Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в изучении качества продукции, как экономической и социальной категории, определяющий направления стратегии совершенствования предприятия.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

раскрыть теоретическую сущность понятия "качество продукции";

рассмотреть структуру системы менеджмента качества продукции;

исследовать опыт контроля качества продукции на примере конкретного предприятия;

предложить направления стратегии совершенствования системы управления качеством продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические аспекты качества продукции, как экономической и социальной категории…………………………………………………………….5

1.1 Сущность качества продукции……………………………………………….5

1.2 Экономические показатели продукции……………………………………...9

1.3 Экономическая характеристика развития услуг в России и её регионах (на примере бытового обслуживания населения)………………………………….11

1.4 Система управление качеством продукции……………………………..…13

Глава 2. Практическое решение проблем управления качеством на предприятиях РФ………………………………………………………………...20

2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………………...20

2.2 Анализ системы управления качеством продукции предприятия………..22

Глава 3. Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»…………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………….42


Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ- NEW - копия.docx

— 174.85 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2.1 - Упрощенная схема  процессного подхода

 

Слева - показаны входы, которые  устанавливают характеристики, которым  должны отвечать объекты. Они должны обеспечить возможность настройки  процесса и его нормальное протекание, обеспечивающее выполнение требований к выходам. Справа - показаны выходы, которые содержат подтверждение  соответствия характеристик результатов  процесса установленным требованиям.

 

Если выходом процесса является товарная продукция (услуги), то эти требования содержатся в контракте, стандарте, технических условиях или  спецификации;

 

Сверху - показаны управляющие  воздействия;

 

Снизу - показаны обеспечивающие ресурсы.

 

Все входящие в процесс  потоки идентифицируются с целью  получения необходимой для работников информации. Информация может быть представлена на любых носителях  информации и в различных видах  форм: текстовом виде, графиках, таблицах, актах, отчетах и пр.

 

Преимущество процессного  подхода состоит в наличии  управления, которое предусматривается  на стыке между отдельными процессами в рамках системы процессов, а  также при их комбинации и взаимодействии. Применение процессного подхода  подчеркивает важность:

 

    • понимания и выполнения требований;

 

    • необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавления ценности;

 

    • достижение результатов в рабочих характеристиках процессов и эффективности;

 

    • постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

 

Сложные процессы, отражающие виды деятельности изложены в стандартах предприятия с включением карт процессов  показывающих взаимосвязь между  подразделениями, роли исполнителя  конкретного подразделения. На карте  процесса отражается двойная подчиненность  работника:

 

    • непосредственному руководителю функционального подразделения;

 

    • руководителю процесса.

 

Указанная информация используется при разработке раздела взаимосвязи  между подразделениями и отражается в положении о структурном  подразделении. При разработке положений  о структурном подразделении  приводится идентификация процессов, дается структурная схема взаимосвязи  между процессами с назначением  руководителей ответственных за надлежащее функционирование закрепленных за ними процессов или части процессов. К положению о заводе (управлении) может быть представлена графическая  модель процессов. Окончательная декомпозиция процессов с идентификацией, взаимосвязью, ссылкой на управляющую документацию, виды записей, сроками исполнения раскрывается в должностных инструкциях работников ОАО «ЯШЗ» в "Матрице ответственности".

 

Одной из стратегических задач  руководства ОАО «ЯШЗ» является реализация СМК через внедрение  международных стандартов МС ИСО 9000 и 8 принципов менеджмента качества. Основным документом, определяющим ответственность  и полномочия для директора завода, является "Положение о заводе", на основании которого разрабатываются  Положения на руководящих работников, должностные инструкции специалистов и служащих подразделения в соответствии со структурной схемой завода и штатного расписания.

 

Структура системы менеджмента  качества ОАО «ЯШЗ» разрабатывается  на заводе и утверждается директором завода. В рамках системы менеджмента  качества и экологического менеджмента  документирована ответственность  руководителей подразделений завода.

 

Руководители разного  уровня участвуют в составлении  и доведении до персонала целей  в области качества, экологических  аспектов, целевых и плановых показателей  в области экологического менеджмента.

