Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 13:03, курсовая работа
Чай — один из самых распространенных напитков. Высокие вкусовые качества, тонкий изысканный аромат, хорошее стимулирующее и лечебное воздействие его на организм человека нашли признание в разных странах мира. Более двух третей населения земного шара употребляют тот или иной вид чая. Родиной чайного растения и напитка из него являются Юго-Западный Китай и прилегающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Индокитая (Вьетнам).
ВВЕДЕНИЕ 4
1.АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Пищевкусовая ценность зеленого чая 5
1.2 Классификация чая 7
1.3 Факторы, формирующие качество чая 11
1.4 Показатели качества и хранение чая 25
1.5 Дефекты чая 36
1.6 Упаковка и маркировка чая 37
2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 40
2.1 Анализ ассортимента чая в супермаркете «Пять Плюс» 40
2.2 Анализ маркировки зеленого чая 42
2.3 Показатели качества зеленого чая 45
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1.АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
1.1 Пищевкусовая ценность
1.2 Классификация чая 7
1.3 Факторы, формирующие качество чая 11
1.4 Показатели качества и
1.5 Дефекты чая 36
1.6 Упаковка и маркировка чая 37
2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 40
2.1 Анализ ассортимента
чая в супермаркете «Пять Плюс»
2.2 Анализ маркировки зеленого чая 42
2.3 Показатели качества зеленого чая 45
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ВВЕДЕНИЕ
Чай — один из самых распространенных напитков. Высокие вкусовые качества, тонкий изысканный аромат, хорошее стимулирующее и лечебное воздействие его на организм человека нашли признание в разных странах мира. Более двух третей населения земного шара употребляют тот или иной вид чая. Родиной чайного растения и напитка из него являются Юго-Западный Китай и прилегающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Индокитая (Вьетнам).
Первая публичная реклама чая появилась в 1658 г. в лондонской газете «Меркуриус Политикус», где расхваливался напиток, который китайцы называли «ча». В Европе этот напиток имеет два названия. Это объясняется тем, что чай из Китая пришел в Европу двумя путями. В России чай стали употреблять с 1638 г. Русские получили чай из Северного Китая, где его на северокитайском диалекте называют «ча-е», затем это название превратилось в более удобное произношение «чай». Западноевропейцы получили чай из Южного Китая и приняли название на южно-китайском диалекте «та».
В прошлом Китай и Япония были основными поставщиками, но ныне утратили свою главенствующую роль. Появились новые производители чая. В XIX веке англичане начали широко распространять эту культуру в Индии. В Японии в отличие от других чаепроизводящих стран вырабатывают в основном зеленый чай (90 - 95% от общего объема).
В России в настоящее время производство чая отстает от потребления. Однако необходимо отметить, что отечественная чайная промышленность обладает значительными резервами, реализация которых позволит обеспечить дальнейшее повышение производительности труда, увеличить объем выпускаемой продукции, расширить ее ассортимент.
1.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
1.1 Пищевкусовая ценность зеленого чая
Зеленый чай наиболее широко распространен после черного. Чай называют зеленым но цвету сырья и настоя. Высокие сорта зеленого чая серебристо-зеленые, а цвет настоя — светло-зеленый. Чай имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной концентрации даже вяжет. В первый момент он непривычен, но если к нему привыкнуть, то именно эта терпкость доставит большое удовольствие. Пьют этот чай без сахара, так как в смеси с ним он становится просто невкусным. Зеленый чай хорошо утоляет жажду, поэтому широко распространен в Средней Азии. Полезно его давать в горячих цехах заводов, так как при его употреблении жажда утоляется при меньшем количестве жидкости. Зеленый чай ароматнее черного. Вырабатывают его во всех
чаепроизводящих странах. Тонизирующее и общеукрепляющее действие зеленого чая были известны в Китае еще до нашей эры [ 8 ].
Компоненты зеленого чая - танин, разнообразные полифенолы и кофеин объясняют его уникальные свойства. Благодаря танинам и полифенолам зеленый чай оказывает местное противоспалительное действие, нормализует деятельность желудка и кишечника, укрепляет сосуды, предупреждает развитие атеросклероза. Содержащийся в зеленом чае в небольших количествах кофеин повышает работоспособность, мягко снимает усталость и депрессию. Зеленый чай уменьшает риск развития раковых заболеваний. Вызываемое зеленым чаем похудение, ученые в настоящее время объясняют действием одного из полифенолов зеленого чая - это эпигалло-катехин-галлата, который-то и вызывает снижение веса, регулируя уровень гормонов надпочечников. Полифенолы и кофеин увеличивают интенсивность обмена веществ, способствуют расщеплению и выведению жиров. Все это позволяет использовать зеленый чай в диетах для снижения веса без применения гормональных и стимулирующих средств |8|. Зеленый чай не ферментируется, поэтому сохраняется весь природный запас полезных веществ. Их в нем более трехсот: танин, катехин, витамины, микроэлементы. Таким образом, можно сказать, что зеленый чай это колоссальная «природная аптека» [9].
Было время, когда зеленый чай в некоторых европейских странах продавали в аптеках, как дорогое лекарство. В Китае, где зеленый чай употребляется повсеместно и в больших количествах, практически не знают что такое камни в ночках и желчном пузыре[ 10].
