Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат
Краткое описание
В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.
установления способов защиты,
в том числе судебной, социально-экономических
прав, а также государственного контроля
за соблю-дением законодательства, обеспечивающего
эти права.
4. Правовой статус личности
включает в себя не только
ее права и свободы, но и
обязанности. Конституция РФ прямо
закрепляет четыре вида основных
обязанностей, имеющих безусловный
и всеобщий характер: платить
установленные законом налоги
и сборы (ст. 57), охранять природу
(ст. 58), соблюдать Конституцию РФ
и законы (ч. 2. ст. 15), защищать Отечество
(ст. 59). Кроме того, целый ряд конституционных
обязанностей человека и гражданина
сформулирован в Конституции
в связи с предос-тавлением
ему тех или иных прав и
свобод.
5. Гражданство
является условием реализации в полном
объеме вза-имных прав, обязанностей и
ответственности государства и личности.
Общественные отношения, связанные
с гражданством Российской Федерации,
регулируются Конституцией РФ и федеральным
законодатель-ством. Вопросы гражданства
республик в составе Российской Федерации
регламентируются конституциями и законодательством
этих республик. Предмет регулирования
законодательства о гражданстве включает
в себя три основные группы отношений:
порядок приобретения гражданства; порядок
прекращения гражданства; порядок разрешения
дел о гражданстве. Конституционное право России
18
Под гражданством в российском
законодательстве понимается устой-чивая
политико-правовая связь человека с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных
прав, обязанностей и ответственности,
осно-ванная на признании и уважении достоинства,
основных прав и свобод человека. Таким
образом, речь идет о правовом, а не фактическом
состоянии человека – гражданство должно
быть юридически оформлено соответст-вующими
документами. Правовые отношения гражданства
характеризу-ются устойчивостью, их расторжение
в одностороннем порядке по ини-циативе
государства не допускается.
Российское законодательство
о гражданстве основывается на сле-дующих
принципах:
единства – гражданство Российской
Федерации является единым, т.е. граждане,
постоянно проживающие на территории
республики в составе России, являются
одновременно гражданами этой рес-публики
и Российской Федерации;
равенства вне зависимости
от оснований приобретения гражданства
Российской Федерации (по рождению, в связи
с принятием в граж-данство, восстановлением
в гражданстве и т.п.);
открытости и доступности –
Российская Федерация поощряет приобретение
российского гражданства лицами без гражданства
и не препятствует им в приобретении иного
гражданства; гражда-нин Российской Федерации
имеет право на изменение своего гражданства;
неотъемлемости гражданства:
гражданин Российской Федерации не может
быть лишен своего гражданства и не может
быть выслан за пределы России; гражданство
не может быть прекращено без его согласия;
граждане Российской Федерации, проживающие
за рубежом, сохраняют свое гражданство;
отрицается возможность автоматического
изменения российского гражданства при
заклю-чении или расторжении брака с гражданином
иного государства.
защиты и покровительства со
стороны государства граждан Рос-сийской
Федерации, находящихся за рубежом; гражданин
Россий-ской Федерации, совершивший преступление
за границей и задер-жанный российскими
правоохранительными органами, подлежит
уголовной ответственности по законам
Российской Федерации.
В силу значимости института
гражданства основные нормы этого института
включены в гл. 1 Конституции РФ, устанавливающую
основы конституционного строя, а также
в гл. 2 «Права и свободы человека и гра-жданина».
Конституционные нормы развиваются и
конкретизируются базовым в данной сфере
Федеральным законом «О гражданстве Россий-ской
Федерации» от 31 мая 2002 г. № 61-ФЗ (СЗ РФ.
2002. № 22. Ст. 2031; Российская газета. 2003, 14
ноября), иными федеральными нормативными
правовыми актами. План-конспект лекционного
курса 19
6. Кроме граждан Российской
Федерации на территории России
вре-менно или постоянно проживают
иностранные граждане и лица
без граж-данства. Конституционное
законодательство содержит нормы,
регули-рующие их взаимоотношения
с государством. Исходной является
ст. 62 Конституции РФ, в соответствии
с которой иностранные граждане
и лица без гражданства пользуются
в Российской Федерации правами
и несут обязанности наравне
с гражданами Российской Федерации,
кроме случаев, установленных федеральным
законодательством или международным
договором Российской Федерации.
