Конституционное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат

Краткое описание

В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ.docx

— 140.75 Кб (Скачать файл)

установления способов защиты, в том числе судебной, социально-экономических прав, а также государственного контроля за соблю-дением законодательства, обеспечивающего эти права.

 

4. Правовой статус личности  включает в себя не только  ее права и свободы, но и  обязанности. Конституция РФ прямо  закрепляет четыре вида основных  обязанностей, имеющих безусловный  и всеобщий характер: платить  установленные законом налоги  и сборы (ст. 57), охранять природу (ст. 58), соблюдать Конституцию РФ  и законы (ч. 2. ст. 15), защищать Отечество (ст. 59). Кроме того, целый ряд конституционных  обязанностей человека и гражданина  сформулирован в Конституции  в связи с предос-тавлением  ему тех или иных прав и  свобод.

5. Гражданство является условием реализации в полном объеме вза-имных прав, обязанностей и ответственности государства и личности.

Общественные отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, регулируются Конституцией РФ и федеральным законодатель-ством. Вопросы гражданства республик в составе Российской Федерации регламентируются конституциями и законодательством этих республик. Предмет регулирования законодательства о гражданстве включает в себя три основные группы отношений: порядок приобретения гражданства; порядок прекращения гражданства; порядок разрешения дел о гражданстве. Конституционное право России 18

Под гражданством в российском законодательстве понимается устой-чивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, осно-ванная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Таким образом, речь идет о правовом, а не фактическом состоянии человека – гражданство должно быть юридически оформлено соответст-вующими документами. Правовые отношения гражданства характеризу-ются устойчивостью, их расторжение в одностороннем порядке по ини-циативе государства не допускается.

Российское законодательство о гражданстве основывается на сле-дующих принципах:

единства – гражданство Российской Федерации является единым, т.е. граждане, постоянно проживающие на территории республики в составе России, являются одновременно гражданами этой рес-публики и Российской Федерации;

равенства вне зависимости от оснований приобретения гражданства Российской Федерации (по рождению, в связи с принятием в граж-данство, восстановлением в гражданстве и т.п.);

открытости и доступности – Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует им в приобретении иного гражданства; гражда-нин Российской Федерации имеет право на изменение своего гражданства;

неотъемлемости гражданства: гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и не может быть выслан за пределы России; гражданство не может быть прекращено без его согласия; граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, сохраняют свое гражданство; отрицается возможность автоматического изменения российского гражданства при заклю-чении или расторжении брака с гражданином иного государства.

защиты и покровительства со стороны государства граждан Рос-сийской Федерации, находящихся за рубежом; гражданин Россий-ской Федерации, совершивший преступление за границей и задер-жанный российскими правоохранительными органами, подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федерации.

 

В силу значимости института гражданства основные нормы этого института включены в гл. 1 Конституции РФ, устанавливающую основы конституционного строя, а также в гл. 2 «Права и свободы человека и гра-жданина». Конституционные нормы развиваются и конкретизируются базовым в данной сфере Федеральным законом «О гражданстве Россий-ской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 61-ФЗ (СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; Российская газета. 2003, 14 ноября), иными федеральными нормативными правовыми актами. План-конспект лекционного курса 19

6. Кроме граждан Российской  Федерации на территории России  вре-менно или постоянно проживают  иностранные граждане и лица  без граж-данства. Конституционное  законодательство содержит нормы, регули-рующие их взаимоотношения  с государством. Исходной является  ст. 62 Конституции РФ, в соответствии  с которой иностранные граждане  и лица без гражданства пользуются  в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне  с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным  законодательством или международным  договором Российской Федерации. В Конституции РФ установлены  опре-деленные ограничения в правах, свободах и обязанностях этой  категории лиц. Правовое положение  иностранных граждан в Российской  Федерации регулирует Федеральный  закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032). Правовое положение  иностранных граждан и лиц  без гражданства регулируется  также нормами других отраслей  российского законодательства.

Массовый характер миграционных процессов, связанных с распадом СССР, обострением межнациональных отношений в России, привел к не-обходимости специальной регламентации правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Статус этих лиц, порядок признания такого статуса, права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев регу-лируются законами Российской Федерации «О беженцах» и «О вынуж-денных переселенцах» от 1993 г., с последующими изменениями и допол-нениями.

Подробнее см.: 2, 5, 6.

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

Основные вопросы темы

1. Понятие, сущность и  типы федераций.

2. Конституционно-правовые  основы российского федерализма.

3. Правовое закрепление  федеративных отношений.

1. Федеративное устройство России – это форма ее государственно-территориального устройства, в соответствии с которой «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъ-ектов РФ» (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ).

