Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_gosu_po_osnovnoy_spetsialnosti_1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

1. реб-к в первые  месяцы с рефлекторным и импульсным  поведением – стадия млекопитающего.

2. при разв-ии подражания (6 мес.) реб-к достиг стадии обезьян  (высшее млекопитающее).

3. овладев вертикальной  походкой, освоив речь реб-к достиг  начальной ступени чел-ческого  состояния.

4. первые 5 лет игры  и сказок реб-к стоит на ступени  первобытных.

5. поступление в школу  – вступление чел-ка в культуру:

- первые годы школьной жизни – античность, ветхий завет

- средние года –  христианская культура

- старшие года –  новое время, просвещение.

Процесс разв-ия реб-ка –  исторический процесс.

Периодизация  психо-сексуального развития личности З.Фрейда.

Главный источник поведения  чел-ка – бессознательное. Психологи – мазахисты, педагоги – педофилы. Танатос – смерь, эрос – любовь – 2 части бессознательного. В учении Фрейда: сексуальность – основной чел-ческий мотив. Под сексуальностью понимал все то, что доставляет удовольствие. Суть чел-ческой жизни – удовольствие. Стадии разв-ия связаны со смещением эрогенных зон:

1. оральная (0-1) – слизистая  рта и губ: реб-к получает  удовольствие за счет ротового  контакта.

а) ранняя фаза (0-6 мес.) –  сосание

б) поздняя фаза (6 мес.-1 год) – укус

Сосание – тип сексуальных проявлений реб-ка, сначала связано с приемом пищи, но потом становится сексуальным действием, кот. закрепляет инстинкты ИД. В первое полугодие реб-к не отделяет свои ощущения от объекта, он не осознает существование других объектов в мире. Это глобальное нарцистическое состояние (люблю себя). Во второе полугодие формир-ся представление о другом объекте, как существе независимом от него. Биологич. связь с матерью вызывает потребность быть любимым. С появление зубов добавл-ся укус, действия начинают носить агрессивный хар-р, если объект не приносит мне удовольствие. Мать, не разрешая себя кусать, выставляет первые запреты. Реб-к начинает искать замещение для их удовлетворения. Здесь подходят любые объекты (соска, игрушка, пальцы). При фиксации на этой стадии формир-ся такие черты личности как склонность к курению, алкоголизации, гурманству, вербальная агрессия (мат), ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность. Русские – национальность оральной стадии, самая бескультурная, самая читающая. На оральной стадии формир-ся оптимизм/пессимизм.

2. анальная (1-3) – слизистая  оболочка кишечника. 

Приучение к опрятности, много запретов и требований. Начинает формир-ся «супер-эго». Его разв-ие ведет  к формир-ию первых соц. норм и совести. Детская сексуальность в овладении выделениями дефекации и мочевого пузыря. Реб-к имеет страх потерять любовь родителей, если не будет соотв-ать их требованиям. Недопустима чрезмерная суровость, педантичность или непоследовательность родителей. Фиксация на этой стадии может формир-ать след. черты: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, страсть к покровительству, коллекционированию, экономность, скупость (немцы, европейцы).

3. фаллическая (3-5) –  высшая ступень детской сексуальности.  Эрогенные зоны – гениталии.

До этой стадии сексуальность  была аутоэротичной. Теперь она становится направленной на другого чел-ка: дети начинают испытывать сексуальную привлекательность  к взрослым (родителям). Эти переживания проходят через Эдипов комплекс (мальчики) и комплекс Электры (девочки). В этом возрасте начинается осознание собственного пола и формир-ся первые образы маскулинности и фемининности. На этой стадии полностью диффернцир-ся «супер-эго». Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций. Формир-ся черты: самонаблюдение, рациональное мышление, благоразумие, расчетливость.

4. латентная (6-12).

Психосексуальное разв-ие реб-ка временно останавлив-ся, снижение полового интереса. Детская сексуальность вытесняется интересами ситуаций. Формир-ся Я, кот. начинает контролировать ид. Усвоение общекультурного опыта.

5. генитальная (12-18).

Соотв-ет половому разв-ию реб-ка. Соотносится с биологич. созреванием. Все эрогенные зоны объедин-ся. Стремление к нормальному сексуальному общению. У подростка есть затруднения при прохождении этой стадии, то может произойти регресс. Биологич. перестройка активизирует ид, танатос и эрос активизир-ся (агрессивное поведение). 2 типа хар-ра подростка выдел-ся:

- психическая гомосексуальность  (предпочитают семью подростковой  группе, создают телесные связи  с лицами своего пола)

- нарциссизм (либидо переносится  на себя, самодовольствие; раньше  начинают интимные отношения).

«+» динамическая концепция (периодизация). Показаны движущие силы, источники разв-ия, попытка выделить механизмы разв-ия. Было показано, что для разв-ия чел-ка важно наличие другого чел-ка.

Учение Ж.Пиаже  об интеллектуальном развитии ребенка.