 

Обязательства по доведению  и реализации политики предприятия  в области качества и экологии определены в должностных инструкциях  работников завода. Реализация политики является обязанностью каждого работника  ОАО «ЯШЗ».

 

Наиболее важными факторами  успеха при осуществлении поставленной перед заводом цели (получение  стабильной прибыли за счет производства конкурентоспособной продукции, востребованной на рынке производства товаров) являются:

 

    • Определение потребностей и ожиданий потребителей;

 

    • Изучение и использование в производстве мирового опыта в области производства химической продукции;

 

    • Внедрение в производство экономически обоснованных проектов;

 

    • Разработка технологических регламентов и инструкций на производство продукции;

 

    • Обучение персонала;

 

    • Проведение технологических операций в соответствии с утвержденными регламентами и инструкциями;

 

    • Внедрение системы постоянного улучшения на основе анализа деятельности.

 

Руководством завода ОАО  «ЯШЗ» постоянно изучается мировой  опыт в области производства шинной продукции, проводится анализ востребованности продукции, как в настоящее время, так и в перспективе, изучается  степень удовлетворенности потребителей качеством выпускаемой продукции, на основании этого руководством завода принимаются решения о  дальнейших направлениях стратегического  развития производства. Действует система  постоянного улучшения на основе анализа деятельности. Разрабатываются  программы развития на перспективу  под руководством директора завода с участием специалистов завода.

 

Классификация затрат на качество - одна из главных задач, от правильного  решения которой зависит определение  их состава и требований к организации  учета, анализа и оценки. Основным требованием к классификации  является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством  продукции и влияющих на него, а  также их полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества.

 

Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, надежности продукции  и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной  деятельности, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ним образуется стоимостная величина продукта, характеризующая  эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации.

 

Для снижения затрат по себестоимости  продукции, получения стабильной прибыли  на заводе проводится анализ затрат на качество, выявляющий причины отклонения качества продукции от заданных требований технических условий и анализ недополученной выгоды (невыполнение плана производства).

 

Экономисты планово-экономического отдела ОАО «ЯШЗ» ежеквартально  производят расчет затрат (недополученной выгоды) за прошедший квартал.

 

Данные отчета-анализа  по всем направлениям деятельности завода передаются в группу качества технического управления ОАО «ЯШЗ» для анализа  системы качества.

 

Основная деятельность акционерного общества направлена на улучшение финансово-экономического состояния предприятия (получение  прибыли), снижение себестоимости, совершенствования  качества продукции и увеличение объемов производства товарной продукции, освоение новых рынков сбыта.

 

На данный момент можно  наблюдать следующую картину  на предприятии:

 

- ОАО "ЯШЗ" ориентирован  на разные слои потребителей  своего рынка, как в предоставляемом  ассортименте и качественной  продукции, так и в ценовой  политике, что позволяет обеспечивать  стабильный доход предприятия;

 

- освоение новых сегментов  рынка и привлечение новых  потребителей растет за счет  освоенной новой технологии шин  и продвижения ее на рынок.  Привлекательность предприятия  растет на потребительском рынке  за счет качественной продукции,  ассортиментного портфеля, и гибкой  схемы цен.

 

Политика в области  качества ОАО «ЯШЗ». Целью производственной деятельности ОАО является выпуск шин  соответствующих обязательным требованиям  и удовлетворяющих требования и  ожидания потребителей. Высшая цель: повышение  удовлетворенности потребителей. Цели в области качества ОАО разработаны  исходя из Политики на 2009-2010гг:

 

Первое приступить к реконструкции  и модернизации заготовительно-сборочного оборудования СП-1 ЗМШ.

 

Второе для увеличения выпуска ассортимента шин и удовлетворения покупательского спроса провести ОКР  по 10 размерам шин (в течение 2009 года).

 

Третье для увеличения выпуска ассортимента шин и удовлетворения покупательского спроса спроектировать 4 размера шин (согласно графику освоения и разработки шин).

 

Четвертое обеспечить уровень  РРМ шин поставляемых на комплектацию:

 

    • грузовых - не более 500 РРМ;

 

    • легковых радиальных - не более 50 РРМ;

 

    • легкогрузовых - не более 100 РРМ.

