28 Марта 2014, контрольная работа
Проблема движения всегда стояла в философии очень остро. Несмотря на то, что существование движения внешне неоспоримый факт, в истории философии были концепции, которые отрицали это. Попробуем разобраться, с чем это связано, исходя из понимания того, что, делая тот или иной вывод, философы опирались на рациональные аргументы даже тогда, когда отрицали движение.
26 Ноября 2013, контрольная работа
Целью данной работы является: рассмотреть особенности решения проблемы добра и зла отечественными философами ХIХ - ХХ веков.
11 Мая 2015, реферат
Понятия "добро" и "зло" являются фундаментальными в категориальном аппарате не только этики и аксиологии, но и философской антропологии, поскольку отражают и общественные отношения, и ценностные императивы, и категории познания человека. Особо значимым является то, что от них зависит существование всего человечества.
11 Января 2014, курсовая работа
Цель исследования: анализ проблемы Бога и его доказательств в новоевропейской философии. Задачи исследования:
– реконструировать основные положения метафизики Р. Декарта.
– рассмотреть учение о Боге в контексте рационалистического учения Р. Декарта.
– эксплицировать специфику обоснования Абсолюта в философии Б. Спинозы;
– рассмотреть особенности пантеистической натурфилософии Б. Спинозы;
– проанализировать место и роль проблемы Бога в метафизике плюрализма Г.Лейбница.
20 Ноября 2013, реферат
Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосознании. "Мыслю, следовательно, существую" - вот самое достоверное из всех суждений. В основу философии нового времени, таким образом, Декарт положил не просто принцип мышления как объективного процесса, а именно субъективно переживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которого невозможно отделить мыслящего. "...Нелепо, - пишет Декарт,- полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит..."
11 Июля 2013, реферат
Понятие «духовность» фигурирует как в философском дискурсе, так и в обыденной речи.
Наиболее часто в литературе понятие духовности раскрывается в противопоставлении с физи-
ческой сущностью человека. Фундаментальным понятием религии, философии и психологии
является душа. В авраамических религиях это «дыхание жизни», которое Бог вдохнул в лицо
первого сотворенного Им человека (Адама). В индуизме это - джива - субстанция жизни, а выс-
ший дух это - атман. Цель человеческой жизни - осознание тождества своего атмана с высшим
духом - Брахманом. В античности понятия «дух» (пневма), душа (психе) играли ключевую роль
в философии Платона и неоплатонизма. В религиозной философии средних веков, представ-
лявшей собой разные формы синтеза библейских представлений и аристотелевских или
неоплатонических концепций, понятия «духа» и «души» получили детальную разработку и
осмысление. Человек, его дух и душа понимались как сотворенные по «образу и подобию бо-
жию»; этот принцип выступал залогом единения человека c божественным началом и его спа-
сения. Трактовка духовного в этой философии совпадает с ее трактовкой в теологии, принимая
лишь рациональные формы.
03 Мая 2014, реферат
Целью данной работы является выявление основных проблем духовности в современном мире и обществе. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние годы изучение проблемы духовности стало одним из ведущих направлений в философских исследованиях в целом.
22 Мая 2013, реферат
У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков он тоже считает истинное знание.
04 Мая 2013, реферат
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
26 Октября 2014, реферат
Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со
всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека. Прав Ницше, утверждая, что “тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как...”.
24 Марта 2014, контрольная работа
Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти.
28 Апреля 2014, доклад
Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, сознания является
идеальность. Сознание - это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный от чет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением. Идеальное - характерная черта, главнейший признак сознания,
27 Октября 2013, доклад
Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.
28 Ноября 2011, реферат
Можно легко понять постороннего наблюдателя, первым впечатлением которого при взгляде на арену современной философии было бы то, что говорящие не слушают друг друга. Философы, принадлежащие к различным аналитическим традициям, кажутся непроизводительно расходующими свою изобретательность и способность к точным формулировкам на незначительные технические проблемы, не имеющие большого значения, в то время как мыслители герменевтического и деконструктивистского направлении часто представляются манипулирующими общими понятиями, выраженными на помпезном жаргоне, предназначенном, скорее, затемнять, чем прояснять идеи. Иначе говоря, может показаться, что мы наблюдаем "конец философии", который на практике означает вырождение философии в умный диалог ради умного диалога.
23 Августа 2012, реферат
Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего, это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.
26 Апреля 2013, реферат
Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний2. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта. Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.
21 Января 2014, реферат
Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры. Проблемы познания на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др.) дисциплин
Во всей мировой истории развития философской мысли никогда и никто не обходил один из фундаментальных разделов в системе философии, каковым является теория познания.
22 Апреля 2014, реферат
Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не
столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса,
сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек
может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность,
невозмутимость и бесстрашие.
18 Ноября 2013, реферат
Что же такое истина? Все человеческое познание направлено на достижение истины. Однако путь этот нелегкий, ибо, как говорил Ж.-Ж. Руссо, "тысячи путей ведут к заблуждению, и лишь один к истине".
Понятие истины, относится к важнейшим, в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни", а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познания мира, общества, науки, человека и его мышления. В этом актуальность выбранной темы контрольной работы, и её значимость для формирования логического мышления, мировоззрения и самосознания каждого человека.