Периодизация интеллект. разв-ия. Мышление складыв-ся задолго до того, как оно становится речевым. Знание – не сумма единиц инф-ции, это процесс: знать означает действовать в соотв-ии с имеющимися знаниями в уме или практически. Интеллект – способность к адаптации. Осн. цель разумного поведения – адаптация к окр. среде. Способы такой адаптации называет схемами. Могут состоять из простых действий или из сложных комплексов умств. действий; состоят из операций. Операции – сами мыслит. действия, обладающие обратимостью, возможностью вернуться на начало. Суть интеллект. разв-ия реб-ка – овладение операциями. Осн. механизмы перехода с одной стадии на другую:

- ассимиляция – действие  с новыми предметами в соотв-ии  с сложившимися умениями и  навыками

- аккомодация – изменение  сложившихся умений и навыков в соотв-ии новым условиям

- равновесие – требования  среды и имеющиеся схемы действий  у чел-ка находятся в соотв-вии.

Интеллект. разв-ие стремится  к стабильному равновесию – адаптации. На каждом возр. этапе равновесие наруш-ся и восстанавлив-ся. В соотв-ии какие механизмы преобладают можно говорить о качестве интеллект. деят-сти.

Ас>Ак – возникает  ригидность мышления и негибкость поведения.

Ак>Ас – не формир-ся устойчивое экономичное умственное действие (непоследоват. и нерацион. поведение).

Ас=Ак – идеал; разумное, адаптивное поведение.

Факторы влияющие на разв-ие интеллекта:

1. созревание организма

2. индивидуальный опыт

3. соц. окружение (вторичный,  незначимый).

Интеллект. разв-ие –  переход от низших стадий к высшим и каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраив-ся на более высоком уровне. Стадии интеллект. разв-ия:

1. неречевой период  – сенсомоторного интеллекта (0-2). Неразвита речь, все поведение  строится на основе координации  восприятия и движения. Психологич. отделение реб-ка от внешнего мира, познание себя как субъекта действия, понимание устойчивости, постоянства внешн. объектов, даже если она не восприним-ся органами чувств. Неоднородная стадия.

- стадия врожденных  рефлексов (0-1 мес.) – упражнение  рефлексов

- стадия моторных навыков (1-4 мес.) – элементарные навыки, первичные круговые р-ции

- циркулярные (круговые) р-ции (4-8 мес.) – реб-к сосредоточен  не на собств. активности, а на  изменениях, вызванных его действиями; само действие повторяется, чтобы  продлить впечатление от него

- координация средств  и целей (8 мес.-1 год) – начало  практического интеллекта; простые  действия, образовавшиеся на предыдущих  стадиях объедин-ся в единое  целое, становятся более сложными, использ-ся реб-ком для достижения  цели; когда случайное изменение действия дает неожиданный эффект, реб-к его повторяет и закрепляет в новую схему действия

- открытие новых средств  (1-1,5г.) – реб-к уже специально  изменяет действие, чтобы посмотреть  к каким рез-там это может  еще привести

- интериоризация схем действий (1,5-2г.) – до этого реб-к производил действия методом проб и ошибок; реб-к может комбинировать схему действий в уме, оценивать их с точки зрения рез-та, приходить к выбору решения.

2. репрезентативный интеллект  и конкр. операции (2-12). Мышление с помощью представлений.

- дооперациональная стадия (2-7) – формир-ся внутр. план  действий, но реб-к еще не способен  к доказательству и размышлению  Реб-к интеллект-но наивен. Эту  наивность называет детским реализмом  (реб-к не чувствителен к противоречиям; есть тенденция связывать все со всем; нет логич. связей между суждениями; реб-к опир-ся на ту миним. сумму знаний, кот. владеет). Интеллект. эгоцентризм – особая интеллект. позиция реб-ка, в кот. он рассматривает весть окр. мир со своей точки зрения – единственной и абсолютной. Ему недоступно понимание относительности окр. мира. Эгоцентризм усилив-ся когда реб-к сталкив-ся с новой для него областью познания и ослабевает по мере того, как у реб-ка накапливаются знания об этой области.

- стадия конкретных операций (7-12) – появл-ся мыслит. р-ции, способность к рассуждению, доказательству, соотнесению разных точек зрения. Все логич. операции нуждаются в опоре на наглядность. Связана с началом системного обучения реб-ка в школе, где даются начала научных знаний. Развив-ся все основные операции: анализ, синтез, классификация, обобщение. Позволяет реб-ку решать простые интеллектуальные задачи.

3. формальные операции (12-15). Период разв-ия абстрактно-теоретического  мышления. Сензитивный период для  разв-ия абстрактного мышления. Мыслит. операции могут совер-ся без конкр. опоры. Подросток способен осваивать материал, кот. не дан ему в ощущениях. Мышление строится на дедукции. Формир-ся абстрактные понятия.

