Конституционное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат

Краткое описание

В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ.docx

— 140.75 Кб (Скачать файл)

обладание учредительной властью, право принятия своих консти-туций (уставов);

самостоятельность в установлении своей системы органов государ-ственной власти, в создании собственного законодательства в сфере соответствующей компетенции;

право на участие в решении общефедеральных вопросов, в том числе в принятии федеральных законов;

равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Конституционное право России 28

Субъекты Российской Федерации, однако, не обладают полным суве-ренитетом. Они не имеют права на свободный выход из Федерации и права изменения своего статуса без согласия Российской Федерации; они не яв-ляются субъектами международного публичного права и осуществляют международные и внешние экономические связи в пределах, установлен-ных федеральным законом; принимаемые ими вне сферы собственной исключительной компетенции нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а также федеральным законам.

Субъекты, входящие в Российскую Федерацию, разделяются на три основных вида: первый – республики (их 21); второй – края (6), области (49), города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург); третий – автономная область (1) и автономные округа (10).

Республики в составе Российской Федерации имеют статус государства и образованы по национальному принципу. Наименования республик про-исходят от названия коренных этнических групп, проживающих на их тер-риториях (которые, однако, в подавляющем числе случаев не составляют большинства соответствующего населения). Республика как государство имеет свою конституцию, государственные символы (герб, флаг и гимн), органы государственной власти, включая главу государства. Республика вправе устанавливать свой государственный язык, употребляемый в госу-дарственных органах и органах местного самоуправления наряду с госу-дарственным языком Российской Федерации. Некоторые республики ввели свое гражданство, охватываемое единым российским гражданством.

Края, области, города федерального значения являются государст-венно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации. Их статус устанавливается Конституцией РФ и уставами, принимаемыми в соответствии с Конституцией РФ, законодательными (представительными) органами соответствующего субъекта Российской Федерации. Эти субъекты Федерации также имеют свои органы государственной власти и свое зако-нодательство.

Автономные образования – автономная область и автономные округа представляют собой национально-государственные образования. Их сле-дует рассматривать как конституционную форму реализации права мало-численных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на свое сохране-ние и развитие через приобретение собственной государственности. Статус автономных образований при основных сходных чертах со статусом иных субъектов Федерации имеет определенные отличия. девять из десяти авто-номных округов входят в состав тех или иных областей или краев, что порождает определенные проблемы в реализации конституционного положения о равноправии субъектов Федерации. План-конспект лекционного курса 29

В соответствии с Конституцией РФ отношения таких автономных округов с соответствующими краями (областями) могут регулироваться федеральным законом и договорами между органами государственной власти автономного округа и края (области). Кроме того, по представле-нию законодательных и исполнительных органов автономного образова-ния может быть принят федеральный закон об автономной области, авто-номном округе.

Подробнее см.: 3, 5.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, СИСТЕМА И ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные вопросы темы

1. Понятия избирательной  системы, избирательного права и  процесса.

2. Принципы и источники  российского избирательного права.

3. Избирательный процесс  и его основные стадии.

4. Финансирование выборов.

5. Гарантии избирательных  прав граждан.

1. В соответствии с  Конституцией РФ свободные выборы  наряду с ре-ферендумом являются  высшей формой народовластия. Они  обеспечивают гражданам непосредственное  участие в формировании органов  государст-венной власти и местного  самоуправления.

Под избирательной системой понимается совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе выборов.

Избирательное право может пониматься в двух значениях. Избира-тельное право в объективном смысле – это совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих принципы, порядок организации и прове-дения выборов в органы государственной власти и местного самоуправле-ния. Избирательное право в субъективном смысле – это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах. В этом зна-чении различается активное избирательное право – право граждан Россий-ской Федерации избирать и пассивное избирательное право – право граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправ-ления.

Избирательный процесс – это порядок назначения, подготовки, про-ведения и подведения итогов выборов.

2. Современное российское  избирательное право основывается  на ря-де принципов. Основными  из них являются: всеобщность  избирательного права (в субъективном  смысле), равенство граждан при  выборах, прямые выборы, тайное голосование.

ТЕМА 7 Конституционное право России 30

Всеобщий характер избирательного права означает возможность для каждого гражданина при достижении 18-летнего возраста пользоваться своим активным, а при достижении возраста, определяемого Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Рос-сийской Федерации, – пассивным избирательным правом без каких-либо дискриминирующих условий. Для кандидатов в депутаты представительных органов Российской Федерации и ее субъектов, а также для кандидатов на выборах в органы местного самоуправления устанавливается общее возрастное ограничение – не моложе 21 года, на выборах глав субъектов Российской Федерации – не моложе 35 лет. Ограничения избирательного права по максимальному возрасту не допускаются. Исключения из правила всеобщности установлены Конституцией РФ: не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Законода-тельством могут также устанавливаться дополнительные условия на при-обретение активного и пассивного избирательного права в связи с посто-янным или преимущественным проживанием на конкретной территории.

Принцип равенства граждан Российской Федерации при выборах означают, что каждый избиратель наравне с другими имеет только один голос по одному избирательному округу.

