Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа
Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной
торговой сети в развитии
1.2 Методические подходы к
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1 Социально-экономическая
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях товарного производства связь между производством и личным потреблением (индивидуальным и общественным) осуществляется через торговлю, которая, будучи опорной составляющей экономических отношений, во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению растущих разносторонних потребностей людей. Реализуя произведенную потребительную стоимость с учетом требований закона стоимости, она связывает производство с потреблением и согласно отведенным ей функциям поддерживает соотношение между спросом и предложением в соответствии с действующими экономическими законами.
Торговля, являясь самостоятельной отраслью национальной экономики, взаимодействует с другими отраслями народного хозяйства.
Закон стоимости предполагает эквивалентный обмен, в котором играют роль затраты труда на производство продукции и уровень производительности труда, формирующийся под влиянием научно-технического прогресса. Законы спроса и предложения, конкуренция непосредственно отражаются на уровне цен, соотношении денежных и товарных потоков, сбалансированности спроса и товарного предложения по объему, ассортименту и качеству. В этих условиях торговля выступает как звено, соединяющее производство и потребление, благодаря ей реализуется стоимость товаров, т.е. окупаются затраты на производство, и поддерживается непрерывность воспроизводства. Она обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке, оказывает влияние на производство и потребление, а также на объемы, ассортимент и качество товаров с учетом спроса населения.
Торговля воздействует на производство посредством:
• предоставления товаропроизводителям долгосрочных заказов на производство и поставку товаров;
• составления оперативных заявок на поставку товаров;
• участия в оптовых ярмарках, выставках-продажах;
• осуществляя контроль за качеством товаров и торговых услуг;
• предъявляя штрафные санкции при нарушении договоров поставки товаров;
• участвуя в формировании доходов
государственного бюджета, поскольку
запланированные в бюджете
Около 90% всех поступлений наличных денег в кассы коммерческих банков составляет торговая выручка от продажи товаров конечному потребителю и от оказания услуг, что подтверждает тесную связь торговли с денежным обращением.
Товарно-региональный обмен, вызванный общественным разделением труда, неравномерным размещением производства и его специализацией, различиями в сырьевых и природно-климатических условиях, осуществляется посредством торговли. Обмен товарами позволяет регионам расширять и развивать производство, не ограничиваясь рамками местных рынков сбыта. Формой осуществления регионального товарного обмена является оптовая торговля, масштабы которой характеризуются объемами оптового товарооборота, количеством организаций. Благодаря оптовой торговле продукция одних отраслей народного хозяйства поступает в другие.
Как важный фактор социального развития
общества торговля примерно на 80% обеспечивает
удовлетворение потребностей населения
в товарах народного
Развитие торговли зависит от общей
экономической ситуации в стране:
состояния промышленного и
При этом если по материальным, социально-историческим, психологическим параметрам экономика страны объективно «созрела» для нововведений, но инерционность становится помехой в преобразовании ее составляющих, включая торговлю.
В отечественной торговле, лучше других отраслей приспособленной к рыночной экономике, за последние годы произошла существенная структурная перестройка: была проведена демонополизация отрасли, многие организации получили самостоятельность, появилось около 200 тыс. предпринимателей, занимающихся торговой и посреднической деятельностью, что способствует созданию конкурентной среды на потребительском рынке.
По состоянию на 1 января 2009 г. в Республике Беларусь было приватизировано и реформировано 11,4 тыс. предприятий и организаций, из них более двух тысяч - в отрасли торговли, 0,4 тыс. - в сфере общественного питания. В 2009 г. в стране работало 35,1 тыс. частных торговых организаций и предприятий (в том числе предприятий потребительской кооперации и иностранных), что составило 85,6% всех предприятий розничной торговли. По мере дальнейшего реформирования экономики и углубления рыночных преобразований роль торговли и общественного питания будет возрастать.
В стоимости реализованных
Замедление реализации товаров населению удлиняет процесс воспроизводства и в конечном счете снижает его эффективность. Затягивание оборачиваемости и скопление товарных запасов в торговле свыше оптимальных размеров не только замораживает средства, вложенные в товар, но и вызывает дополнительные расходы на обеспечение его сохранности. Средства отвлекаются из общественного оборота и не могут использоваться для дальнейшего расширения производства. Следовательно, торговля обеспечивает непрерывность и эффективность расширенного воспроизводства, определяет его ритмичность.
В торговой отрасли сосредоточены значительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Нерациональные расходы, связанные с реализацией произведенного общественного продукта, непосредственно отражаются на эффективности всего общественного производства, поскольку они покрываются за счет чистого дохода и являются вычетом из него. Чем больше средств расходует общество на доведение товаров до потребителей, тем меньшая часть чистого дохода будет направлена на развитие производства товаров и выпуск продукции сельского хозяйства.
На интенсификацию торговли, повышение ее эффективности влияет множество факторов и условий: социальные, экономические, демографические, природно-климатические, политические, организационные и др. Среди них особую роль играют факторы внешней среды и внутриотраслевые.
Для выполнения своих функций торговля должна обладать обширной материально-технической базой, которая представляет собой совокупность средств и предметов труда, используемых для осуществления торгового процесса. Материально-техническая база торговли играет важную роль в повышении эффективности деятельности потребительской кооперации. Она способствует осуществлению не только производственных функций, но и функций, связанных с непосредственной реализацией товаров населению.
Потребительская кооперация располагает
широкой сетью розничных
Розничная торговая сеть является основной частью материально-технической базы торговли и выступает материальной основой удовлетворения потребностей всех социальных слоев населения, проживающих как в городах, так и в небольших населенных пунктах. Развитие и размещение розничной торговой сети потребкооперации осуществляется с учетом Постановления Совета Министров Республики Беларусь №724 от 30.05.2003 г. «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» и Методических указаний по составлению перспективных планов развития и размещения сети организация розничной торговли и общественного питания для административных районов.
Таким образом, тема дипломной работы является актуальной, так как позволяет более глубоко осветить вопросы повышения эффективности использования розничной торговой сети, его роль в развитии розничного товарооборота.
Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы
к анализу состояния и
- дать социально-экономическую
характеристику ОСП «
- провести анализ основных
- дать оценку состава и
- проанализировать расходы на
реализацию товаров ОСП «
- дать оценку состава и структур
- проанализировать динамику
- провести анализ эффективности
использования розничной
- разработать меры по повышению
эффективности использования
Объектом исследования дипломной
работы является розничная торговая
сеть ОСП «Горкоопторг» Буда-
Структура дипломной работы: введение, теоретическая глава, 2 практические, заключение, список использованных источников, приложения.
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной
торговой сети в развитии
Розничная торговля завершает процесс товарного обращения; посредством которого товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до конечных потребителей.
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли [30, с. 44].