Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:44, курсовая работа
Гипотеза исследования: если разработать программу, который включает социальную, реабилитационную, психотерапевтическую помощь для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, то будут сформированы основы более эффективной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями; возможно, социально-личностное развитие детей.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-медицинскую, психолого-педагогическую литературу исследуемой проблеме;
2. Изучить социальные аспекты помощи семьям с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
3. Провести исследование по организации социальной работы с семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в семьях с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Основные концепции инвалидности в международном масштабе и в исследованиях отечественных социологов
1.2 Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
1.3 Организация и содержание социальной работы в России в семьях с детьми с ограниченными возможностями
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями (на примере БУ КЦСОН "Пенаты")
2.1 Социологическое исследование проблемы ухода в семье за детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями
2.2 Разработка и апробация программы развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
2.3 Проверка эффективности программы и интерпретация результатов анализа
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Анализ социальной работы БУ КЦСОН позволил выявить ряд проблем:
социально-бытовая адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
взаимодействие ребенка со своей семьей;
формирование позитивного отношения общества к данной категории.
Комплексный характер задач, стоящих перед учреждениями, оказывающими образовательные и социальные услуги детям с нарушениями в развитии, может быть успешно разрешен при соблюдении и планомерной реализации ряда условий:
полуфункциональный подход к оказанию помощи ребенку, предполагающий взаимодействие специалистов различного профиля;
переориентация образовательног
На наш взгляд, результаты анализа деятельности специалистов БУ КЦСОН "Пенаты" выявили необходимость разработки и апробации программы по развитию детей с проблемами в развитии речи.
Программа развития "Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи"
Пояснительная записка
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
Основная цель - обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь. Задачи социально-личностного развития:
формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
формирование предпосылок
и основ экологического мироощущения,
нравственного отношения к
Этапы социальной интеграции человека: дошкольный, школьный, постшкольный, период личностной зрелости и период геронтогенеза. Выделение этапов обусловлено тем, что каждый этап требует от человека как реализации определенных способностей, задатков для включения в соответствующие социальные группы, так и реализации адаптивных механизмов, практик освоения жизненного этапа, накопления социокультурного капитала. Каждый интеграционный этап выступает пропедевтическим для последующего этапа.
Актуальность разработки программы развития обусловлена в разрешении проблем социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями, что создает необходимые предпосылки для перехода от принципа социальной полезности к социальной толерантности, к признанию и уважению прав и достоинства каждого человека независимо от его способностей или убеждений.
Цель программы: обеспечение индивидуальной траектории комплексного развития каждого ребенка, с учетом имеющегося у него психического и физического состояния здоровья, развитие восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности детей. Работа по достижению данной цели проводилась в оздоровительном, познавательно-речевом, социально-личностном, художественно-эстетическом, коррекционном направлениях.
Направление в работе с младшими школьниками: создание комплексной организационной основы по формированию образовательного и коррекционно-развивающего процесса для детей с проблемами в развитии речи.
Задачи программы:
1. Развивать и корригировать все компоненты речи (фонетику, фонематические восприятия, лексику, грамматику, связную речь).
- Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
- Формировать у детей устойчивые навыки по ОБЖ, правильного речевого поведения в критических ситуациях.
Ожидаемые результаты:
- Укомплектование пакета документов, включающего образовательные программы, перспективный план работы учреждения, методическое обеспечение по каждому направлению деятельности учреждения;
2. Владение специалистами спецификой педагогической деятельности, направленной на процессы социализации и интеграции воспитанников с отклонениями в речевом развитии;
- Укрепление (установление новых) контактов с социальными учреждениями и институтами адаптации;
- Разработка и реализация технологии
индивидуального медико-психолого-
- Переориентация образовательных целей и задач: от усвоения суммы знаний, умений и навыков к знаниям, способствующим становлению социального опыта, формированию комплекса правил поведения, приемлемых в современном обществе;
- Практическая реализация и систематизация комплекса диагностических и постдиагностических мероприятий;
- Повышение профессионального уровня персонала учреждения.
- Владение детьми необходимыми знаниями, умениями и навыками, правилами поведения, обеспечивающими полноценное включение в общество и адаптацию к различным изменяющимся социальным условиям;
- Методика развития учреждения с учетом запросов воспитанников и их родителей; тенденций и стратегических задач современной системы специального образования; реальных социально-экономических условий в стране, требований современной жизни общества в России.
Срок реализации: 2010-2011 гг.
Реализация программы:
Общение является сложной и многообразной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Общение выступает как одно из важнейших условий развития ребенка, формирования его личности. Диагностика уровня социально-личностного развития детей показала, что не все дети могут самостоятельно научиться общению, часть младших школьников испытывают трудности при взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Такие дети в совместной деятельности не учитывают интересы партнера, имеют невысокий социальный статус в группе сверстников.
В рамках работы по данному направлению проводились педагогические советы различной тематики:
"Влияние развития гибкости детей на качество выполнения гимнастических и акробатических упражнений" - отв. методист-инструктор ЛФК;
"Система педагогического взаимодействия специалистов, направленного на экологическое воспитание детей" - отв. специалист по социальной работе;
"Совершенствование
словесно-логического мышления
"Развитие творческого воображения детей с речевой патологией, посредством логоритмических упражнений на музыкальных занятиях" - отв. педагог-психолог, специалист по социальной работе.
Оказание адекватной помощи возможно только при согласованной работе специалистов различных специальностей - психологов и специалистов по социальной работе, логопедов, специалистов ЛФК, массажиста. Только комплексный, междисциплинарный подход к детскому развитию позволит охватить его во всей полноте и преодолеть возможные отклонения. Основанием для объединения разных специалистов БУ КЦСОН "Пенаты" является онтогенетическое единство телесного, психического и социального развития человека. При этом теория психического развития является методологическим стержнем работы, поскольку именно психика ребёнка с одной стороны опирается на соматическое развитие, а с другой определяется социальной ситуацией развития ребёнка. Медицинский и социальный контексты рассмотрения проблем ребенка пересекаются при анализе основных психологических новообразований каждого возраста.
Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями осуществляют педагог-психолог, педагог-логопед, специалист по социальной работе, методист-инструктор ЛФК, медсестра по массажу.
В обязанности педагога-логопеда входит: всестороннее изучение речи воспитанников, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с теми из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи специалистам по социальной работе по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.
Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителю-логопеду; развивать психолого-педагогическую компетентность специалистов по социальной работе и родителей.
Специалисты по социальной работе, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями совместно с психологом, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, совместно с педагогом-психологом заполняют на них карты сопровождения.
Специалисты сопровождения
отслеживают эффективность
Эффективность коррекционных мероприятий существенно зависит от активного заинтересованного участия в этой работе родителей. Именно родители являются основными заказчиками коррекционно-развивающей работы с ребенком, что предполагает их осведомленность в данной проблематике и высокую заинтересованность в результатах работы, а также позицию активного сотрудничества со специалистами. Далеко не все родители понимают возрастные особенности детей и умеют создать условия для полноценного психического развития ребенка. Работа с семьей проводилась в разных формах оказания помощи: групповые занятия, индивидуальные консультации, просвещение родительской общественности (семинары, родительские собрания, дни открытых дверей, информационные стенды и буклеты).
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей с ограниченными возможностями в систему социальных отношений осуществлялась следующим образом:
в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
С целью формирования знаний, умений и навыков, связанных с жизнью ребенка в обществе детям предлагали следующие наиболее типичные ситуации и у детей формулировались простейшие алгоритмы поведения: