Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа
целью данной работы является раскрытие существующих на сегодняшний день, методов исследования уровня образования населения и развития системы обучения, а также проведение на основе изученных методов статистического исследования уровня образования населения в РБ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•На основе изученных источников раскрыть методы исследования уровня образования населения и развития системы обучения;
•Выявить и изучить источники информации;
Провести исследование уровня образования населения в Оконешниковском районе.
•Сделать соответствующие выводы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения системы образования….6
1.1. Статистика образования и её информационная база………………………6
1.2. Международные статистические показатели уровня образования населения……………………………………………….………………………….7
1.3. Уровень образования населения, отечественные методики расчета…….11
2. Статистическое исследование динамики уровня образования в РБ……….15
2.1. Анализ показателей динамики и аналитическое выравнивание…………15
2.2. Анализ показателей колеблемости ряда динамики……………………….19
2.3. Прогнозирование на будущее уровня образования населения…………..20
3. Корреляциононо-регрессионный анализ……………………………………21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Статистика.
Тема 11. Статистическое исследование системы образования в Республике Башкортостан
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические
основы статистического
1.3. Уровень образования населения,
2. Статистическое исследование динамики уровня образования в РБ……….15
2.1. Анализ показателей
динамики и аналитическое
2.2. Анализ показателей
2.3. Прогнозирование на будущее
уровня образования населения……
3. Корреляциононо-регрессионный
Заключение……………………………………………………
Введение
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними. Важным направлением социальной статистики является изучение особенностей поведения отдельных групп: на что тратят время и деньги интеллектуалы и люди с низким культурным уровнем, каковы политические ориентации разных социальных групп, взаимоотношения между поколениями и т.д.
Вопрос об актуальности социальной статистики целесообразно рассмотреть предварительно в более общем виде. Как известно, социальные проблемы зависят от конкретно-исторических условий, сложившихся в данном обществе на данном этапе его развития. В связи с этим возникает необходимость выявить основные из них: определяются степень настоятельности решения социальных проблем и их характер.
При всем разнообразии общественно-политического устройства разных стран острота социальных проблем в них зависит от одних и тех же условий. К ним относятся: степень гуманизации отношений в обществе и объем ресурсов, которые могут быть направлены на удовлетворение нужд населения; степень развитости различных видов потребностей и уровень осознанности их населением. Существенную роль играют национально-культурные традиции, мера сбалансированности потребностей и возможностей их удовлетворения, степень дифференциации условий жизни различных групп и категорий населения страны.
Актуальны и такие условия, как наличие примера других стран с иными уровнем и структурой потребления, быстрота изменений в жизни населения, определяющих возможность его адаптации к новым условиям. Далеко не безразличны и интенсивность социальной и территориальной мобильности населения, принятые в данном обществе способы решения социальных проблем, соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на степень удовлетворенности людей своими условиями жизни.
Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательный потенциал общества — накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.
В современных условиях стали актуальными проблемы:
• доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;
• выявления приоритетов в
• выработки понятия и методики измерения качества образования.
В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.
Статистика образования
Действующая в Российской Федерации
государственная система
Информация об уровне образования населения собирается Госкомстатом России, измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.
Материалы переписей населения позволяют проанализировать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.
Таким образом, целью данной работы является раскрытие существующих на сегодняшний день, методов исследования уровня образования населения и развития системы обучения, а также проведение на основе изученных методов статистического исследования уровня образования населения в РБ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.
Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.
Главным источником информации о государственных
учреждениях образования
С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен, Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организации переписи учебных заведений в России в 1889,1911 и 1927 гг. («школьных переписей»)1. Основным источником сведений об образовательном составе и уровне населения служат сплошные и выборочные переписи населения, учитывающие название ВУЗа, число лет обучения, типе образовательного учреждения и т.д. В период между переписями производят текущие оценки уровня образования (из-за возможной погрешости расчетов используют относительные показатели.)
Данные международной
Для изучения уровня образования и культуры населения Статистическая комиссия ООН рекомендует ряд показателей. К ним относятся:
а) число неграмотных и их доля в общей численности лиц старше «возраста грамотности» (этот возраст определяется каждой страной в зависимости от конкретных условий);
б) численность детей школьного возраста, не посещающих школу;
в) численность и структура
г) численность студентов вузов на 100 тысяч жителей;
д) тираж книг на 100 тысяч жителей, а также ряд других показателей2.
Наиболее обширная база данных по высшему образованию стран мира - WHED (World Higher Education Database) - создана Всемирной Ассоциацией Университетов IAU (International Association of Universities)4. В ней содержатся сведения по 180 странам, имеющим сформировавшиеся системы образования. Однако эти сведения носят в основном описательный характер, поэтому при сопоставительном статистическом анализе образовательных систем различных стран могут использоваться лишь в качестве дополнительного источника информации. В основе анализа должны лежать данные образовательной статистики, сгруппированные по системообразующим международным показателям. Признанными источниками такой информации являются:
Для сопоставления данных образовательной
статистики разных стран используется
Международная стандартная
Таблица 1. Характеристика ступеней МСКО
Название ступени по МСКО 1997 г. |
Эквивалент в российской системе образования |
МСКО 0 - допервичное образование Начальная стадия организованного обучения, предназначенная прежде всего, чтобы подготовить маленьких детей к обучению в условиях школы |
Дошкольное образование |
МСКО 1 – первичное образование Обычно предназначено, чтобы дать учащимся базовые знания в области чтения, письма и математики. |
Начальное образование |
МСКО 2 – нижний уровень вторичного (среднего) образования. В целом продолжает базовые программы первичного уровня; обучение в большей степени осуществляется по отдельным предметам, предполагает более специализированный преподавательский состав. |
Основное общее образование |
МСКО 3 – верхний уровень вторичного (среднего) образования. Заключительная стадия среднего образования в большинстве стран ОЭСР. Преподаватели обычно имеют более высокую квалификацию по отдельным предметам, чем на уровне МСКО 2. МСКО ЗА — Программы предназначены для обеспечения последующего продолжения обучения по программам МСКО 5А МСКО ЗВ — Программы разработаны для обеспечения продолжения обучения по программам МСКО 5В. МСКО ЗС — Программы
не предназначены для |
Среднее (полное) общее
образование в Дневное среднее профессиональное образование на базе основной школы (первые 2 года обучения) |
МСКО 4 - поствторичное (послесреднее) нетретичное образование С точки зрения международных сопоставлений эти программы находятся на границе между верхним уровнем вторичного (среднего) и послесредним образованием. Обычно эти программы предназначены для расширения знаний учащихся, освоивших программы МСКО 3. Учащиеся обычно старше, чем на уровне МСКО 3. |
Начальное профессиональное образование на базе полной средней школы |
МСКО 5 – первый уровень
третичного образования Программы
этого уровня более продвинуты по
сравнению с МСКО 3 и 4 и подразделяются
на 2 типа: 5В и 5А. Программы МСКО 5В являются
более практическими/техническими/ |
Среднее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов, магистров) |
МСКО 6 – второй уровень третичного образования («продвинутые» исследовательские программы)Программы готовят к получению ученой степени; посвящены углубленному изучению отдельных дисциплин и самостоятельным исследованиям; |
Послевузовское образование — аспирантура, докторантура |
Информация о работе Статистическое исследование системы образования в Республике Башкортостан