Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций
Лекции по курсу «Финансы и кредит».
Эта мера была объявлена Постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. Общая сумма "замороженного" долга составила 265, 3 млрд. рублей, предусматривалась его реструктуризация. ОФЗ со сроками погашения в 2000-2001 годах остались в обращении. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. была предложена схема реструктуризации ГКО-ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999г.
Работа по реструктуризации долга велась параллельно с переговорами по уточнению условий решения проблемы "замороженного" долга. Итогом переговоров явилось распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. "О новации по государственным ценным бумагам". Новация проводилась в период с 15 декабря 1998 г. по 1 мая 1999 г. Она осуществлялась путем замены ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплаты денежных средств. Для подтверждения новых обязательств выпускались облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет и размером купонного дохода от 10 до 30% годовых и облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом. ОФЗ-ПД могут быть использованы на погашение просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 г., и оплату участия в уставном капитале кредитных организаций. На 70% суммы новых обязательств выдавались ОФЗ-ФД, на 20% ОФЗ-ПД, на 10% - денежные средства.
Исключение было сделано для организаций, которым федеральными органами власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги. Они имели право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с уменьшением доли ОФЗ-ПД до 50%. Физические лица-резиденты, фонды обязательного медицинского страхования, страховые компании (в отношении средств обязательного медицинского страхования и государственного обязательного личного страхования) и некоммерческие организации имели право получить всю сумму погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежавших им облигаций.
Все действия по управлению
государственным и
Тема. Внебюджетные фонды.
План.
1. Понятие внебюджетных фондов, их классификация и назначение.
2. Социальные внебюджетные фонды.
3. Внебюджетные фонды
экономического и иного
Вопрос 1. Понятие внебюджетных фондов, их классификация и назначение.
Под внебюджетными фондами понимается специфическая форма образования и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования ряда общественных потребностей на основе организационной самостоятельности фондов. Обычно они создаются для обеспечения надежного финансирования социальных, научно-технических, экологических, инвестиционных и других общественно значимых потребностей.
В СССР практика формирования специальных внебюджетных фондов не получила широкого распространения. В условиях плановой централизованной системы управления народным хозяйством наблюдалась высокая степень централизации финансовых ресурсов. Все основные финансовые потоки в плановом порядке направляли на удовлетворение соответствующих потребностей. Их обеспечение осуществлялось в основном за счет средств государственного бюджета СССР, составной частью которого являлся бюджет социального страхования, и финансов социалистических предприятий.
С началом реформирования
социально-экономической
Причинами этого бурного процесса явились: 1) появление или усиление с переходом к рыночным преобразованиям социальных, экономических, экологических и иных рисков, 2) желание ослабить последствия остаточного принципа бюджетного финансирования социальной сферы, 3) необходимость закрепления за отдельными общественно значимыми потребностями твердых источников их финансирования, 4) необходимость установления более жесткой зависимости между социальными выплатами и поступлениями страховых платежей, 5) потребность в защите средств, выделяемых на финансирование социальных и иных потребностей, от "покушения" исполнительной власти и направления их на решение "более важных" задач.
Практика показала, что создание многочисленных внебюджетных фондов не способствовало достижению желаемых результатов: денег на финансирование социальных и других общественно значимых потребностей по-прежнему не хватало. Как и раньше исполнительная власть находила возможности воспользоваться средствами внебюджетных фондов. Более того, создание внебюджетных фондов не только не воспрепятствовало нецелевому использованию средств, но напротив, создало дополнительные возможности для использования финансовых ресурсов не по прямому назначению. Злоупотребления руководителей фондов своими финансовыми полномочиями стали массовым явлением. В средствах массовой информации и в научных изданиях стало высказываться мнение о преждевременности создания многочисленных внебюджетных фондов.
Таким образом, созданная система внебюджетных фондов оказалась громоздкой, контроль за использованием средств фондов был недостаточным, в значительной степени средства фондов использовались неэффективно. Поэтому согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. значительная часть внебюджетных фондов экономической и экологической направленности консолидировалась в федеральном бюджете при упразднении некоторых из них.
За четырьмя крупнейшими социальными внебюджетными фондами (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости) была сохранена организационная самостоятельность.
Законодательным (представительным) органам власти было рекомендовано осуществить аналогичные действия по отношению к внебюджетным фондам, создаваемым на региональном уровне.
