Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
1. реб-к в первые
месяцы с рефлекторным и
2. при разв-ии подражания (6 мес.) реб-к достиг стадии обезьян (высшее млекопитающее).
3. овладев вертикальной походкой, освоив речь реб-к достиг начальной ступени чел-ческого состояния.
4. первые 5 лет игры
и сказок реб-к стоит на
5. поступление в школу
– вступление чел-ка в
- первые годы школьной жизни – античность, ветхий завет
- средние года – христианская культура
- старшие года – новое время, просвещение.
Процесс разв-ия реб-ка – исторический процесс.
Периодизация психо-сексуального развития личности З.Фрейда.
Главный источник поведения чел-ка – бессознательное. Психологи – мазахисты, педагоги – педофилы. Танатос – смерь, эрос – любовь – 2 части бессознательного. В учении Фрейда: сексуальность – основной чел-ческий мотив. Под сексуальностью понимал все то, что доставляет удовольствие. Суть чел-ческой жизни – удовольствие. Стадии разв-ия связаны со смещением эрогенных зон:
1. оральная (0-1) – слизистая рта и губ: реб-к получает удовольствие за счет ротового контакта.
а) ранняя фаза (0-6 мес.) – сосание
б) поздняя фаза (6 мес.-1 год) – укус
Сосание – тип сексуальных проявлений реб-ка, сначала связано с приемом пищи, но потом становится сексуальным действием, кот. закрепляет инстинкты ИД. В первое полугодие реб-к не отделяет свои ощущения от объекта, он не осознает существование других объектов в мире. Это глобальное нарцистическое состояние (люблю себя). Во второе полугодие формир-ся представление о другом объекте, как существе независимом от него. Биологич. связь с матерью вызывает потребность быть любимым. С появление зубов добавл-ся укус, действия начинают носить агрессивный хар-р, если объект не приносит мне удовольствие. Мать, не разрешая себя кусать, выставляет первые запреты. Реб-к начинает искать замещение для их удовлетворения. Здесь подходят любые объекты (соска, игрушка, пальцы). При фиксации на этой стадии формир-ся такие черты личности как склонность к курению, алкоголизации, гурманству, вербальная агрессия (мат), ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность. Русские – национальность оральной стадии, самая бескультурная, самая читающая. На оральной стадии формир-ся оптимизм/пессимизм.
2. анальная (1-3) – слизистая оболочка кишечника.
Приучение к опрятности, много запретов и требований. Начинает формир-ся «супер-эго». Его разв-ие ведет к формир-ию первых соц. норм и совести. Детская сексуальность в овладении выделениями дефекации и мочевого пузыря. Реб-к имеет страх потерять любовь родителей, если не будет соотв-ать их требованиям. Недопустима чрезмерная суровость, педантичность или непоследовательность родителей. Фиксация на этой стадии может формир-ать след. черты: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, страсть к покровительству, коллекционированию, экономность, скупость (немцы, европейцы).
3. фаллическая (3-5) –
высшая ступень детской
До этой стадии сексуальность была аутоэротичной. Теперь она становится направленной на другого чел-ка: дети начинают испытывать сексуальную привлекательность к взрослым (родителям). Эти переживания проходят через Эдипов комплекс (мальчики) и комплекс Электры (девочки). В этом возрасте начинается осознание собственного пола и формир-ся первые образы маскулинности и фемининности. На этой стадии полностью диффернцир-ся «супер-эго». Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций. Формир-ся черты: самонаблюдение, рациональное мышление, благоразумие, расчетливость.
4. латентная (6-12).
Психосексуальное разв-ие реб-ка временно останавлив-ся, снижение полового интереса. Детская сексуальность вытесняется интересами ситуаций. Формир-ся Я, кот. начинает контролировать ид. Усвоение общекультурного опыта.
5. генитальная (12-18).