Прямые выборы (в отличие от косвенных или многоступенчатых) означает, что все избираемые депутаты представительных органов и долж-ностные лица избираются непосредственно избирателями.

Тайное голосование выражается в исключении какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Основополагающие принципы дополняются рядом других, также важных для демократической организации избирательного процесса, раз-вития политической структуры общества и представительных органов. К этим принципам относятся: свобода и добровольный характер выборов; участие общественности и общественный контроль в избирательном про-цессе; гласность и открытый характер выборов; сочетание мажоритарной и пропорциональной систем1 при выборах в представительные органы; равенство возможностей и состязательность кандидатов; полнота избира-тельных прав граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом;

1 При мажоритарных выборах голосование проводится за конкретных кандидатов по территори-альным избирательным округам. Различаются мажоритарные системы: абсолютного большинства – при которой победившим считается кандидат, получивший более 50% голосов, и относительного боль-шинства – при которой победившим считается кандидат, получивший наибольшее число голосов из всех кандидатов; в любом случае необходимо наличие законодательно установленного избирательного кво-рума. Под системой пропорционального представительства понимается распределение мест в законода-тельном (представительном) органе между политическими партиями и избирательными объединениями, перешагнувшими законодательно установленный избирательный барьер, в соответствии с относитель-ным количеством набранных каждой (каждым) из них голосов. План-конспект лекционного курса 31

запрет на проведение выборов одновременно с проведением референдума Российской Федерации; отказ от императивного мандата; юридическая защищенность избирателей и кандидатов.

Большинство этих принципов имеет уже сегодня безусловный и неос-поримый характер; с некоторыми из них связаны определенные проблем-ные вопросы, например, такие, как квота мест в представительных органах, замещаемых путем выборов по пропорциональной системе; целесообраз-ность отказа на местных выборах от императивного мандата, обладатель которого связан с наказами избирателей и может быть ими отозван. По существу, эти принципы пока проходят апробацию.

Нормы российского избирательного права находятся в состоянии раз-вития; их основными источниками являются: Конституция РФ, федераль-ные законы о гарантиях избирательных прав граждан Российской Федера-ции, о выборах Президента РФ, о выборах депутатов Государственной Думы, соответствующее законодательство субъектов Российской Федера-ции, а также уставы муниципальных образований.

3. Общая регламентация  избирательного процесса содержится  в Законе о гарантиях избирательных  прав граждан. Отдельные вопросы, связанные со спецификой конкретных  выборов, например, выборов Президента  РФ, депутатов Государственной Думы, выборов в представительные органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и т.п., уточня-ются  в соответствующих законодательных  актах и рассматриваются в  со-ответствующих темах курса.

Нормативное регулирование избирательного процесса включает в се-бя регламентацию общих вопросов организации и обеспечения выборов, а также процедурных вопросов на каждом этапе процесса. К организаци-онно-правовым вопросам относятся, например, такие: система, статус, срок полномочий и порядок формирования избирательных комиссий, статус их членов; финансовое обеспечение выборов; использование государственной автоматизированной информационной системы при проведении выборов и т.п.

В соответствии с федеральным законом избирательный процесс состоит из следующих обязательных этапов: назначение выборов уполно-моченным органом; регистрация (учет) и составление списков избирате-лей, обладающих активным избирательным правом на основании данных органов регистрационного учета населения; образование избирательных округов исходя из требования примерного равенства числа избирателей в каждом из них; образование избирательных участков из расчета не более чем 3 тыс. избирателей на каждом из них; выдвижение кандидатов (спи-сков кандидатов), сбор и проверка достоверности подписей в их поддерж-ку; регистрация кандидатов избирательными комиссиями; проведение предвыборной агитации в установленных законодательством формах и при Конституционное право России 32

обеспечении равных условий доступа кандидатов к СМИ; организация и проведение голосования; подсчет голосов и протоколирование итогов голосования участковыми избирательными комиссиями; определение результатов выборов избирательными комиссиями, законодательно наде-ленными этим правом; организация и проведение (при признании выборов несостоявшимися или итогов голосования – недействительными) повтор-ного голосования или повторных выборов; опубликование итогов голосо-вания и результатов выборов.

Законодательством о гарантиях избирательных прав граждан, а также о порядке проведения конкретных выборов детально регламентируются условия, сроки и процедуры осуществления каждого этапа избирательного процесса, а также вопросы организации и обеспечения выборов на каждом этапе.

4. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и прове-дением выборов различного уровня в Российской Федерации, осуществля-ется в основном за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного). Расходы избирательных комиссий преду-сматриваются в соответствующем бюджете отдельной строкой.

Помимо этих средств для финансирования предвыборной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собствен-ные средства и добровольные пожертвования.

Кандидаты и избирательные объединения вправе создавать избира-тельные фонды, объединяющие бюджетные средства, выделенные соот-ветствующей избирательной комиссией; собственные средства; средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, блоком, инициативной группой избирателей; добровольные пожертвова-ния физических или юридических лиц. Финансирование выборов ино-странными юридическими и физическими лицами не допускается.

Информация о работе Конституционное право в России