Проблема страхов у тедей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое здоровье детей зависит от различных факторов: социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других.
По мнению различных авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок подвержен различным отрицательным воздействиям.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвященных страху, создают основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Проблема страхов мало используется как в литературе, так и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы дошкольных страхов
Проблема страха в психологии
Особенности страхов детей дошкольного возраста
Работа психолога с деструктивными детскими страхами
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики дошкольных страхов
Организация и методы исследования
Анализ результатов исследования особенностей страхов дошкольников
Результаты апробации комплексной программы по коррекции дошкольных страхов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 198.48 Кб (Скачать файл)

Вышеприведенные и другие авторы данного направления, говоря о детском страхе, в первую очередь  описывали клиническую картину  «невроза страха», его классификацию, уделяя небольшое количество места  его возрастным особенностям. Однако в отечественной психологии существует ряд исследователей, уделявших большое  внимание страху в дошкольном возрасте.

В. И. Гарбузов разрабатывал концепцию неврозов у детей. Анализируя специфику детских страхов, он отмечал, что за всеми страхами ребенка  стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти. О периоде перехода дошкольника в младший школьный возраст он говорил, что в этом возрасте малыш постигает всю  свою беспомощность и сложность  окружающего мира, с этого возраста он начинает задумываться о смерти. Возникают вопросы: «А я не умру?»; «А ты, мама, не умрешь?». Страх смерти естественен для человека. Этот страх  – корень всех страхов. Ребенок может  бояться Бабы Яги, волка и «чужого  дяди», бояться многих объектов, иметь  множество различных страхов, но за ним и стоит одно – страх  смерти.

А. И. Захаров рассматривал страх в детском возрасте как  основную движущую силу невротического развития личности. Дошкольному возрасту, по его мнению, соответствуют инстинктивные  страхи, выступающие главным образом  в виде триады «темнота – одиночество  – замкнутое пространство». Инстинктивные, преимущественно эмоциональные  формы страха – это собственно страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как  социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха .

В проблеме детских страхов  важны три момента:

  • Во – первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чем-либо — значит пугать смертью! В большей степени взрослые указывают ребенку на реальные опасности, но никогда на мнимые, придуманные, пугают ради послушания. Воспитание страхом — жестокое воспитание. Последствия его — тревожная мнительная личность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
  • Во – вторых, родители никогда не стыдят ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью ребенка также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит психику ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитный. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т. д. Испытывающий страх и не понятый родителями ребенок пассивен, склонен к депрессии. Страх у ребенка разрастается, что уже угрожает неврозом.
  • В – третьих, ребенка никогда не оставляют одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.

Определить боящегося  ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника  угрозы и положительный ответ  на вопрос о наличии страха. В  последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько  опасения по поводу вероятности того или иного события.

Таким образом, подводя итог изучению феномена страха в отечественной  и зарубежной психологии можно сделать  вывод о том, что в зарубежной психологии исследования велись в основном в рамках психоаналитической концепции. Характерными признаками являлось то, что авторы пытались выявить «психологическую пользу» детского страха, разграничение нормального и патологичного детского страха. То есть, зарубежные психологи утверждали, что наличие страха является нормой и способствует дальнейшему развитию ребенка.

В отечественной же психологии изучение детского страха велось в  рамках концепции неврозов и невротического развития личности. Отечественные психологи  задавались задачей изучения специфики  детских страхов, выходя на закономерности развития страха, а также психологической  и психотерапевтической помощи при  невротических страхах.

Ребенок растет, и страхи растут вместе с ним. До семи лет  это так называемые природные  страхи, основанные на инстинкте самосохранения.

Младший дошкольный возраст – это возраст эмоционального наполнения «я» ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности — понятие «мы», под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников. Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность — ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов, В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Дети преддошкольного возраста боятся во сне Волка и Бабы – Яги. В возрасте трех – пяти лет эти персонажи выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительной и впечатлительного ребенка. К ним присоединяются Бармалей, Карабас – Барабас и прочие столь же нелицеприятные личности.

Перечисленные персонажи  в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия. Тогда антиподом доброй, ласковой, любящей матери, которая не кричит, не угрожает, духовно и физически красивой, является образ Бабы – Яги. Непереносимость эмоционального искажения образа близкого человека, отчуждения от него, потребность в ласке и любви заставляют детей бояться Бабы – Яги, и испытывать чувство страха в том, что близкий человек может воплотиться в столь неприятное существо.

После трех и особенно четырех  лет у Бабы – Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и  Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба – Яга, Кощей — скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба – Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в «воспитании» эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей.

Психологически защитная функция образов Бабы – Яги  и Кощея состоит в том, что  ребенок пока еще не питает устойчивых агрессивных чувств к родителям. Чаше всего эти образы возникают у детей, как раз эмоционально привязанных к родителям. Вместе с тем отношение некоторых родителей к своему ребенку может быть достаточно недружественным и агрессивным.