В Конституции РФ установлены
опре-деленные ограничения в правах,
свободах и обязанностях этой
категории лиц. Правовое положение
иностранных граждан в Российской
Федерации регулирует Федеральный
закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (СЗ РФ.
2002. № 30. Ст. 3032). Правовое положение
иностранных граждан и лиц
без гражданства регулируется
также нормами других отраслей
российского законодательства.
Массовый характер миграционных
процессов, связанных с распадом СССР,
обострением межнациональных отношений
в России, привел к не-обходимости специальной
регламентации правового статуса беженцев
и вынужденных переселенцев. Статус этих
лиц, порядок признания такого статуса,
права и обязанности беженцев и вынужденных
переселенцев регу-лируются законами
Российской Федерации «О беженцах» и «О
вынуж-денных переселенцах» от 1993 г., с
последующими изменениями и допол-нениями.
Подробнее см.: 2,
5, 6.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Основные вопросы
темы
1. Понятие, сущность и
типы федераций.
2. Конституционно-правовые
основы российского федерализма.
3. Правовое закрепление
федеративных отношений.
1. Федеративное устройство
России – это форма ее государственно-территориального
устройства, в соответствии с которой
«Российская Федерация состоит из республик,
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов – равноправных субъ-ектов РФ»
(ч. 1 ст. 5 Конституции РФ).
Федеративное государство – государственно-правовое
объединение в союзное государство –
федерацию образующих ее частей (субъектов).
Субъектами федерации обычно являются
государства или государствен-ные образования,
имеющие определенную политическую самостоятель-
ТЕМА 5 Конституционное право России
20
ность, в том числе – свои конституции
и законодательство, свою систему законодательной,
исполнительной и, возможно, судебной
власти. Федера-ция – одна из двух основных
форм государственно-территориального
уст-ройства. Другой распространенной
формой является унитарное устройство
государства, при котором оно разделяется
на административно-территориальные единицы,
не обладающие, как правило, какой-либо
поли-тической самостоятельностью. Система
органов власти всех администра-тивно-территориальных
единиц и их компетенция устанавливаются
в этом случае конституцией и законами
государства. Конфедерация, в отличие
от федеративного и унитарного государства,
представляет собой не государ-ство, а
союз суверенных государств, отношения
между которыми регули-руются нормами
международного, а не национального права.
Как единое целое конфедерация выступает
только в международных отношениях. Поэтому
конфедерация, содружество государств
и другие формы между-народно-правовых
союзов прямого отношения к вопросу государственно-территориального
устройства не имеют.
Классификация федеративных
государств возможна по различным признакам.
По способу образования они
разделяются на договорные и конститу-ционные.
При договорном способе самостоятельные
государства объеди-няются в федерацию,
заключив между собой договор об объединении
(США, Швейцария и др.). Конституционные
федерации создаются на ос-нове конституции
страны, в которой центральная власть
признает федера-тивное устройство и автономию
отдельных территорий (ФРГ, Бельгия и др.).
