Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

повышение доступности учреждений культуры для всех слоев населения;

повышение качества и расширение спектра  услуг в области культуры;

повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения;

создание экономических условий  сохранения и умножения культурных и духовных ценностей национальностей, населяющих округ;

обеспечение качества и доступности  услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, создание условий, обеспечивающих возможность для граждан вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактика алкоголизма, снижение масштабов табакокурения;

существенное улучшение транспортного  обеспечения с учетом удовлетворения специальных требований со стороны  граждан с ограниченными возможностями;

формирование современной социальной среды для пожилых людей и  лиц с ограниченными возможностями, развитие института семьи, обеспечение условий для комфортной жизни в семье, оказание всесторонней помощи членам семьи, занятым уходом за престарелыми людьми и инвалидами;

оказание услуг по социальной реабилитации и коррекции семей, находящихся  в трудной жизненной ситуации с целью уменьшения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, снижения уровня подростковых правонарушений в среднесрочной перспективе не менее чем на 15%, сокращения социального сиротства не менее чем на 30%;

принятие превентивных мер по профилактике социального неблагополучия среди  различных групп населения;

улучшение качества окружающей среды  и экологических условий жизни человека;

снижение уровня преступности и коррупции;

обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности  трудовых ресурсов.

 

Ожидаемые результаты

 

На территории Приволжского федерального округа будет создана социальная инфраструктура, обеспечивающая условия жизни населения на уровне наиболее развитых российских регионов и, в первую очередь, в области здравоохранения, образования, культуры и обеспечения доступным жильем населения округа.

Население округа должно быть обеспечено конкурентоспособными рабочими местами, качественным медицинским обслуживанием, возможностью получения образования и доступного комфортного жилья.

5.1.1. Улучшение  демографического положения

 

Общая характеристика

 

Последовательная реализация комплекса  мер демографической политики оказывает положительное влияние на динамику демографических процессов.  
В 2009 году в Приволжском федеральном округе, как и в целом по Российской Федерации, родилось детей на 19,0% больше, чем в 2006 году (2009 год –  
364,3 тыс. детей, 2006 год – 306, 2 тыс. детей). Коэффициент рождаемости вырос на 19,8% с 10,1 на 1000 человек населения в 2006 году до 12,1 на 1000 человек населения в 2009 году (в Российской Федерации рост коэффициента составил 19,2%, с 10,4 на 1000 человек населения в 2006 году  
до 12,4 в 2009 году).

Число умерших в Приволжском  федеральном округе снизилось на 7,0% – с 473,5 тыс. человек в 2006 году до 440,3 тыс. человек в 2009 году  
(в Российской Федерации снижение на 7,2%). Коэффициент смертности снизился на 6,4% с 15,6 на 1000 человек населения в 2006 году до 14,6  
на 1000 человек населения в 2009 году (в Российской Федерации снижение составило 6,6% , с 15,2 на 1000 человек населения в 2006 году до 14,2  
в 2009 году).

Основными причинами смерти населения  как в Российской Федерации, так и в Приволжском федеральном округе остаются болезни системы кровообращения (57% от общего числа умерших). Показатель смертности от болезней системы кровообращения в Приволжском федеральном округе снизился с 900,8 на 100 000 населения в 2006 году до 829,4 в 2009 году –  
на 8,0% (в Российской Федерации снижение аналогичного показателя на 7,4%, с 864,7 на 100000 человек населения в 2006 году до 801,0 в 2009 году).

В результате реализации мер демографической политики в 2009 году естественная убыль населения в Приволжском федеральном округе снизилась по сравнению с 2006 годом в 2,2 раза (2009 год – 76,0 тыс. человек, 2006 год – 167,4 тыс. человек); в Российской Федерации естественная убыль населения уменьшилась в 2,8 раза.

Как и в большинстве  развитых стран мира в Российской Федерации происходит процесс старения населения – увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Средний возраст населения ежегодно увеличивается, в тоже время на начало 2009 года средний возраст населения Приволжского федерального округа (38,9 лет) практически соответствовал среднему возрасту населения Российской Федерации (38,8 лет). В отдельных субъектах Приволжского федерального округа средний возраст населения превышал среднероссийский показатель (Республика Мордовия – 40,3 лет, Кировская область – 40,0 лет, Нижегородская область – 40,5 лет, Пензенская область – 40,9 лет, Самарская область – 39,4 лет, Саратовская область –  
39,8 лет, Ульяновская область – 40,0 лет).