Наибольшее влияние оказывает  фактор страхов, в который входят страхи одиночества, нападения и  сказочных персонажей, причем у мальчиков  в большей степени, чем у девочек. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных  персонажей. Расшифровка данного  сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки  родителей, испытывает чувство опасности  и инстинктивный страх перед  угрожающими его жизни сказочными персонажами. Другими словами, он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении  отрицательному воздействию сказочных  персонажей.

В старшем дошкольном возрасте одной из характеристик является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства.

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и, в то же время, целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. До пятилетнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти замуж за отца. С пяти до восьми лет дети – женятся или выходят замуж уже в основном за сверстников, воспроизводя, таким образом, в игровой ситуации форму отношений взрослых.

В целом же для детей  старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.

В пятилетнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных»  слов, в шестилетнем — детей  одолевают тревоги и сомнения в отношении своего будущего.

Исключительным авторитетом  у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителей другого пола, которого по – прежнему любят.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх  смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начиняет понимать, что взросление на каком-то этапе  знаменует смерть, неизбежность которой  вызывает беспокойство как эмоциональное  неприятие рациональной необходимости  умереть. Так или иначе, ребенок  впервые ощущает, что смерть —  это неизбежный факт его биографии.

Как правило, дети сами справляются  с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят  бесконечно о болезнях, о том, что  кто – то умер и с ним (ребенком) тоже может что – то случиться. Если ребенок и так беспокойный, го тревоги подобного роди только усилят возрастной страх смерти. Страх смерти — своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выряжен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью и абстрактному, отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения, Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя, а в последующем, родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с восьми – девяти месяцев жизни. То есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

При неблагоприятных жизненных  обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним  страхов. В 5 – 7 лет происходит осознание  детьми смерти как прекращения жизни. За бурным аффективным всплеском  следует «успокоение», когда ребенок  перестает задавать «пугающие» родителей  вопросы о смерти и фантазировать  по поводу этого. Однако, как замечает автор, «мы не можем окончательно «похоронить» страх смерти, он трансформируется в страх смерти родителей». Однако социальная реальность приводит к тому, что в данном возрасте на первый план выходит страх быть не тем, не соответствовать предъявляемым  ребенку требованиям. Этот страх, как  правило, проявляется в особенно значимых для ребенка ситуациях (ответ у доски, контрольная работа и пр.).

Таким образом, изучив существующую литературу по проблеме страхов, выделяются характерные особенности страха в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте страх характеризуется динамичностью, а также доминированием определенного страха над другим в каждый период дошкольного возраста.

В отечественной литературе выделяют следующую динамику страхов в дошкольном возрасте:

  • От трех до пяти лет: страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей;
  • От пяти до семи лет: страхи, связанные со стихиями, боязнь родительского наказания, животных, потери родителей и смерти, болезни, опоздать и быть непринятым сверстниками.

 

      1. Работа психолога с деструктивными страхами

Проблема детских страхов  – это одна из тех тем, с которыми наиболее часто приходится сталкивается детскому психологу. Жаль лишь, что далеко не все дети, нуждающиеся в помощи, ее получают – случается, что родители не придают должного значения тем вещам, которых боятся их дети. И, таким образом, фактически лишают своего малыша детства – жизненные силы уходят не на радость познания мира, а на внутреннюю борьбу со страхами. Более того, нерешенные детские страхи продолжают преследовать и взрослых, трансформируясь уже во взрослые страхи и подозрения (и формируя тревожно - мнительный склад личности), либо передаваясь, на основе сильной эмоциональной взаимосвязи, «по наследству» детям.

Существует проблема: можно  ли избежать появления страхов или, по крайней мере, значительно смягчить последствия испугов? Безусловно, если родители будут вести себя грамотно. Даже резкий испуг для очень впечатлительного ребенка родители могут свести на нет. Самое важное в пугающей ситуации – помнить, что родители являются для ребенка своеобразным индикатором этой самой ситуации. Если пугаются они, то непременно испугается и ребенок. Поэтому, когда испуг неизбежен, родители обязаны сохранять спокойствие и разговаривать с ребенком, комментируя ситуацию. Таким образом, они не только смогут избежать углубления испуга, но и научат малыша правильно вести себя, сохраняя хладнокровие, способность разумно и трезво мыслить.

Предположим, по время прогулки к вам с малышом подбежала  бродячая собака и начала лаять. Ваша задача не только избежать физического  контакта с ней, но и не напугать ребенка вашим же испугом. Первый порыв - схватить ребенка на руки и приговаривая «ах какая плохая собака, напугала нашего малыша» поскорее уйти с этого места. Но более верно присесть на корточки рядом с малышом и, обняв его, спокойно объяснить, какая это хорошая собака – она защищает свою территорию.

Информация о работе Проблема страхов у тедей дошкольного возраста