03 Февраля 2013, реферат
Идеи К. Маркса как мыслителя принадлежат как XIX, так и XX веку, и в этом — истинная причина сегодняшних противоречий марксизма. Несомненно, определенная абсолютизация позитивистских подходов в социальном анализе, предсказание исчезновения средних классов, как впрочем, и целый ряд других положений марксизма, ныне явно устарели. Однако взгляды К. Маркса на социальные законы как на законы-тенденции, на свободу как освобождение человека; на общественную науку как на критическую социальную теорию; на практику, а также на отчужденный труд и отчужденную политику сегодня даже более актуальны, чем при его жизни. Именно поэтому нельзя не согласиться с французским философом-марксистом Л. Альтюсером, который еще в 70-х гг. XX в. писал, что кризисная ситуация в любой теории — предвестник качественного скачка в ее развитии.
25 Апреля 2013, доклад
Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческом материализме, как составной части марксистско-ленинской философии, найдется категория, сравнимая с категорией "личность" по количеству противоречивых определений. Известный отечественный психолог Владимир Петрович Зинченко по этому поводу не без юмора отметил: "Конкурировать с понятием "человек" могло бы понятие "личность". Мне второе понятие кажется менее адекватным, поскольку понятие личность весьма невразумительно истолковывается в нашей литературе.Другой советский психолог Даниил Борисович Эльконин как-то сказал, что, просмотрев около двадцати определений личности в нашей литературе, он пришел к заключению, что он не личность.
06 Мая 2014, реферат
Возникают принципиально новые философские картины мира и стили мышления, новые философские направления.
Одним из таких направлений является экзистенциализм - философия, захватившая свои-ми идеями такой слой общества, как интеллигенция, - людей, профессионально имеющих дело со знанием, и в то же время, пытающихся широко осмыслить характер и природу сознательной деятельности вообще, степень зависимости её от общества, саму логику мо-рального выбора и идейной позиции, занимаемой личностью в той или иной ситуации.
27 Марта 2014, реферат
«Для Сковороди ключ до всіх розгадок життя, як космічної, так і божественної, є людина, тому що всі питання й всі таємниці світу зосереджені для нього в людині... Не розгадавши себе, людина не може нічого розуміти в навколишньому; розгадавши ж себе до кінця , людина проникає в найглибші таємниці Всесвіту» (Эрн В. Ф. Г. С. Сковорода. Життя й навчання. М., 1912. С. 214). Сковорода «логічно записує» життя, як вона відкривається людиною й для людини в її загальності, необхідності й волі. Таким чином, російська філософія вже в самих своїх джерелах заявляє про себе в антропологічній парадигмі філософського мислення.
04 Декабря 2012, реферат
Цель реферата: выработать осмысленное личное отношение к этике ненасилия и навык аргументированного рассуждения о допустимости насилия во благо.
Задачи работы:
1. Научиться логически корректно пользоваться понятиями насилия и ненасилия и точно описывать проблемное поле их соотношения.
2. Освоить основные социально-этические диспозиции и концептуальные подходы к соотношению насилия и ненасилия.
3. Показать умение этически сфокусированного анализа проблем терроризма, справедливой войны, смертной казни.
4. Научиться выявлять связь особых форм ненасильственной практики с ненасилием как всеобщим и превалирующим вектором общественной активности.
31 Марта 2014, курсовая работа
В работе освещается трудная проблема сознания, взгляд на нее со стороны когнитивных наук, рассматривается история феномена сознания в философии, различные трактовки проблемы сознания.
03 Мая 2012, реферат
У класичній фізиці ідеал пояснення й опису припускає характеристику об'єкта "самого по собі", без вказівки на засоби його дослідження. А вже в квантово-релятивістській фізиці як необхідна умова об'єктивності пояснення й опису висувається вимога чіткої фіксації особливостей засобів спостереження, котрі взаємодіють з об'єктом (класичний спосіб пояснення й опису може бути поданий як ідеалізація, раціональні моменти якої узагальнюються в рамках нового підходу).
27 Ноября 2013, реферат
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию, компетентности в отличие от менее надежного, а то и просто легковесного мнения. Такое разграничение имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности. Значимо оно и для философии.
18 Ноября 2012, реферат
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».
30 Марта 2014, доклад
Философия появилась из предфилософского мифа. Наиболее видные представители : Гегель, Лосев.
При этом Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, является фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разумной форм" В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т е. всеобщим определениям истины Философия и возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Миф как единственный духовный источник философии создает возможность философствования.
12 Марта 2014, контрольная работа
Что такое свобода? Ответ на этот вопрос можно уяснить для себя, задумавшись над другим: «Что значит «Я свободен?», «Чего мне не хватает для того, чтобы чувствовать себя свободным?», «...чтобы быть свободным?». Как ценностное понятие «свобода» является, безусловно, положительным. Еще бы, какое бы понимание свободы мы ни взяли, юридическое (свобода как предоставленность самому себе, «незаключенность»), политическое (свобода как нрава — слова, собраний, печати, совести и т.д.), философское (свобода воли, действия и поведения), обретение свободы мыслится как великое благо.