Методика обучения детей дошкольного возраста основным движениям (с использованием подвижных игр и эстафет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей 6-7 лет.
Гипотеза - активные занятия подвижными играми, эстафетами содействует процессу правильного физического развития ребенка, формированию основных движений. Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
- изучить значение подвижных игр и эстафет в физическом воспитании дошкольников; - описать классификацию подвижных игр; - рассмотреть обучение дошкольников основным движениям с помощью подвижных игр и эстафет;
- провести диагностику уровня развития основных движений у детей дошкольников возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСНОВЫНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ……………………….....
1.1 Значение подвижных игр и эстафет в физическом воспитании дошкольников…………………………………………………………………
1.2 Классификация подвижных игр…………………………………………
1.3 Обучение дошкольников основным движениям с помощью подвижных игр и эстафет……………………………………………………
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ……………….................
2.1 Диагностика уровня развития основных движений у детей дошкольников возраста…………………………………………………….
2.2 Система работы по формированию основных движений с помощью подвижных игр и эстафет…………………………………………………...
2.3 Сравнительный анализ полученных результатов после проделанной экспериментальной работы…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курс(ФИЗо).docx

— 159.24 Кб (Скачать файл)

Классификация подвижных  игр по использованию пособий  и снарядов:

• игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры);

• игры с крупными гимнастическими  пособиями (гимнастическая стенка, кубы, модули, доски, гимнастическая скамейка, длинные гимнастические палки).

Игры, подготавливающие к отдельным видам спорта – использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для конкретного вида спорта.

Классификация русских  народных подвижных игр:

1. По характеру использования  фольклорного подкрепления:

• народные игры с речевым  сопровождением (миниатюры устного народного творчества);

• народные игры без речевого сопровождения;

2. По способу распределения  на роль:

• игры с выбором водящего при помощи считалок;

• игры с делением на группы при помощи сговорок и жеребьевок;

3. С преимущественным  проявлением двигательных качеств:

• игры на развитие ловкости и точности движений;

• игры на развитие быстроты реакции;

• игры на развитие меткости, глазомера;

• игры на развитие ритмичности  и пластики движений;

• игры на ориентировку в  пространстве и коллективе;

4. С преимущественным  проявлением психических качеств:

• игры на развитие концентрации и устойчивости внимания;

• игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти;

• игры на развитие наглядно-образного  мышления;

• игры на развитие связной  речи [7, с.85].

 

 

1.3 Обучение дошкольников  основным движениям с помощью  подвижных игр и эстафет

 

 

Младший дошкольный возраст

 

Дети младшего дошкольного  возраста чрезвычайно активны, т.к. их

 двигательная активность является для них биологической потребностью, поэтому очень важно создавать условия для удовлетворения этой потребности.

Подвижные игры с детьми этого возраста должны проводиться  ежедневно, причем их продолжительность в течение недели может изменяться в зависимости от времени проведения физкультурного занятия. В отсутствии физкультурных занятий продолжительность подвижной игры в сочетании с различными физическими упражнениями может быть увеличена.

Основным условием успешного  проведения подвижных игр с детьми является знание педагогом методики организации игрового процесса.

Воспитателю необходимо заранее  определить задачи, в том числе образовательные и воспитательные, которые ему нужно выполнить при проведении той или иной игры. Достижение поставленной цели будет реализовано в том случае, если правильно выбрана сама игра, грамотно и умело организовано руководство подвижной игрой [12, с.102].

Подготовка к  игре

Подготовка к игре начинается с ее выбора, который, в свою очередь, зависит от целей и задач, стоящих перед педагогом, места проведения, возрастных особенностей детей, их физического развития, степени овладения необходимыми двигательными умениями и навыками. Подбирая игру, педагог прежде всего должен обратиться к «Программе», которая составлена с учетом общей физической подготовленности детей конкретного возраста.

Программный перечень подвижных  игр направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Кроме того, в подготовку к проведению игры входит также и предварительное ознакомление педагогом содержания подвижной игры, ему необходимо знание подвижных игр не только своей группы, но и смежных возрастных групп. Основным требованием при отборе подвижной игры является соответствие содержания игровых действий и правил возрастным особенностям детей, их двигательным умениям и навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям познания нового. Поэтому очень важно подбирать такие игры, чтобы двигательные задания в них; основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Такой подход способствует длительному сохранению интереса к игре и постепенному росту и развитию двигательных умений и навыков. Педагог должен помнить, что, варьируя игру, нельзя менять ее сюжет и композицию. При подборе игры надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны малышам, необходимо учитывать сезонные явления, время дня, в какое будет проводиться игра, погоду, температуру воздуха, место проведения игры, имеющееся оборудование и инвентарь, условия при каких будет она проводиться и с каким количеством детей. При проведении подвижной игры во второй половине дня (вечерней прогулке) можно использовать любые подвижные игры знакомые детям[7, с.76].

