Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа
Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает необходимость глубокого исследования как самой экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности продукции и как следствие рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
Цель работы: исследование проблемы повышения конкурентоспо-собности продукции Борисовского хлебозавода и направление его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – ОСНОВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….5
1.1 Конкурентоспособность продукции: понятие, показатели………….5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции………………..9
1.3 Конкурентная стратегия предприятия……………………………….13
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИ-СОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…………………………………………24
2.1 Организационно-экономическая характеристика Борисовского хлебо-завода…………………………………………………………………….24
2.2 Анализ конкурентов и рынков сбыта Борисовского хлебозаво-да……………………………………...………………………………….29
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции Борисовского хлебозаво-да…...…………………………………………….………………………36
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ БОРИСОВСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА…..……………………….......43
3.1 Повышение конкурентоспособности за счет расширения ассорти-мента……………………………………………………………………...…43
3.2 Повышение конкурентоспособности через улучшение качества выпускаемой продукции………………………………………………...……49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….58
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Полоцкий государственный университет»
Факультет финансово - экономический
Кафедра « Экономики и управления »
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Экономика организации (предприятия)
Тема:
Конкурентоспособность продукции предприятия на примере
Борисовского хлебозавода
Студентка финансово-экономического факультета, 4 курс, 08-ЭП
Исполнитель: студент (факультет, курс, группа)
Слайковская Валерия Сергеевна
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель проекта
к. э. н., доцент, декан финансово-экономического факультета
(ученое звание, ученая степень, должность)
Белорусова Наталья Леонидовна
(фамилия, имя, отчество)
Новополоцк 2011
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современный рынок представляет собой арену острой конкуренции между предприятиями - поставщиками. В этой борьбе успех сопутствует только тем фирмам, которые в совершенстве владеют современными формами и методами сбыта и продаж, маркетинговым подходом к решению проблем производства и реализации своей товарной продукции. Поэтому одним из наиболее ответственных участков в работе организаций является оценка положения на рынке выпускаемой товарной продукции, исследование факторов ее конкурентоспособности, изучение тенденций развития товарной структуры рынков в условиях современного этапа научно-технической революции и выработка на этой базе принципов и основных направлений проведения целенаправленной товарной стратегии.
Критерии качества и конкурентоспособности продукции объективно оказывают влияние на рентабельность деятельности предприятий и размер получаемой ими прибыли.
В условиях товарного производства продукт труда может быть предметом рыночного обмена (товаром) только в том случае, если он обладает способностью удовлетворять определенные потребности, т.е. имеет общественную потребительную стоимость.
В масштабе общества наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно соответствует ей по сравнению с товарами-конкурентами. Это выделяет такую продукцию из общей товарной массы, обеспечивает коммерческий успех предприятию-поставщику в конкурентной борьбе, другими словами, позволяет говорить о том, что товар обладает высоким уровнем конкурентоспособности.
В связи с тем, что хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия занимают основное место в питании населения, очень важно уметь управлять ассортиментом и качеством этих продуктов. Особую значимость управление ассортиментом и формирование качества продукции приобретает сейчас, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели предприятия и занимаемая им рыночная доля. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на рынках сбыта. Именно поэтому управление ассортиментом выпускаемой продукции и формирование качества – одно из самых главных направлений деятельности предприятия.
Формирование потенциальной
возможности хозяйствующих
Объект исследования - продукция Борисовского хлебозавода, конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Предмет исследования –
конкурентоспособность как
Цель работы: исследование
проблемы повышения конкурентоспо-
Задачи:
1. раскрыть понятие и показатели конкурентоспособности, основные методы и стратегии конкурентоспособности продукции;
2. проанализировать
3. охарактеризовать конкурентов, рынки сбыта и каналы сбыта предприятия;
4. выявить резервы повышения конкурентоспособности продукции Борисовского хлебозавода
5. сформулировать предложения по совершенствованию конкурентоспособности продукции Борисовского хлебозавода.
1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ –
На современном этапе
развития экономики
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребности покупателя и требований рынка. Конкурентоспособность является важнейшим показателем эффективности деятельности предприятий. Одним из решающих факторов коммерческого успеха предприятия является конкурентоспособность его продукции. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки, поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.
Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает её, поскольку ведёт к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.
Изучение
Конкурентоспособность продукции – способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Систематизация категории «конкурентоспособность продукции» представлена на Рисунке 1.1:
Рисунок 1.1 – представления о категории «конкурентоспособность продукции»
Источник:
По мнению автора, категория конкурентоспособность продукции – это способность продукции удовлетворить требования потребителя необходимым качеством, разумной ценой, надлежащим сервисом, заслуженной репутацией, хорошей рекламой.
Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкурентоспособности конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а также гарантируют удовлетворение конкретной общественной потребности.
Качественные показатели
конкурентоспособности
Для определения качества
выпускаемой на предприятии продукции
применяют систему общих
Все качественные показатели можно разделить на классификационные и оценочные.
Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. В оценке качества эти показатели, как правило, не участвуют.
Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы: используемые для проверки обязательных условий, которым должна соответствовать продукция (регламентируемые показатели: экологические; безопасности), и используемые для сравнения конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя определенными свойствами (сопоставимые показатели: функциональные; надежности; сохраняемости; органолептические; эстетические).
Информация о работе Конкурентоспособность продукции предприятия на примере Борисовского хлебозавода