Розничная торговая сеть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

 

3,434 * 4,7 = 16,140 млн. р.

 

16,140 * 100% / 493,3 = 3,3%.

 

Повышение эффективности использования  торговой площади способствовало увеличению розничного товарооборота на 30 млн. р. или на 6,1%.

 

0,288 * 104,9 = 30,211 млн. р.

 

30,211 * 100 / 493,3 = 6,1%.

 

Таким образом, прирост розничного товарооборота достигнут за счет интенсивных факторов использования  материально-технической базы ОСП  «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо.

 

ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо - это добровольное объединение  граждан, проживающих на территории Буда-Кошелевского района, созданное  на основе объединения его членами  имущественных паевых взносов для  торговой, заготовительной и иной деятельности.

 

Основной целью создания ОСП  «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо  является удовлетворение материальных (имущественных), социальных и иных потребностей обслуживаемого населения  и работников организации.

 

Хозяйственная деятельность ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо характеризуется ростом основных показателей: в 2008 г. по сравнению с 2007 г. розничный товарооборот в действующих ценах увеличился на 30,9% или с 20657 до 27042 млн. р., в 2009 г. - увеличился на 0,3% и составил 27120 млн. р. В сопоставимых ценах в 2008 г. по сравнению с 2007 г. розничный товарооборот увеличился на 14,8% и составил 23721 млн. р., в 2009 г. - увеличился на 2,1% и составил 24214,3 млн. р. Среднесписочная численность работников ОСП «Горкоопторг» в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 13,4% или с 216 до 245 человек, в том числе торговый персонал увеличился на 34% или с 214 до 223 человек, в 2009 г. численность работников организации увеличилась на 1,2% и составила 248 человек. Фонд заработной платы работников ОСП «Горкоопторг» в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился на 35,2% и составил 1741,7 млн. р., в том числе фонд заработной платы торгового персонала увеличился на 34% или с 1110,7 до 1487,3 млн. р. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. фонд заработной платы увеличился на 2,1% и составил 1778,4 млн. р., в том числе фонд заработной платы торгового персонала увеличился на 8,5% и составил 1614 млн. р. Средняя заработная плата работника ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 19,2% или с 497 до 592,4 тыс. р., в 2009 г. данный показатель увеличился на 0,9% и составил 597,6 тыс. р. Средняя заработная плата торгового работника по ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо увеличилась на 28,5% и составила 555,8 тыс. р. в 2008 г., а в 2009 г. увеличилась на 8,5% и составила 603 тыс. р. Производительность труда 1 торгового работника в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 10,2% или с 96,5 до 106,4 млн. р. В 2009 г. данный показатель увеличился на 2,1% и составил 108,6 млн. р. на 1 торгового работника в год. Среднегодовая стоимость основных средств в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 25,7% или с 8080,5 до 10157 млн. р. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 14,6% и составила 11643 млн. р. Фондоотдача в 2008 г. по сравнению с 2007 г. снизилась на 9% или с 2,56 до 2,33 р. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. данный показатель снизился на 10,7% и составил 2,08 р. Фондоемкость розничного товарооборота в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 10,3% или с 0,39 до 0,43 р.

 

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ  СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО  РАЙПО

 

 

В Беларуси востребованы различные  форматы торговли, которые активно  развиваются в условиях кризиса:

 

- формат «Магазин у дома».  Учитывая большое количество  проектов в сфере жилищного  строительства, они будут иметь  стабильный покупательский поток;

 

- дискаунтеры;

 

- cash & carry. Формат cash & carry предполагает  продажу не только продуктовой группы, но и ряд групп, связанных с одеждой, бытовой техникой и другими позициями. Бич розничной торговли - недостаток приспособленных площадей.

 

В Беларуси кризис по степени влияния  на развитие розничных торговых сетей  будет «средний», но темпы развития розничной торговли все-таки замедлятся. Поэтому можно прогнозировать, что острой нехватки торговых площадей не произойдет. Поэтому необходимо разрабатывать и реализовать соответствующие стратегии для снижения рисков. И если снижается выручка от реализации, то необходимо, либо сократить торговые площади, либо вести переговоры с владельцами торговых площадей об уменьшении арендных ставок.

 

Другим направлением повышения  эффективности использования розничной  торговой сети является разработка и  использование программ лояльности покупателей, политики скидок, программ стимулирования покупателей - программ с аукционами, скидками, бонусами, дисконтными картами.

 

Такие традиционные и сильнодействующие  инструменты стимулирования покупательского  спроса нужно применять очень обдуманно, взвешивая все «за» и «против».

 

Важным фактором повышения эффективности  использования розничной торговой сети является формирование ассортимента магазина, соответствующего формату  определенного магазина. Если ассортимент  сети широкий, то обработка данных лучше производится по принципу от большего к меньшему, т.е. создаются отчеты по отделам или большим группам, затем переходят на подгруппы, виды, марки товаров. Отчеты по крупным блокам позволяют увидеть изменение спроса, появление новых тенденций, величину сезонных колебаний и т.д.

 

Одна из причин успешного магазина - своевременное обновление ассортимента. Этот обязательный фактор не всегда учитывается  торговыми организациями, особенно в сетевых магазинах обуви. Руководители предпочитают сложить нераспроданные коллекции до следующего сезона, а затем выставить этот товар под видом нового ассортимента. Выдавая за новый ранее предлагавшийся товар, магазин может навсегда потерять лояльность покупателя.