По этому признаку Россию следует
относить к конституционно-договорным
федерациям. С одной стороны, предметом
Федеративного договора от 31 марта 1992
г., положившего начало современному федера-тивному
устройству России, было не учреждение
нового государства, а лишь разграничение
предметов ведения и полномочий между
федеральными ор-ганами государственной
власти Российской Федерации и органами
власти субъектов Федерации. Кроме того,
в Конституцию РФ 1993 г. были включены (инкорпорированы)
основные положения Федера-тивного договора,
и он продолжает действовать лишь в части,
не противо-речащей Конституции. С другой
стороны, Конституция РФ допускает регулирование
отношений между Федерацией и ее субъектами,
а также последними между собой на основе
двусторонних договоров и соглашений
между органами государственной власти
Федерации и ее субъектов. За период действия
новой Конституции РФ такие договоры были
заключены с большинством субъектов Российской
Федерации. План-конспект лекционного
курса 21
В зависимости от основного
фактора, определяющего характер феде-ративных
отношений, различают федерации, построенные
по националь-ному или территориальному
признаку. Российская Федерация образована
по национально-территориальному принципу,
поскольку федерализм в России – не только
способ децентрализации и демократизации
власти, но и форма государственной организации
национальных отношений, способ обеспечения
права народов на самоопределение. По
национальному прин-ципу образованы республики
в составе Российской Федерации, имевшие
ранее статус автономий; национально-государственными
образованиями являются автономная область
и автономные округа. Территориальный
принцип относится ко всем остальным субъектам
Федерации, являющимся государственно-территориальными
образованиями.
С позиций равенства статусов
субъектов федерации и их равноправия
между собой, а также в отношениях с федеральными
органами власти раз-личают симметричные
(ФРГ, Австрия и др.) и асимметричные (Индия,
Швейцария и др.) федерации. Хотя в российской
Конституции (ч. 1, 4 ст. 5) провозглашено
равноправие субъектов Российской Федерации,
в том числе и в их взаимоотношениях с
федеральными органами государственной
вла-сти, различие правового статуса субъектов
Федерации свидетельствует, что Россия
является асимметричной федерацией.
2. В основу концепции
современного российского федерализма
поло-жены следующие основные
принципы.
Государственная
целостность Российской Федерации. Для реализа-ции этого принципа
Конституция РФ предусматривает:
приоритет государственного
суверенитета Российской Федерации, распространяемого
на всю ее территорию;
целостность территории Российской
Федерации, включающей в себя территории
ее субъектов, внутренние воды и территориальное
море, воздушное пространство над ними,
недра;
верховенство Конституции РФ
и федерального законодательства;
отсутствие у субъектов Российской
Федерации права свободного выхода из
Федерации и права изменения своего статуса
без согла-сия Российской Федерации;
единое гражданство Российской
Федерации;
единство государственного
языка на всей территории Российской Федерации;
единство экономического пространства
на территории Российской Федерации, денежной
и кредитной системы, в том числе единую
национальную валюту – рубль, единый (консолидированный)
госу-дарственный бюджет;
единые Вооруженные силы РФ;
Конституционное право России
22
обеспечение Президентом РФ
и Правительством РФ полномочий федеральной
государственной власти на всей территории
Россий-ской Федерации.
Единство системы
государственной власти. Правовой основой такого единства
является:
приоритет основ конституционного
строя Российской Федерации и общих принципов
организации представительных и исполнитель-ных
органов государственной власти, определяемых
федеральным законом, при реализации права
на самостоятельное установление субъектами
Российской Федерации своей системы органов
госу-дарственной власти;
полномочия Президента РФ по
обеспечению согласованного функ-ционирования
и взаимодействия органов государственной
власти;
единство системы исполнительной
власти в Российской Федерации в пределах
ведения Российской Федерации и полномочий
Россий-ской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов;
единство судебной системы
Российской Федерации, устанавливае-мой
Конституцией РФ и федеральным конституционным
законом.
Принцип разграничения предметов
ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и субъектов
Федерации имеет большое значение,
поскольку его решение предопреде-ляет
правовой статус Федерации и ее субъектов,
а также характер отноше-ний между ними.
В конституционном праве зарубежных стран
предметы ведения и полномочия в федерациях
делят на следующие виды: исключи-тельные
предметы ведения и полномочия (исключительная
компетенция) федерации; исключительная
компетенция субъектов федерации; сфера
совместной компетенции федерации и ее
субъектов; остаточные полномо-чия, не
относящиеся к указанным выше и не нашедшие
отражения в кон-ституции. Способы разграничения
компетенции могут быть различными. Конституция
РФ прямо устанавливает сферу исключительной
компетен-ции Российской Федерации и сферу
совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации. Вне
этих сфер субъекты Российской Федерации
обладают всей полнотой государственной
власти.