Обязательно перед игрой  необходимо обратить внимание на гигиеническое состояние места, где будет проходить игра. Непосредственно перед игрой педагогу необходимо подготовить игровой материал. Детей 3-го года жизни надо предварительно ознакомить с теми, предметами и движениями, которые будут использоваться в игре, рассмотреть игрушки, которыми дети будут играть, чтобы во время игры они не отвлекались.

Организация подвижной  игры

Важным моментом в методике организации подвижных игр является сбор детей на игру. Детей младшего дошкольного возраста правильно собирать там, где будут начинаться игровые действия. Для повышения интереса к игре и активизации игровой деятельности уже непосредственно перед началом игры малышей можно привлечь к расстановке игрушек и пособий. В организацию игры входит и размещение детей во время объяснения. В младшей группе объяснение подвижной игры часто совпадает с ее началом или происходит по ходу самой игры. Немаловажное значение имеет объяснение содержания самой игры. При объяснении игры необходимо четко выделять сигналы, по которым малышам придется изменять свои действия. Хорошо объяснение дополнять показом. Объясняя новую игру, задавая наводящие вопросы, предложив детям, выполнить игровые движения, педагог может выявить насколько понятно детям содержание самой подвижной игры [7, с.79].

Руководство подвижной  игрой

Проводя подвижную игру с  детьми младшего возраста, педагог  часто совмещает руководство самой игрой с выполнением ответственной главной роли. Причем чем меньше дети, тем активнее проявляет себя педагог в игре.

Главная задача педагога –  стимулировать двигательную активность детей и создавать радостное настроение во время участия в игре. Совмещение двух ролей – участника и организатора – важнейшая отличительная особенность игры в младшем дошкольном возрасте. При проведении подвижной игры необходимо помнить о недопустимости: чрезмерной физической нагрузки.

Подведение итогов подвижной игры

Малышей обязательно нужно  похвалить. Игру с детьми 3-го года жизни можно повторять 3-4 раза подряд, затем переключиться на другую известную игру, позже можно снова вернуться к повторению ранее разученной игры.

Подвижные игры для детей 4-го года жизни могут быть проведены  от 4-х до 6-ти раз подряд. Хорошо знакомые подвижные игры можно проводить  повторно через 7-10 дней [12, с.121].

 

 Средний  дошкольный возраст

 

Подвижные игры и игровые  упражнения в среднем дошкольном возрасте проводятся ежедневно 2 раза в день – на утренней и вечерней прогулке, причѐм продолжительность в течение недели может изменяться, Если в определенные дни физкультурные занятия не проводятся, то продолжительность подвижных игр вместе с различными, физическими упражнениями может быть увеличена.

Подбор подвижных  игр для детей среднего дошкольного  возраста

В среднем дошкольном возрасте подвижные игры проводятся по тем  же условиям, что и в младшем дошкольном возрасте. Однако необходимо учитывать, что интересы детей 5-го года жизни становятся более разнообразными. Им интересна совместная деятельность в небольшом коллективе, т.к. формируется умение играть и заниматься сообща. В этом возрасте усложняются и взаимодействия в самой игре. Появляются игры с ловлей, увертыванием, быстрым бегом. Результаты некоторых подвижных игр зависят от согласованных действий двух или нескольких детей. Таким образом, в подвижных играх возникают ситуации, способствующие проявлению элементов коллективной ответственности за выполнения исхода игры [14, с.88].

Подбирать подвижную игру на физкультурное занятие желательно в соответствии с чередованием с основными видами движений.

Подготовка к  игре

Подготовку к игре лучше  поручать малоподвижным, застенчивым  детям, т.к. у них появляется желание участвовать в игре. При организации игры большое внимание уделять сбору детей на игру. Варианты сборов могут быть различным: зазывалочки (раз, два, три – играть скорей беги!), загадки, считалки, использование нестандартного звукового или зрительного сигналов (свисток, колокольчик, музыкальный гонг).

