы и их  краткая характеристика………………………………………..

2. Рекомендации по  организации работы СППС с  детьми и подростками, нуждающимися  в социально-педагогической и  психологической помощи……………………………………….

3. Психолого–педагогическое  сопровождение профильного обучения  …………………………………………………………….

4. Психологическое  сопровождение талантливых (одаренных)  учащихся ………………………………………….......

5. Взаимодействие  педагога-психолога школы со специалистами  ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического  сопровождения школьников, имеющих  особенности психофизического развития.....

6. Психодиагностические  минимумы …………………………….

6.1. Психодиагностический  минимум на начальном этапе  обучения в школе ………………………………………

6.2. Психодиагностический  минимум при переходе из начальной  в среднюю школу………………………………

6.3. Психодигностический  минимум на этапе перехода  учащихся в профильную школу…………………………..

6.4. Другие психодиагностические  работы……………………

6.5. Наиболее простые  подходы к обработке данных…………

6.6. Использование  компьютера……………………………….

 Использованная  литература………………………………………. 

 Приложения………………………………………………………….

 Приложение 1. Схема  координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………

 Приложение 2. Программа  работы СППС школы с учащимися  с проблемным поведением…………………………………………

 Приложение 3. Опросник  социально-психологического климата  коллектива…………………………………………………………..

 Приложение 4. Схема  психологического анализа внеклассного  мероприятия…………………………………………………………

 Приложение 5. Диагностика  творческих способностей учащихся…………………………………………………………….

 Приложение 6. Матрица  определения видов одаренности…

 Приложение 7. Комплексно-целевая  программа психолого-педагогического  сопровождения образования одаренных  детей…

Введение 

Решение приоритетных  задач   учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования,    требует  построения адекватной системы психолого-педагогического  сопровождения.   Главной целью  деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе  учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.)  является  "необходимость своевременной  комплексной личностно – ориентированной  социально-педагогической, психологической  помощи обучающимся и воспитанникам  в вопросах личностного развития, позитивной социализации,  профессионального  становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели  требует  от педагогов-психологов наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями  способности к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной  деятельности, направленной на их разрешение,  соорганизации  собственных усилий с деятельностью  всех участников образовательного процесса учреждения образования. Объектом комплексной  помощи выступает учебно-воспитательный процесс, предметом  –   ситуация развития ребенка как система  его отношений  с миром, с окружающими  сверстниками  и  взрослыми, с  самим собой. 

Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально  – педагогической и психологической  службы (СППС) учреждения образования  –  повышение эффективности деятельности  учреждения образования посредством  гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

 Для достижения  этой цели  педагогами-психологами  учреждений образования  решаются  следующие задачи:

изучение личности учащихся и ученических коллективов  в целях  

организации индивидуального  и дифференцированного подхода  в процессе обучения  и  воспитания;

пропаганда среди  учащихся, педагогов  и родителей   здорового 

образа жизни,  содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;

реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание  

условий для получения  коррекционно-развивающей поддержки  всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных  периодов  на всех этапах обучения;

своевременное выявление  детей и подростков, оказавшихся  в  

социально-опасном  положении, содействие созданию условий  для формирования адаптивных  социальных навыков; предупреждение семейного  неблагополучия;

ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении,  

деятельности и  общении несовершеннолетних;

содействие в приобретении обучающимися, педагогами и  

родителями психологических  знаний, умений, навыков  необходимых  для успешного обучения, воспитания и развития;

оказание целенаправленного  влияния на формирование 

благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;

создание психологических  условий для реализации 

образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.). 

Психолого-педагогическое сопровождение на разных этапах (ступенях) образования имеет специфические  особенности.

 Так, на этапе  дошкольного образования важна  диагностика раннего развития, содействие  развитию  и коррекция нарушений  в развитии, психологическая подготовка  к обучению в школе.

 Приоритетными  направлениями сопровождения в  начальной школе являются: определение   готовности к обучению в школе;  содействие адаптации к школе,  формированию эмоционально позитивного  отношения к школе; развитие  самостоятельности и самоорганизации,  развитие творческих способностей.

 В базовой школе  – психологическое обеспечение  адаптации при переходе  в среднее  звено школы;   поддержка учащихся  в решении задач личностного  и ценностно-смыслового самоопределения  и саморазвития; помощь в решении  проблем социализации; содействие  в формировании благоприятной  атмосферы  в детских и педагогическом  коллективах;  помощь в выборе  профиля обучения, формировании  жизненных навыков,  построении  конструктивных отношений с родителями  и сверстниками; профилактика асоциального  поведения, наркозависимости; поддержка  талантливых детей.