Соотв-ет половому разв-ию реб-ка. Соотносится с биологич. созреванием. Все эрогенные зоны объедин-ся. Стремление к нормальному сексуальному общению. У подростка есть затруднения при прохождении этой стадии, то может произойти регресс. Биологич. перестройка активизирует ид, танатос и эрос активизир-ся (агрессивное поведение). 2 типа хар-ра подростка выдел-ся:
- психическая гомосексуальность
(предпочитают семью
- нарциссизм (либидо переносится на себя, самодовольствие; раньше начинают интимные отношения).
«+» динамическая концепция (периодизация). Показаны движущие силы, источники разв-ия, попытка выделить механизмы разв-ия. Было показано, что для разв-ия чел-ка важно наличие другого чел-ка.
Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.
Периодизация интеллект. разв-ия. Мышление складыв-ся задолго до того, как оно становится речевым. Знание – не сумма единиц инф-ции, это процесс: знать означает действовать в соотв-ии с имеющимися знаниями в уме или практически. Интеллект – способность к адаптации. Осн. цель разумного поведения – адаптация к окр. среде. Способы такой адаптации называет схемами. Могут состоять из простых действий или из сложных комплексов умств. действий; состоят из операций. Операции – сами мыслит. действия, обладающие обратимостью, возможностью вернуться на начало. Суть интеллект. разв-ия реб-ка – овладение операциями. Осн. механизмы перехода с одной стадии на другую:
- ассимиляция – действие
с новыми предметами в соотв-
- аккомодация – изменение сложившихся умений и навыков в соотв-ии новым условиям
- равновесие – требования
среды и имеющиеся схемы
Интеллект. разв-ие стремится к стабильному равновесию – адаптации. На каждом возр. этапе равновесие наруш-ся и восстанавлив-ся. В соотв-ии какие механизмы преобладают можно говорить о качестве интеллект. деят-сти.
Ас>Ак – возникает ригидность мышления и негибкость поведения.
Ак>Ас – не формир-ся устойчивое экономичное умственное действие (непоследоват. и нерацион. поведение).
Ас=Ак – идеал; разумное, адаптивное поведение.
Факторы влияющие на разв-ие интеллекта:
1. созревание организма
2. индивидуальный опыт
3. соц. окружение (вторичный, незначимый).
Интеллект. разв-ие – переход от низших стадий к высшим и каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраив-ся на более высоком уровне. Стадии интеллект. разв-ия:
1. неречевой период
– сенсомоторного интеллекта (0-2).
Неразвита речь, все поведение
строится на основе
- стадия врожденных рефлексов (0-1 мес.) – упражнение рефлексов
- стадия моторных навыков (1-4 мес.) – элементарные навыки, первичные круговые р-ции
- циркулярные (круговые)
р-ции (4-8 мес.) – реб-к сосредоточен
не на собств. активности, а на
изменениях, вызванных его действиями;
само действие повторяется,
- координация средств
и целей (8 мес.-1 год) – начало
практического интеллекта; простые
действия, образовавшиеся на предыдущих
стадиях объедин-ся в единое
целое, становятся более
- открытие новых средств (1-1,5г.) – реб-к уже специально изменяет действие, чтобы посмотреть к каким рез-там это может еще привести
- интериоризация схем действий (1,5-2г.) – до этого реб-к производил действия методом проб и ошибок; реб-к может комбинировать схему действий в уме, оценивать их с точки зрения рез-та, приходить к выбору решения.
2. репрезентативный интеллект и конкр. операции (2-12). Мышление с помощью представлений.
- дооперациональная стадия
(2-7) – формир-ся внутр. план
действий, но реб-к еще не способен
к доказательству и
- стадия конкретных операций (7-12) – появл-ся мыслит. р-ции, способность к рассуждению, доказательству, соотнесению разных точек зрения. Все логич. операции нуждаются в опоре на наглядность. Связана с началом системного обучения реб-ка в школе, где даются начала научных знаний. Развив-ся все основные операции: анализ, синтез, классификация, обобщение. Позволяет реб-ку решать простые интеллектуальные задачи.
3. формальные операции
(12-15). Период разв-ия абстрактно-
Схема интеллектуальных стадий по Пиаже может быть следующей: аутизм (сенсомоторный интеллект), эгоцентризм, социализация. В рез-те социализации явл-ся адаптированность реб-ка к требованиям внешн. среды.
