Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:13, шпаргалка
1 Философия, ее предмет и функции 3
2 Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. 3
3.Возникновение, структура и основные характеристики философского знания 5
4 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 8
5.Основные философские школы и направления, критерии их классификации 8
6.Исторические формы материализма и идеализма. 10
Периодизация и типология 13
8.Философия Древней Индии: обзор философских школ и идей. 14
Эпоха Просвещения в России характеризовалась прежде всего общим процессом секуляризации русской культуры, одним из важнейших признаков которого явилось формирование этико-философского сознания, определение предмета этики как философской науки, понятийное структурирование морального сознания.
Внимание мыслителей XVIII века привлечено к проблемам дефиниций, структурирования философского знания и конкретизации предмета моральной философии, поскольку этическая мысль высвобождается из-под влияния богословия и обращается все более и более к изучению человека, повышается интерес к человеку как существу природному и историческому.
В целом философия русского Просвещения была ориентирована на понятийное структурирование знания.
Антифеодальная направленность, антикрепостничество
– важный, но отнюдь не единственный
признак всякого
Как и другие просветители, русские просветители ставили своей целью преобразование на антисредневековых, антифеодальных началах всех сфер общественно-политической, социально-экономический, национальной, культурной жизни общества. При всех индивидуальных различиях между передовыми русскими мыслителями 40–60-х годов круга Белинского-Чернышевского – все они составляют единое просветительское общекультурное направление. Они, как никто другой в XIX веке, способствовали развитию современной национальной русской культуры, построенной на новых антисредневековых, антифеодальных началах, национальной культуры, опирающейся на подлинные ценности мировой цивилизации и культуры других народов.
В сфере культуры русское Просветительство по ряду пунктов сходно с либеральным мировоззрением. Общей их чертой была идея всесторонней европеизации России. В вышеуказанных особенностях и состоит самобытность русской философии.
Основные направления
1) Русский либерализм (западники и славянофилы) –поддерживали идею освобождения народа от крепостного права
• Западники (Боткин,Кавелин,Грановский)
Основные идеи:
Выступали за европейский путь развития России
Считали,что каждый народ может приобщиться к «всемирно-исторической жизни»
• Славянофилы (Хомяков,Киреевский,Беляев)
Основные идеи:
Сила власти-царю,сила мнения-народу
Противопоставляли общественное развитие России историческому пути Западной Европы
2) Русский консерватизм (Карамзин,Уваров)
Основные принципы:
Самодержавие
Православие
Народность
3) Народничество
• Народники-пропагандисты( Лавров) -признавали основным средством подготовки к социальной революции идеи среди народов.
• Народники-анархисты (Бакунин,Кропоткин)- считали,что народ уже готов к революции,а отсюда призыв к бунтам и восстаниям
• Народники-заговорщики( Ткачев) –возлагали надежды на узкую заговорщическую организацию
4) Позитивизм( Лесевич,Грот,Вернадский)- философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
5) Религиозная философия( Соловьев,Бердяев)
- общий термин для описания
разнообразных философских
6) Космизм( Федоров,Циолковский,
7) Русское гегельянство
Первым в 1837 году познакомил кружок Станкевича с учением Гегеля был Бакунин, который воспринял его как обоснование практики бунта (антитезис мирового развития У Бакунина гегелианство воспринимается всецело, как учение об историческом бытии, о диалектике абсолютного духа в его историческом самопроявлении.
ревностным гегельянцем на первых порах стал Белинский, хотя немецкого он не знал, а работы Гегеля в то время еще не были переведены на русский язык.
Марксизм-ленинизм, научная система
философских, экономических и социально-
Косми?зм (греч. ?????? — организованный мир, kosma[прояснить] — украшение) — ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу[1][2].
С точки зрения философии, понятие
космизма связано с представлениями
о космосе как
В религиозных системах космизм
является неотъемлемой частью теологии.
В эзотерических и оккультных
системах, таких как гностицизм,
каббала, теософия и другие, космизм
связан с представлением о Вселенной,
управляемой невидимыми сверхъестественными
силами, и соотносится с
Русский космизм — течение
Интерес к учениям космистов
сложился в СССР в связи с развитием
космонавтики, актуализацией социальных
и экологических проблем. Термин
«русский космизм» как характеристика
национальной традиции мысли возник в
1970-е годы[7], хотя выражения «космическое
мышление», «космическое сознание», «космическая
история» и «космическая философия» (фр.
philosophie cosmique) встречались ещё в оккультной
и мистической литературе XIX века (Карл
Дюпрель, Макс Теон, Елена Блаватская,
Анни Безант, Пётр Успенский), а также в
эволюционной философии[4]. Термин «космическая
философия» употреблялся Константином
Циолковским[5][8]. В 1880—1890-х годах в отечественной
литературе первоначально преобладало
узкое понимание русского космизма как
естественнонаучной школы (Николай Фёдоров,
Hиколай Умов, Николай Холодный, Константин
Циолковский, Владимир Вернадский, Александр
Чижевский и другие)[9]. Однако впоследствии
всё большее значение начинает приобретать
широкая трактовка русского космизма
как социокультурного феномена, включающая
указанное «узкое» понимание в качестве
своего частного случая, наряду с другими
направлениями отечественного космизма,
такими как религиозно-философское[10],
поэтически-художественное, эстетическое
, музыкально-мистическое[11], экзистенциально-
Некоторые философы находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира и их позитивный потенциал для разработки новой метафизики как философского основания нового этапа развития науки[5]. Сторонники[4] видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры[6]. Приверженцы считают космизм оригинальным плодом русского разума, существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой предполагается укоренённым в уникальном русском архетипе «всеединства»[4].
С другой стороны, русский космизм тесно связан с псевдонаучными, оккультными и эзотерическими течениями философской мысли[4] и признаётся некоторыми исследователями умозрительной концепцией, сформулированной в весьма неопределённых терминах[4].