Снижение численности населения Приволжского федерального округа  
за 2008 год составляло 83,7 тыс. человек, или 0,3%. Миграционный прирост (17,2 тыс.человек) на 17% компенсировал естественную убыль населения  
(100,9 тыс. человек).

В 2009 году темпы снижения численности населения Приволжского федерального округа снизились. Общая убыль за 2009 год составила  
48,4 тыс. человек, снижение численности на 0,2% (естественная убыль –  
76,0 тыс. человек, миграционный прирост – 27,6 тыс. человек). Миграционный прирост на 36,3% компенсировал естественную убыль населения.

В последующие годы продолжится  реализация долгосрочной государственной демографической программы, что позволит достигнуть цели демографической политики – стабилизации численности населения  
(за счет всех направлений демографического развития: снижения уровня смертности, повышения уровня рождаемости, регулирования миграции  
в соответствии с потребностями социально-демографического развития).

 

Основные направления  демографической политики

 

К приоритетным мерам демографической политики в регионах Приволжского федерального округа на период до 2020 г. относятся:

сокращение смертности от предотвратимых причин, развитие системы профилактики и ранней диагностики заболеваний  сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний;

разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения;

совершенствование функционирования системы здравоохранения;

усиление мер социальной поддержки  семей, внедрение, дополнительно к  общефедеральным, комплекса мер  противодействия бедности семей, имеющих  детей, и отдельных категориям семей, находящихся в зоне социального риска;

обеспечение потребностей семей в  услугах дошкольного, школьного  и внешкольного образования, повышение  доступности и качества их услуг;

содействие в создании среды  обитания, благоприятной для семей  
с детьми;

развитие рынка жилья и повышение доступности жилья, отвечающего потребностям семей, ускоренное развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей потребности населения в ведении здорового образа жизни;

содействие развитию гибких форм занятости  для женщин, имеющих детей;

привлечение мигрантов, прибывающих в регионы округа, на постоянное место жительства, содействие их адаптации и интеграции в принимающий социум;

содействие экономически обоснованному  привлечению временных трудовых мигрантов, упрощение процедур их найма;

Мероприятия по улучшению демографической ситуации должны включать в себя меры, предпринимаемые как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления в увязке с основными положениями, определенными  
в Концепции демографической политики Российской Федерации на период  
до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2010 г. № 1351.

 

Ожидаемые результаты

 

За счет реализации основных направлений  демографической политики планируется  улучшение демографической ситуации в Приволжском федеральном округе, в том числе рост численности населения, включая трудоспособное, повышение уровня рождаемости, продолжительности жизни,  
а также повышение привлекательности округа для внутренних мигрантов.

5.1.2. Развитие здравоохранения

 

Общая характеристика

 

Как и в целом по стране, в  Приволжском федеральном округе сокращается число больничных и  амбулаторно-поликлинических учреждений. На конец 2009 года число лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе Минздравсоцразвития России составило: больниц – 1070  
(в 2008 году – 1097), самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений – 301 (в 2008 году – 308), амбулаторно-поликлинических учреждений, входящих в состав больничных учреждений – 1779 (в 2008 году – 1798), диспансеров – 197 (в 2008 году – 204), самостоятельных стоматологических учреждений – 157 (в 2008 году – 166), станций (отделений) скорой медицинской помощи – 607 (в 2008 году – 612). Также сократилось число фельдшерско-акушерских пунктов – 11798 (в 2008 году – 11979). Число учреждений, имеющих дневные стационары в больничных учреждениях  
в 2009 году составило 781 (в 2008 году – 876), в амбулаторно-поликлинических учреждениях – 1189 (в 2008 году – 1332).