Федеративное государство – государственно-правовое объединение в союзное государство – федерацию образующих ее частей (субъектов). Субъектами федерации обычно являются государства или государствен-ные образования, имеющие определенную политическую самостоятель-

ТЕМА 5 Конституционное право России 20

ность, в том числе – свои конституции и законодательство, свою систему законодательной, исполнительной и, возможно, судебной власти. Федера-ция – одна из двух основных форм государственно-территориального уст-ройства. Другой распространенной формой является унитарное устройство государства, при котором оно разделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо поли-тической самостоятельностью. Система органов власти всех администра-тивно-территориальных единиц и их компетенция устанавливаются в этом случае конституцией и законами государства. Конфедерация, в отличие от федеративного и унитарного государства, представляет собой не государ-ство, а союз суверенных государств, отношения между которыми регули-руются нормами международного, а не национального права. Как единое целое конфедерация выступает только в международных отношениях. Поэтому конфедерация, содружество государств и другие формы между-народно-правовых союзов прямого отношения к вопросу государственно-территориального устройства не имеют.

Классификация федеративных государств возможна по различным признакам.

По способу образования они разделяются на договорные и конститу-ционные. При договорном способе самостоятельные государства объеди-няются в федерацию, заключив между собой договор об объединении (США, Швейцария и др.). Конституционные федерации создаются на ос-нове конституции страны, в которой центральная власть признает федера-тивное устройство и автономию отдельных территорий (ФРГ, Бельгия и др.).

По этому признаку Россию следует относить к конституционно-договорным федерациям. С одной стороны, предметом Федеративного договора от 31 марта 1992 г., положившего начало современному федера-тивному устройству России, было не учреждение нового государства, а лишь разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными ор-ганами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации. Кроме того, в Конституцию РФ 1993 г. были включены (инкорпорированы) основные положения Федера-тивного договора, и он продолжает действовать лишь в части, не противо-речащей Конституции. С другой стороны, Конституция РФ допускает регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами, а также последними между собой на основе двусторонних договоров и соглашений между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. За период действия новой Конституции РФ такие договоры были заключены с большинством субъектов Российской Федерации. План-конспект лекционного курса 21

В зависимости от основного фактора, определяющего характер феде-ративных отношений, различают федерации, построенные по националь-ному или территориальному признаку. Российская Федерация образована по национально-территориальному принципу, поскольку федерализм в России – не только способ децентрализации и демократизации власти, но и форма государственной организации национальных отношений, способ обеспечения права народов на самоопределение. По национальному прин-ципу образованы республики в составе Российской Федерации, имевшие ранее статус автономий; национально-государственными образованиями являются автономная область и автономные округа. Территориальный принцип относится ко всем остальным субъектам Федерации, являющимся государственно-территориальными образованиями.

С позиций равенства статусов субъектов федерации и их равноправия между собой, а также в отношениях с федеральными органами власти раз-личают симметричные (ФРГ, Австрия и др.) и асимметричные (Индия, Швейцария и др.) федерации. Хотя в российской Конституции (ч. 1, 4 ст. 5) провозглашено равноправие субъектов Российской Федерации, в том числе и в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной вла-сти, различие правового статуса субъектов Федерации свидетельствует, что Россия является асимметричной федерацией.

2. В основу концепции  современного российского федерализма  поло-жены следующие основные  принципы.

Государственная целостность Российской Федерации. Для реализа-ции этого принципа Конституция РФ предусматривает:

приоритет государственного суверенитета Российской Федерации, распространяемого на всю ее территорию;

целостность территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, недра;

верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

отсутствие у субъектов Российской Федерации права свободного выхода из Федерации и права изменения своего статуса без согла-сия Российской Федерации;

единое гражданство Российской Федерации;

единство государственного языка на всей территории Российской Федерации;

единство экономического пространства на территории Российской Федерации, денежной и кредитной системы, в том числе единую национальную валюту – рубль, единый (консолидированный) госу-дарственный бюджет;

единые Вооруженные силы РФ;

Конституционное право России 22

 

обеспечение Президентом РФ и Правительством РФ полномочий федеральной государственной власти на всей территории Россий-ской Федерации.

 

Единство системы государственной власти. Правовой основой такого единства является:

приоритет основ конституционного строя Российской Федерации и общих принципов организации представительных и исполнитель-ных органов государственной власти, определяемых федеральным законом, при реализации права на самостоятельное установление субъектами Российской Федерации своей системы органов госу-дарственной власти;

полномочия Президента РФ по обеспечению согласованного функ-ционирования и взаимодействия органов государственной власти;

единство системы исполнительной власти в Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Россий-ской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

единство судебной системы Российской Федерации, устанавливае-мой Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

 

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации имеет большое значение, поскольку его решение предопреде-ляет правовой статус Федерации и ее субъектов, а также характер отноше-ний между ними. В конституционном праве зарубежных стран предметы ведения и полномочия в федерациях делят на следующие виды: исключи-тельные предметы ведения и полномочия (исключительная компетенция) федерации; исключительная компетенция субъектов федерации; сфера совместной компетенции федерации и ее субъектов; остаточные полномо-чия, не относящиеся к указанным выше и не нашедшие отражения в кон-ституции. Способы разграничения компетенции могут быть различными. Конституция РФ прямо устанавливает сферу исключительной компетен-ции Российской Федерации и сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вне этих сфер субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Информация о работе Конституционное право в России