Российские чаелюбы сразу отмстили способность зеленого чая нормализовать кровяное артериальное давление. Сильный тонизирующий эффект зеленого чая достигается мягко, постепенно и держится достаточно долго. Он отлично поддерживает нормальную терморегуляцию организма, помогая переносить холода. Долгие годы зеленый чай числился в арсеналах российской военной медицины. Уже в этом веке описаны факты, когда крепкий зеленый чай поддерживал жизненный тонус наших летчиков в условиях боевых практически беспрерывных вылетов и случаи, когда он успению использовался для обработки ран и обожженных участков тела. А еще зеленый чай заслужил репутацию эликсира женской красоты. С высоты сегодняшней науки это более чем попятно, ведь зеленый чай способствует выведению из организма шлаков.
В состав зеленого чая входят йод, калий, медь, витамины С, В1 В2, РР, К они укрепляют стенки сосудов и обладают сильным антибактериальным действие. Также зеленый содержит цинк, что весьма полезно беременным женщинам, ведь цинк - очень важный элемент для развития плода и обладает к тому же антиканцерогенным свойством [11]. Профессор Чен Цикун из института чая в Китае отмечает, что зеленый чай - эффективное средство против лучевой болезни, а также нейтрализует вредное воздействие от телеэкрана. Ко всему прочему - зеленый чай очень богат фтором, что тоже немало важно.
1.2 Классификация чая
Все чаи,
существующие на мировом рынке,
Классификация, чая по целевому назначению.
Натуральная чайная продукция по целевому назначению делится на две основные группы:
К чаям вторичной переработки относятся также прессованные чаи, жидкие и сухие чайные концентраты и частично — тонизирующие напитки на чайной основе.
В зависимости
от нежности и возраста
Байховый чай является основным
видом чайной продукции. На первичных
фабриках он вырабатывается из сортового
чайного листа и делится на четыре типа:
черный, зеленый, желтый и красный.
Классификация, чайного растения
по ботаническому признаку.
В соответствии с данной классификацией
чай относится к семейству «чайные» (theaceac),
к роду «чай» (tea), по морфологическим признакам
он подразделяется на два вида: китайский
(thea sinensis) и индийский или ассамский (thea
assamica). Далее выделяют подвиды — китайский,
японский, ассамский, цейлонский гибрид
и др.
Сорта чайного растения существенно различаются не только морфологическими признаками и химическим составом, но и анатомическим строением. От анатомического строения листа во многом зависят биохимические и технологические свойства чайного листа — его проницаемость, обусловленная проникновением кислорода в клетку, которая в большей степени определяется количеством и величиной устьиц. Вышеперечисленные характеристики чайного листа определяют технологические достоинства сырья и влияют на формирование внешнего вида
Классификация, чая по технологическим, признакам и внешнему виду.
По технологическим признакам все известные чаи подразделяются на:
Чаи, входящие в каждую
группу, значительно отличаются один
от другого органолептическими, диетическими
свойствами и внешним видом. Например,
входящий в первую группу черный чай
отличается от зеленого, входящего
в ту же группу, ароматом, вкусом, цветом настоя и биологической активностью.
То же можно сказать и относительно чаев,
входящих во вторую группу. Однако обе
эти группы чая отличаются друг от друга
внешним товарным видом. Кроме того, они
отличаются также исходным сырьем, из
которого приготовлены. Чаи первой группы:
черные, зеленые, желтые, красные приготавливаются
из нежных чайных флешей; белый чай состоит
только из почек, покрытых белым пушком,
высушенных на открытом воздухе, в то время
как чаи второй группы: плиточные и кирпичные
приготавливаются из отсевов (крошки и
вывесок) первичных фабрик. К третьей группе
относятся черный, зеленый быстрорастворимые
чаи, чайные концентраты, исходным сырьем
которых является грубый чайный лист и
сравнительно низкие сорта готового чая.
Классификация чая по степени
ферментативного окисления таннино-катехиновой
смеси.
При
производстве желтого или
Классификация, чая по роду листа и внешнему виду.
Согласно отечественной классификации к группе листовых чаев по роду листа относятся:
Листовой первый (далее Л-1), листовой второй (Л-2), листовой третий (Л-3).
К группе ломанных (брокенированных) чаев относятся по роду листа следующие чаи: Мелкий первый (далее М-1), мелкий второй (М-2), мелкий третий (М-3).
К третьей группе относятся: Высевки — очень мелкий чай, а так же чайная крошка (Кр.).
Чай СТС в России практически
не производился, поэтому он отсутствует
в отечественных
За рубежом
чаи имеют более
Классификации чая,
отечественная и зарубежная, показывают,
что между ними существуют различия, как
в названиях, так и в степени детализации
их у деления. При подробном рассмотрении
существующих в отечественной и 10 зарубежной
практике градаций чая обнаруживается
нехватка терминов и названий для характеристики
отечественных видов чая по роду листа,
с одной стороны, и обилие (если не избыточность)
названий, применяемых за рубежом, с другой.
Описанное состояние дел подсказывает
на необходимость разработки единой системы
классификации чая по внешнему виду и
роду листа и определения более или менее
объективных показателей для характеристики
чая.
Информация о работе Товароведная характеристика и ассортимент зеленого чая