Консолидация внебюджетных фондов в бюджетах соответствующего уровня бюджетной системы проводилась при условии сохранения целевого характера использования средств фондов под контролем соответствующих финансовых органов. Однако эта работа не была доведена до конца и в стране продолжала функционировать сеть федеральных и региональных внебюджетных фондов отраслевого и межотраслевого характера.
Классификация внебюджетных фондов обычно проводится по двум признакам:
целевому назначению (экономическому содержанию) фондов и уровням управления (правовому статусу). По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на социальные, экономические, экологические и административно-правовые; по уровням управления - федеральные, региональные, муниципальные, отраслевые и межотраслевые.
Субъектами управления
внебюджетными фондами
- специально созданные исполнительные органы и их территориальные подразделения (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и другие),
- федеральные и региональные органы исполнительной власти (Министерство науки и технологий РФ, Министерство путей сообщения РФ и другие),
- ассоциации, союзы и объединения юридических лиц,
- крупные корпорации и концерны.
Источниками формирования внебюджетных фондов выступают:
- обязательные страховые платежи,
- налоги и сборы, закрепляемые за конкретными внебюджетными фондами, добровольные отчисления предприятий и организаций, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг),
- бюджетные средства,
- доходы от оказания платных услуг,
- доходы от коммерческой деятельности,
- займы и кредиты,
- добровольные взносы юридических и физических лиц,
- прочие разрешенные законом источники.
Внебюджетные фонды играют большую роль в жизни общества. В частности, она проявляется в том, что в значительной мере за счет средств фондов обеспечивается:
- социальная защита населения в случае болезни, инвалидности, старости, безработицы,
- воспроизводство рабочей
силы: поддержание здоровья человека,
- финансовое обеспечение научно-технического прогресса,
- финансирование мероприятий по охране окружающей среды,
- поддержание правопорядка в обществе и исполнение судебных решений,
- формирование условий для роста занятости населения (например, создание новых рабочих мест) и развития малого предпринимательства,
- крупные инвестиции на финансовом рынке, особенно рынке государственного долга.
Вопрос 2. Социальные внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды социального назначения создаются на уровне Российской Федерации (государственные внебюджетные фонды), субъектов Федерации (региональные внебюджетные фонды), федеральных министерств и ведомств (отраслевые внебюджетные фонды).
В настоящее время функционируют четыре государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости населения РФ.
В государственных внебюджетных фондах концентрируются колоссальные по объему финансовые ресурсы. Так, в 1997 г. средства фондов составили 219, 7 трлн. рублей, или 8, 5% ВВП.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Его средства формируются за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; страховых взносов иных работающих граждан; средств федерального бюджета; средств, возмещаемых фонду Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; доходов от капитализации средств фонда; добровольных взносов и других поступлений.
Самый большой источник формирования финансовых ресурсов ПФР - страховые взносы работодателей, за счет которых обеспечивается поступление более 4/5 всех доходов фонда. Размеры платежей различных категорий работодателей регулируются ежегодно принимаемыми законами о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Тарифы устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда, начисленному работодателем по всем основаниям. В частности, для работодателей-организаций, кроме занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, страховой тариф установлен в размере 28%, для работодателей-организаций, занятых в сельскохозяйственном производстве, - 20, 6%.
Работающие граждане уплачивают страховые взносы в размере 1% начисленных в их пользу установленных выплат.
Средства федерального бюджета передаются фонду на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам и их семьям, социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также на покрытие расходов на доставку и пересылку указанных пенсий, пособий и компенсаций. За счет этого источника формируется около 1/10 всех доходов ПФР.
Недостаток средств ПФР покрывается за счет привлечения займов и кредитов.
Средства ПФР направляются
на финансирование расходов
по выплате государственных
Ведущей статьей расходов ПФР являются затраты на выплату государственных пенсий. На эту цель используется более 9/10 средств фонда. На содержание органов ПФР расходуется менее 1% средств.
Формирование и использование финансовых ресурсов фонда осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными законами о бюджете ПФР на очередной финансовый год.
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФССР) создан согласно Постановлению Совета министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. Положение о ФССР утверждено 12 февраля 1992 г.
Средства фонда формируются
за счет страховых взносов