 В старших классах  школы специфика психолого-педагогической  деятельности заключается в   оказании помощи в профильной  ориентации и профессиональном  самоопределении; поддержке в  решении экзистенциальных проблем  (самопознание, поиск смысла жизни,  достижение личной идентичности); развитии временной перспективы,  способности к целеполаганию;  развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения,  наркозависимости у учащихся.

 

1. Направления деятельности  педагога-психолога школы и их  краткая характеристика

психолого–педагогическая  диагностика;

здоровьесберегающая деятельность;

коррекционно–развивающая  работа;

психолого–педагогическое  консультирование;

социально–психологическое обеспечение управленческих процессов;

психологическая профилактика и просвещение;

методическая работа. 

Психолого-педагогическая диагностика  

 Цель данного  направления деятельности — психолого-педагогическое  изучение индивидуальных особенностей  личности учащихся для выявления  причин возникновения проблем  в обучении и развитии; определения  сильных сторон личности, ее резервных  возможностей, на которые можно  опираться в ходе коррекционной  работы; раннего выявления профессиональных  и познавательных интересов; определения  индивидуального стиля познавательной  деятельности и др.

 Основанием для  проведения психодиагностических  мероприятий является план работы  школы.

 Массовая диагностика   носит ограниченный характер. Основными  в работе педагога-психолога являются  три  диагностических минимума 

Первый  психодиагностический  минимум проводится   в начальный  период обучения в школе  в  два  этапа. Цель диагностического исследования на первом этапе – выделение  группы детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации.  На  втором этапе  проводится  изучение личностных и индивидуальных особенностей учащихся для выделения  групп  детей, находящихся в социально  опасном положении,  учащихся  с повышенными интеллектуальными  способностями,   имеющих  особенности  обучения и развития для  психолого-педагогического  сопровождения или определения  индивидуального образовательного маршрута.

Второй психодиагностический минимум проводится также в два  этапа – в четвертом и пятом  классах.  Основная цель диагностики  в четвертом классе – мониторинг процесса обучения и уровня обученности  учащихся  для  организации профилактической и развивающей работы, подготовки психолого-педагогических рекомендаций  педагогам средней школы. Цель диагностики  в пятом классе – содействие созданию благоприятных социально-психологических  условий учащимся  и классным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы.   

Третий психодиагностический минимум проводится на этапе допрофильной подготовки  с целью определения  способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для  организации последующей  профориентационной работы.

 Другие диагностические  мероприятия могут осуществляться  согласно плану работы учреждения  с целью обеспечения  выполнения  основных задач, а также в  случаях необходимости подготовки  психолого-педагогической характеристики  на отдельных учащихся.

 Все диагностические  мероприятия с учащимися могут  проводиться только  с согласия  родителей или лиц, их замещающих. Форму  получения согласия  учреждение образования  определяет  самостоятельно.

 Некоторые диагностические  мероприятия, такие как  диагностика  социально-психологического климата  классных коллективов, анкетирование  учащихся и родителей по отдельным  проблемам,  могут осуществляться  совместно с классными руководителями  и  педагогами социальными.  

Здоровьесберегающая деятельность  

Основная цель данного  направления – формирование установок  на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного  процесса.

Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно- воспитательном процессе;  посещение уроков с  целью наблюдения за соответствием  режима учебных занятий, методов  преподавания, структуры урока, условий  внешней среды возрастным особенностям учащихся;  информирование классных руководителей, педагогов-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе  высшей нервной деятельности   учащихся.

 Педагог-психолог  на основании данных мониторингов  выделяет группы    для организации  последующей  психолого-педагогической  работы.

 В процессе  развивающих мероприятий педагог-психолог  обучает  учащихся навыкам  оценки и саморегуляции двигательной  активности,   эмоционального  состояния,  управления стрессом. Осуществляет психологическую профилактику  вредных привычек, пагубно влияющих  на состояние здоровья. 

Коррекционно-развивающая  работа 

Цель данного направления  работы  –  создание условий  для  коррекционно-развивающей поддержки  всем нуждающимся учащимся через  оказание услуг или направление  к соответствующим специалистам.

Информация о работе Основные направления деятельности психолога