Мощность учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (число посещений в смену) в 2009 году составила 662985 (в 2008 году – 662545), мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (на 10 тыс. человек населения) в 2009 году составила 219,8 (в 2008 году – 219,4), среднее число посещений в амбулаторно-поликлинические учреждения – всего  
(на 1 жителя в год) в 2009 году составило 9,7 (в 2008 году – 9,7).

Обеспеченность населения врачами (на 10 тысяч человек) в Приволжском федеральном округе в 2009 году составило 41,5 (в 2008 году – 41,4), в целом  
по Российской Федерации в 2009 году – 44,1. Всего среднего медицинского персонала в Приволжском федеральном округе в 2009 году составило 301485  
(в 2008 году – 302660), в целом по Российской Федерации в 2009 году – 1335352. Обеспеченность населения средним медицинским персоналом  
(на 10 тысяч населения) в Приволжском федеральном округе в 2009 году составило 100,0 (в 2008 году – 100,4), в целом по Российской Федерации  
в 2009 году – 94,1.

Заболеваемость по основным нозологиям в Приволжском федеральном округе в 2009 году (на 100000 тысяч человек) составила: болезни системы кровообращения – 25667,1 (в 2008 году – 25097,5), в целом по Российской Федерации – 22477,2; травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействий внешних причин – 10228,0 (в 2008 году – 10521,1), в целом  
по Российской Федерации – 9188,1; заболеваемость злокачественными новообразованиями – 352,7 (в 2008 году – 338,9), в целом по Российской Федерации – 355,9; заболеваемость туберкулезом – 76,1 (в 2008 году – 76,7),  
в целом по Российской Федерации – 82,6; ВИЧ-инфекция – 43,3 (в 2008 году – 39,9), в целом по Российской Федерации – 43,9.

 

Основные направления  развития здравоохранения

 

Для улучшения ситуации с состоянием здоровья граждан должен быть обеспечен  качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.

Основной целью государственной  политики в области здравоохранения  на период до 2020 года на уровне Российской Федерации является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской,  
в том числе высокотехнологической  помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать проблемам заболеваний.

Для Приволжского федерального округа основными задачами в области  здравоохранения являются:

развитие медицинской и фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель развития;

создание межрегиональных медико-оздоровительных  центров;

повышение эффективности системы  организации медицинской помощи;

совершенствование службы скорой медицинской  помощи и развитие санитарной авиации;

развитие системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи;

профилактические направления  и оказание высокотехнологичной  медицинской помощи:

формирование здорового образа жизни у населения Приволжского федерального округа, предусматривающего осуществление мероприятий, направленных на сокращение потребления алкоголя и табака, снижение влияния иных вредных факторов на здоровье населения, в том числе трудоспособного возраста; пропаганду здорового образа жизни и мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье;

повышение доступности и эффективности  реабилитационных мероприятий и  совершенствование государственной  системы медико-социальной экспертизы для лиц с ограниченными возможностями;

проведение мероприятий, направленных на профилактику и совершенствование системы противодействия распространению  
ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С среди целевых (дифференцированных) групп населения, в т.ч. среди школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения;

подключение всех субъектов Приволжского федерального округа к единой информационной базе службы крови;

развитие оказания высокотехнологичной  медицинской помощи, внедрение современных  методов диагностики и лечения.

координация взаимодействия системы  здравоохранения с системой социальной защиты при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста; развитие паллиативной медицинской помощи: организация коек медицинского (сестринского) ухода на базе стационаров муниципальных учреждений здравоохранения;

создание в зоне с высокой  плотностью населения перинатальных  центров с последующим их оснащением;

поставка реанимобилей, оснащенных современным медицинским оборудованием  и аппаратурой для транспортировки  новорожденных с низкой массой тела;

укрепление материально-технической базы существующих учреждений материнства и детства;

организация системы выездных бригад врачей-педиатров, акушеров-гинекологов  с целью проведения углублённых  осмотров женщин и детей, выявления  хронических форм патологии, оказания детям и женщинам консультативной и лечебно-профилактической помощи;

организация и оснащение современным  компактным и мобильным диагностическим  оборудованием детских медицинских  учреждений  
и учреждений родовспоможения, что позволит увеличить эффективность  
их деятельности, а также прибывающих выездных бригад;

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года