 

Пятое сертифицировать СМК  по ИСО/ТУ 16949 в соответствии с требованиями потребителей - автозаводов. Срок: 4 квартал 2009г

 

Шестое для обновления модельного ряда, обеспечить освоение производства новых шин согласно "Графику разработки и ТПП новых  шин к серийному производству на 2010 год".

 

Седьмое для поддержания  системы менеджмента качества в  работоспособном состоянии, обеспечить выполнение "Программы совершенствования  системы менеджмента качества на 2010 год".

 

Восьмое для повышения  эффективности производства выполнить  мероприятия по оптимизации затрат на сумму 42,1 млн. руб., ЗМШ-1, ЗГШ-5, ПЛРМ, в том числе:

 

    • ЗМШ - 23,2 млн. руб.;

 

    • ЗГШ - 13,5 млн. руб.;

 

    • Цеха и службы ОАО - 2,3 млн. руб.;

 

    • УГТ - 3,1 млн. руб.

 

Девятая с целью тиражирования  технологии ф. Пирелли для повышения  качества и эксплуатационных характеристик  шин, обеспечить выполнение работ по реконструкции и модернизации СП-1 ЗМШ в запланированном на 2009 год  объеме.

 

Десятая улучшить условия  труда 2355 человек.

 

Одиннадцатая обеспечить коэффициент вовлеченности персонала  в рационализаторскую работу на уровне не ниже 1,4.

 

Достижение целей в  области качества может оказывать  позитивное воздействие на качество продукции, эффективность работы и  финансовые показатели и, следовательно, на удовлетворенность и уверенность  заинтересованных сторон. Модель системы  менеджмента качества, основанной на процессном подходе представлена на рисунке 2.2

 

ОАО "ЯШЗ" действует  на принципах полной хозяйственной  самостоятельности, самофинансирования, самоокупаемости. Проанализируем объем  производства ОАО "ЯШЗ" и изучим динамику валовой и товарной продукции, а так же проведем расчет индексов их роста и прироста.

 

 

 

Рисунок 2.2 - Модель системы  менеджмента качества ОАО «ЯШЗ»

 

 

 

Таблица 2.1 - Структура производства и реализации продукции в ОАО  «ЯШЗ» за период 2007-2009 годы

Год

Объем производ-ства продукции, млн. руб.

Темпы роста,%

Объем реализации, млн. руб.

Темпы роста,%

базисные

цепные

базисные

цепные

2007

9693194

100

100

10260587

100

100

2008

11758904

121,3

121,3

12385817

120,7

120,7

2009

14202917

146,5

120,8

14918708

145,3

120,4


 

Из таблицы 2.1 видно, что  за три года объем производства возрос на 46,5%, а объем реализации - на 45,3%. В 2007 году объем производства составлял 9693194 млн. руб., а объем реализации 10260587 млн. руб., то в 2009 году объем производства составлял 14202917 млн. руб., а объем  реализации 14918708 млн. руб., - это говорит  о положительной тенденции темпов роста. Динамика производства и реализации продукции в ОАО «ЯШЗ» за период 2007-2009 годы представлена на рисунке 2.3

 

Рисунок 2.3 - Динамика производства и реализации продукции в ОАО  «ЯШЗ» за период 2007-2009 годы

 

По рисунку видно, что  в течение всех предыдущих лет  темпы роста производства и реализации примерно совпадали. Это говорит  о том, что продукция, выпускаемая, предприятием не залеживалась, а пользовалась спросом, как на внешнем, так и  на внутреннем рынке.

 

От качества продукции  зависит уровень конкурентоспособности  ОАО "ЯШЗ", его финансовое положение.

 

Качество продукции - это  показатель, характеризующий совокупность свойств продукции, которые позволяют  наиболее полно удовлетворять потребности  общества в соответствии с назначением, обеспечивая при этом экономию ресурсов предприятия.

 

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые  темпы роста и прироста товарной продукции. Среднегодовой темп прироста выпуска продукции в ОАО «ЯШЗ»  составляет 33,3%, а реализации продукции - 32,43%. Оперативный анализ выпуска  продукции ОАО «ЯШЗ» на основе расчета представлен в таблице 2.2

Информация о работе Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»