Интересно использовать сюрпризные моменты – разучивание новой игры; через малознакомые персонажи, которые могут быть участниками подвижной игры.

Объяснение правил подвижной игры

Объяснение правил игры начинается с сообщения названия игры, в котором предельно кратко излагается содержание игры, даются правила игры с напоминанием выполнения основных движений. Затем распределяются роли водящего и участников-игроков. Здесь же раздается атрибутика и оговаривается размещение играющих на площадке. В последнюю очередь подается подача сигнала к началу игры. Выбор водящего может быть по считалке, певалке, по назначению педагога, по выбору самих играющих, по жребию, по угадыванию голоса, по очередности, по результатам предыдущей игры, вытягивании палочки, загадкам [13, с.102].

Руководство подвижной  игрой

В процессе игры могут быть замечания, но они даются в доброжелательном тоне, с напоминанием правил игры. Если правила усложняются, то нужно добиваться более точного выполнения правил. Надо приучать детей к самостоятельному выполнению правил (без напоминания педагога). При проведении подвижной игры необходимо следить за физической нагрузкой.

Подведение итогов подвижной игры

Подведение итогов подвижной  игры должно быть кратким. Хвалить нужно всех участников и особенно ловких и быстрых, тех кто не нарушал правил игры. Подводя итоги игры, внимание педагога должно быть направлено не на увеличение количества новых подвижных игр, а на повторение и усложнение уже ранее знакомых. Повторять одну и ту же игру можно на 2-3 занятиях, затем к ней можно вернуться через некоторое время. В этом возрасте начинаем учить детей организовывать игру самостоятельно.

 

Старший дошкольный возраст

 

Подвижные игры проводятся 2 раза в день на утренней и вечерней прогулке. В связи с расширением двигательного опыта и кругозора содержание подвижных игр все более усложняется, в них включаются новые сюжеты и образы. В старшей группе большое место отводится бессюжетным играм типа «Ловишки», а также играм с элементами эстафет-соревнований. Объяснение игры происходит до ее начала. Объяснение правил игры в том же порядке, как и в предыдущих группах. Успех игры будет зависеть от того» как дети поймут правила игры. Если правила и содержание игры вызывает у детей трудности, то нужно обязательно показать, чтобы убедиться в том, что дети правильно поняли игру (можно задавать дополнительные вопросы).

В этом возрасте появляется деление на команды. Варианты деления  могут быть разными: по назначению педагога, по назначению капитанов, по расчету, по сговору. Кроме того, разделившись на команды, участники могут решать самостоятельно, какая из команд начнет игру первой. Количество ролей в игре возрастает до 3-4-х. Участие педагога в игре необязательно. Педагог должен всегда помнить о физической нагрузке во время проведения подвижной игры и продолжать учить детей навыкам самостоятельной организации знакомых игр, умению доводить игру до конца [14, с.102].

Варьирование  и усложнение подвижных игр

Подвижные игры – это  школа движений, поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта подвижные игры можно усложнять, но нельзя менять замысел и композицию игры. Варьируя игру можно:

• увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

• усложнять двигательное содержание (воробушки из домика не вылетают, а выпрыгивают);

• изменять размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а  в середине площадке);

• сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный) провести подвижную игру в нестандартных условиях (по песку бегать труднее, в парке, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол руками и ногами);

• усложнять правила (в  старших группах пойманных играющих можно выручать, увеличив число ловишек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ С ПОМОЩЬЮ  ПОДВИЖНЫХ ИГР И ЭСТАФЕТ

 

 

2.1 Диагностика  уровня развития основных движений у детей дошкольников возраста

 

Тестирование уровня физической подготовленности детей, в соответствии с новыми санитарными правилами  для детского сада, проводит инструктор по физической культуре; воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

Для определения исходного  уровня физической подготовленности детей  тестирование осуществлено в рамках занятий по физической культуре.

Всем выполняемым упражнениям  предшествует разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку дается две пробные  попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В  протоколы вносится лучший результат.

При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности - это сопоставление средних показателей  по группе с данными оценочных  таблиц по возрастно-половым показателям физической подготовленности детей.

Отмечаются и качественные показатели, такие как:

при беге - корпус и голова слегка отклонены назад, но не запрокинуты; движения рук и ног согласованны, бег с отрывом от почвы, движения ног равномерные, не семенящие.

Информация о работе Методика обучения детей дошкольного возраста основным движениям (с использованием подвижных игр и эстафет)