Концепция развития А.Валлона.
Нельзя изучать индивида вне конкр. условий его жизни. Конфликт и противоречие. Объясняет процесс разв-ия через изучение конфликтов и противоречий (одним из первых стал рассматр-ть их в кач-ве движущих сил психич. разв-ия). До него исследователи акцентировали внимание на сходстве и подобии. Он предлагает изучать различия для того, чтобы понять причины и условия взаимосвязи X и Y (наследственность и среда). Выделил ключевое противоречие – в соотношении органического и психологического. =>Психика не может быть сведена к органике и не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить как органическое станов-ся психическим. Рассматривает стадии (этапы разв-ия):
1. эмоции – появл-ся
раньше всего; способен к
2. моторика – любая
эмоция связана с движением,
в движении выделяет 2 вида: тонические
(прямо выражают эмоции), кинетические
(появл-ся поздно, направлены на
внешним мир); более сложное кинетическое
движение наступает под
3. подражание – осуществляется переход от действия к мысли, через подражание; оно строится по образцу соц. модели, они формир-ся в процессе общения.
4. социум – реализ-ся весь чел-ческий потенциал в соц. взаимодействии; соц. природа чел-ка не привносится путем внешн. влияний; соц. включение в биологию как абсол. необход-сть; не отриц. роль созревания в разв-ии; онтогенез не воспроизводит филогенез=> реб-к наход-ся на одной стадии с цивилизацией.
Предпринял попытку создать периодизацию разв-ия.
1. импульсивная (до 6 мес.) – стадия рефлексов, автоматически развив-ся на раздраж-ль, со временем условный рефлекс уступает место контрол. движениям и новым формам поведения.
2. эмоциональная (6-10 мес.) – накопление эмоций, позволяет реб-ку устанавл-ть контакты с соц. средой.
3. сенсомоторная (10-14 мес.) – начало практич. мышления; циркулярные формы активности (точность движений – рука учит глаз).
4. проективная (2-3 г.) – связана с ходьбой и речью; реб-к исследует окр. мир и называет предметы, кот. его окружают; ходьба – независимость; симбиоз реб-ка взрослого исчезает, реб-к автономен, начинает самоутвержд-ся, начинает осознавать внутр. жизнь.
5. персоналистская (3-6 л.) – интерес реб-к к самому себе: 3г. – противопоставление, отличие себя от других; 4г. – самолюбование (нарциссизм); 5л. – подражание (реб-к через игру осваивает роли и придумывает себе героев).
6. учебная (6-12, 14) – усвоение научных знаний, личность еще более самостоятельно, возрастает роль коллектива сверстников; поиск себя в определ. группе людей.
7. половое созревание
(поиск независимости и
Проблема соотношения психического развития и обучения.
Исторически сложились разные точки зрения на их соотношения:
1. идея независимости (разв-ие не зависит от обучения). Обучение – чисто внешний процесс, кот. должен быть согласован с ходом разв-ия. Любая ф-ция должна созреет прежде, чем можно приступать к обучению определ. знаниям. Обучение надстраивается над разв-ием ничего не меняя в нем по существу (Пиаже).
2. обучение и есть разв-ие (каждый шаг в обучении соотв-ет определ. сдвигу в разв-ии)
3. обучение и разв-ие
– взаимосвязанные процессы, но
обучение ведет за собой разв-
Последователем Выготского был Брунер: любого реб-ка в любом возрасте можно обучить чему угодно, самое главное найти доступный язык. Идея Выготского наша свое экспериментальное подтверждение в работе Леонтьева. Позднее была выделена еще одна зона (Гальбух) – зона творческой самостоятельности (хар-ризуется способностью реб-ка относительно самостоятельно решать новые задачи; выявл-ся уровень способности и одаренности реб-ка).
Значение эволюционных теорий для развития возрастной психологии.
Онтогенез психического развития в теории Дж. Брунера.
Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).