Роль экскурсий в развитии наблюдательности у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

Старший дошкольный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - перед поступлением в школу. Дошкольный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития; закрепляются и развиваются основные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Цель исследования - обосновать роль экскурсий в развитии наблюдательности у дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в процессе формирования наблюдательности……………………………………………… 1.1 Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста………………………………………………………………. 1.2 Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников… Глава 2. Методические особенности формирования наблюдательности в ходе экскурсий по предметам "Окружающий мир"…………………………………… 2.1 Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознанию……….. 2.2 Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности………………………………….. 2.3 Опытно-экспериментальная работа……………………………………….. Заключение…………………………………………………………………………Список литературы………………………………………………………………… Приложения Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Micrееееееееosoft Word (4).docx

— 85.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в  процессе формирования наблюдательности………………………………………………                                              1.1 Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста………………………………………………………………. 1.2 Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников… Глава 2. Методические особенности формирования наблюдательности в ходе экскурсий по предметам "Окружающий мир"…………………………………… 2.1 Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознанию……….. 2.2 Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности………………………………….. 2.3 Опытно-экспериментальная работа……………………………………….. Заключение…………………………………………………………………………Список литературы………………………………………………………………… Приложения                                                                                                 Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В начале 90-х годов XX века в стране начался процесс обновления начального образования, ориентированный  на принципиальное изменение в понимании  целей обучения. На первый план были выдвинуты развивающая функция  обучения, становление и развитие личности младшего школьника. Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать  при организации изучения окружающего мира. Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность детей, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть занятия. Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный. Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника. Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы. Не случайно многие прогрессивные ученые и методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность развития наблюдательности на экскурсиях. В то же время, на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно - обычно не более 3-5 в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населённого пункта. Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, воспитателю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы. Таким образом, актуальность проблемы, её научная и практическая значимость обусловили выбор темы исследования - роль экскурсий в развитии наблюдательности у дошкольников. Цель исследования - обосновать роль экскурсий в развитии наблюдательности у дошкольников. Объект исследования - экскурсии по естествознанию в начальных классах. Предмет - влияние экскурсий на развитие наблюдательности дошкольников. Гипотеза - систематическое проведение природоведческих экскурсий с использованием серии психолого-педагогических приемов окажут положительное влияние на развитие наблюдательности как качество личности дошкольника.

Задачи исследования:

изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

определить особенности  психических процессов дошкольников;

изучить и проанализировать методику внедрения экскурсий в  процесс естественнонаучного обучения дошкольников;

разработать и внедрить в  процесс естественнонаучного обучения серию природоведческих экскурсий  с использованием психолого-педагогических приемов, способствующих развитию наблюдательности дошкольников.

Методы исследования: наблюдения; опытно-экспериментальная работа; беседа; тестирование.

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в  процессе формирования наблюдательности

1.1 Наблюдательность  как одна из психологических  особенностей младшего школьного  возраста

Старший возраст (6-7 лет) в подготовительной группе определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - перед поступлением в школу. Дошкольный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития; закрепляются и развиваются основные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь).

Развитие речи. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение старшего дошкольника уже приобретают самостоятельность - ребенок начинает владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

Развитие внимания. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Старший дошкольник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.  

Развитие воображения. В старшем дошкольном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Воспитатель на занятии предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков.

Развитие мышления. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи, происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

Развитие восприятия. Восприятие - это форма психического отражения объективного мира, связанная с пониманием целостности отражаемого феномена. Развитость, глубина восприятия зависит от развитости ощущений, мышления, накопленного ранее опыта. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Наблюдательность - это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Различия в наблюдательности в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности. Наблюдение очень тесно связано с наблюдательностью, где наблюдение выступает как процесс, а наблюдательность - как качество. Наблюдением называется целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдения за предметами природы способствуют накоплению у учащихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и определенные практические умения и навыки. Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи учащихся. В практике школы  содержание выполненных детьми наблюдений всегда использовалось для составления  детьми устных рассказов, включалось в  тематику сочинений.

Наблюдая предметы и явления  в самой природе, учащиеся исследуют  их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, а не в нашем сознании. Формируясь, расширяясь и углубляясь в процессе целенаправленной деятельности, практического действия, игры и т.д., восприятие само переходит в самостоятельную деятельность наблюдения. Так же как ощущение включено в восприятие, так и восприятие включается в процесс активного наблюдения. Наблюдения способствуют эстетическому воспитанию старших дошкольников. Общение ребенка с природой - это могучий источник развития эмоций. Наблюдение как восприятие тесно связано с мышлением, поскольку основная форма чувственного познания, в результате которого человек накапливает факты, представления о том или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи. Наблюдение характеризуется большой активности личности. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс. В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Мир наблюдательного человека всегда богат яркими впечатлениями и представлениями. Такой человек отличается более широким кругозором. Развитие наблюдательности - важная задача формирования адекватного восприятия действительности. Наблюдательность развивается постепенно в процессе направленной деятельности ребенка, постоянных, систематических упражнений. Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий. Задача развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы (приемы) наблюдений, указывается их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется использовать наблюдения. Такое качество личности у детей развивается постепенно.

Развитие наблюдательности - это одна из важных задач формирования познавательной установки и адекватной действительности. Критерии развитости наблюдательности: способность к самостоятельному нахождению новых свойств, объектов, явлений в окружающей природной и социальной среде; восприятие не только отдельных объектов, чаще всего представителей животного и растительного мира, но и как можно большего числа объектов и, в конечном счете, целостное восприятие природного и социального окружения.

Таким образом, наблюдение - это восприятие, тесно связанное  с деятельностью мышления: сравнением, синтезом, анализом. Развитие у детей  способности к целенаправленному  наблюдению может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь и учебную деятельность школьников. Наблюдение развивает у  детей наблюдательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Роль экскурсий  в развитии наблюдательности  у младших школьников.

Экскурсия - форма учебно-воспитательного  процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать  различные объекты, явления и  процессы в естественных или искусственно созданных условиях. Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством воспитателя. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, дети учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.

К специфическим признакам  экскурсии относятся: быстрое усвоение знаний детьми при помощи передвижения в пространстве; экскурсия по объекту; способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа; способ предметного изучения; эмоциональность.

Первый этап - подготовительный. Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Цель его - вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Во время экскурсий это достигается различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание). Например, во время экскурсии в парк учитель дает задание определить цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения; обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они это растение раньше, где видели, каким оно было тогда, что знаете о нем).

Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе. Известный прием возбуждения произвольного внимания у старших дошкольников - использование загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. С этой целью хорошо использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, вопросы и указания. Все эти приемы направлены, в первую очередь, на постановку перед ребенком умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдаемом объекте.

Информация о работе Роль экскурсий в развитии наблюдательности у дошкольников