Схема интеллектуальных стадий по Пиаже может быть следующей: аутизм (сенсомоторный интеллект), эгоцентризм, социализация. В рез-те социализации явл-ся адаптированность реб-ка к требованиям внешн. среды.

Концепция развития А.Валлона.

Нельзя изучать индивида вне конкр. условий его жизни. Конфликт и противоречие. Объясняет процесс разв-ия через изучение конфликтов и противоречий (одним из первых стал рассматр-ть их в кач-ве движущих сил психич. разв-ия). До него исследователи акцентировали внимание на сходстве и подобии. Он предлагает изучать различия для того, чтобы понять причины и условия взаимосвязи X и Y (наследственность и среда). Выделил ключевое противоречие – в соотношении органического и психологического. =>Психика не может быть сведена к органике и не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить как органическое станов-ся психическим. Рассматривает стадии (этапы разв-ия):

1. эмоции – появл-ся  раньше всего; способен к психич. жизни благодаря им; в них осуществл-ся  симбиоз органич. и психо-соц. (крик – физиол. р-ция; затем  – сигнал для мамы и способ влияния на нее).

2. моторика – любая  эмоция связана с движением,  в движении выделяет 2 вида: тонические (прямо выражают эмоции), кинетические (появл-ся поздно, направлены на  внешним мир); более сложное кинетическое  движение наступает под влиянием  взрослого.

3. подражание – осуществляется  переход от действия к мысли,  через подражание; оно строится  по образцу соц. модели, они  формир-ся в процессе общения.

4. социум – реализ-ся  весь чел-ческий потенциал в  соц. взаимодействии; соц. природа  чел-ка не привносится путем внешн. влияний; соц. включение в биологию как абсол. необход-сть; не отриц. роль созревания в разв-ии; онтогенез не воспроизводит филогенез=> реб-к наход-ся на одной стадии с цивилизацией.

Предпринял попытку  создать периодизацию разв-ия.

1. импульсивная (до 6 мес.) – стадия рефлексов, автоматически развив-ся на раздраж-ль, со временем условный рефлекс уступает место контрол. движениям и новым формам поведения.

2. эмоциональная (6-10 мес.) – накопление эмоций, позволяет  реб-ку устанавл-ть контакты с соц. средой.

3. сенсомоторная (10-14 мес.) – начало практич. мышления; циркулярные  формы активности (точность движений  – рука учит глаз).

4. проективная (2-3 г.) –  связана с ходьбой и речью;  реб-к исследует окр. мир и  называет предметы, кот. его окружают; ходьба – независимость; симбиоз реб-ка взрослого исчезает, реб-к автономен, начинает самоутвержд-ся, начинает осознавать внутр. жизнь.

5. персоналистская (3-6 л.) – интерес реб-к к самому  себе: 3г. – противопоставление, отличие  себя от других; 4г. – самолюбование (нарциссизм); 5л. – подражание (реб-к через игру осваивает роли и придумывает себе героев).

6. учебная (6-12, 14) –  усвоение научных знаний, личность  еще более самостоятельно, возрастает  роль коллектива сверстников;  поиск себя в определ. группе людей.

7. половое созревание (поиск независимости и оригинальности, сосредоточение на своей личности  и на потребностях своего Я).

Проблема соотношения  психического развития и обучения.

Исторически сложились  разные точки зрения на их соотношения:

1. идея независимости (разв-ие не зависит от обучения). Обучение – чисто внешний процесс, кот. должен быть согласован с ходом разв-ия. Любая ф-ция должна созреет прежде, чем можно приступать к обучению определ. знаниям. Обучение надстраивается над разв-ием ничего не меняя в нем по существу (Пиаже).

2. обучение и есть  разв-ие (каждый шаг в обучении  соотв-ет определ. сдвигу в  разв-ии)

3. обучение и разв-ие  – взаимосвязанные процессы, но  обучение ведет за собой разв-ие  и явл-ся решающим фактором. Выготский  выдвинул идею о 2 зонах разв-ия: ЗАР – уровень трудности тех задач, кот. реб-к совершает сомостоятельно, это уровень психич. разв-ия, кот. уже сложился; ЗБР – уровень трудности тех задач, кот. реб-к может решать с помощью взрослого то, что находится в процессе формир-ия. То, что реб-к сегодня делает с помощью взрослого, завтра он делает это сам. Опираясь на зону ближайшего разв-ия взрослый доводит любую психич. ф-цию реб-ка до ЗАР.

Последователем Выготского был Брунер: любого реб-ка в любом  возрасте можно обучить чему угодно, самое главное найти доступный язык. Идея Выготского наша свое экспериментальное подтверждение в работе Леонтьева. Позднее была выделена еще одна зона (Гальбух) – зона творческой самостоятельности (хар-ризуется способностью реб-ка относительно самостоятельно решать новые задачи; выявл-ся уровень способности и одаренности реб-ка).

 

Значение эволюционных теорий для развития возрастной психологии.

Онтогенез психического развития в теории Дж. Брунера.

Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"