 

При формировании ассортимента часто не учитывают существование ряда товарных позиций, которые соответствуют концепции магазина, но в данной сети не представлены. Большую роль при этом играет культура персонала, формирующего будущий ассортимент сети.

 

Поэтому целесообразно разработать  принципы формирования ассортимента в каждом магазине торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо.

 

Общие принципы формирования ассортимента и ценовой политики торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо должны быть следующими:

 

1. Предоставление максимальных возможностей поставщикам использовать для продвижения товара потенциал торговой точки и сеть в целом.

 

2. Ввод нового ассортимента в  товарную базу на постоянной  основе по данным собственных  экспертных оценок тестового  периода, данных, предоставляемых поставщиком, маркетинговых и аналитических форм.

 

3. Двухэтапная ценовая политика  на новый товар. Проведение  рекламных акций по «раскрутке»  товаров.

 

Для каждой сети должны быть разработаны  свои принципы размещения и выкладки товаров. Подобные стандарты прописываются в «Книге торгового зала», где указываются:

 

графическая схема размещения оборудования в торговом зале. Обязательно описывается  каждая секция и количество полок  на стеллажах, количество подиумов, витрин, накопителей и т.д.;

 

- план размещения каждой секции, товарной группы на конкретном оборудовании. Для больших магазинов (супермаркетов и т.п.) указывают количество погонных метров под конкретный товар;

 

схемы и фотографии выкладки;

 

правила выкладки, способы представления  товара в товарной группе: по видам, маркам, обозначение их границ; расположение по цветовым пятнам; допустимое количество единиц в выкладке;

 

действия в случае временного отсутствия товара по каждой товарной группе;

 

-другая информация.

 

С целью облегчения работы по учету товара на торговых объектах внедряется автоматизация.

 

Ошибка многих компаний - отсутствие комплексной автоматизации. На каком-то этапе автоматизация только отдельных  процессов действительно сэкономит  денежные вложения, но рано или поздно встанет вопрос о переходе к общепринятым в мировой практике стандартам управления деятельностью фирмы.

 

Не все предлагаемые на рынке  программные средства автоматизации  приспособлены под специфику  той или иной отрасли. Поэтому  при выборе программ для автоматизации заказчику необходимо учесть этот факт, глубоко продумать и прописать все процессы ведения торговли и основные аспекты отрасли в соответствии с требованиями законодательства.

 

Для компании-автоматизатора оформляют  техническое задание, на которое  могут накладывать отпечаток следующие отраслевые особенности: законодательство, специфика учета и описания товара, комплектация и разукомплектация, объем номенклатуры (количество наименований и размеров), хранение информации по операциям в течение необходимого количества лет и т.д.

 

Необходимо использовать определенный подход к внедрению автоматизации  в розничной сети:

 

сначала формируют группу внедрения  проекта с обязательным включением в нее товароведов и сотрудников  отдела информационных технологий;

 

затем в одном магазине внедряют проект, отрабатывают его, исправляют ошибки, дорабатывают программное обеспечение и лишь, затем, приняв этот проект за типовой, внедряют его в торговую сеть;

 

обучают продавцов и других сотрудников (персонал проходит практику в том  магазине, где уже внедрена система);

 

разрабатывают дисциплинарные нормы  по обслуживанию техники и программного обеспечения.

 

Необходимо по-разному подходить  к вопросу размещения магазинов, либо только на собственных площадях, либо размещать розничные точки  на арендованных площадях. Некоторые торговые организации предпочитают комбинировать: и закупают, и арендуют недвижимость. Новые места для магазинов торговой сети необходимо подбирать очень осторожно. Из-за дефицита качественных торговых площадей не всегда заключаются выгодные для розницы сделки, арендодатели зачастую не соблюдают договорных обязательств, и не каждый объект способен обеспечить высокий покупательский трафик.

 

Подбирая помещении под магазин, следует не только учитывать доступность, заметность и наличие целевого покупателя, но и придерживаться введенных стандартов в своей сети, например, выбирать помещения только на первых этажах жилых зданий или торговых центров; здание должно располагаться на пересечении основных магистралей города и т.п. Перед окончательным выбором объекта необходимо проанализировать конъюнктуру рынка и спрос на товар в данном месте. Ввиду неодинаковой арендной платы за объекты сети (особенно непродовольственные) допускают стандартную ошибку - устанавливают разные цены на одни и те же номенклатурные позиции. Это неправильно, во-первых, с точки зрения позиционирования магазинов одной сети, во-вторых, затруднительно проводить рекламную кампанию (например, с публикацией о едином снижении цен на конкретные позиции), в-третьих, есть риск потери лояльных покупателей.

 

Невозможно всегда и везде открывать  стопроцентно успешные магазины. В  каких-то случаях можно просчитаться, например, с потоком посетителей. Если магазинов сети на локальном  рынке много, то необходимо учитывать  величину радиуса действия данного магазина, чтобы границы территориального охвата рядом стоящих магазинов не пересекались.

 

В сетевой розничной торговле сохраняется  проблема высокой текучести кадров.

 

Согласно опросам продавцов, работавших в сетевых компаниях (особенно в непродовольственной рознице), одной из причин их ухода было отсутствие ощущения своей причастности к структуре. Залог успеха при работе с продавцами - целенаправленная и системная работа по укреплению корпоративного духа.

 

В любом случае успех компании на розничном рынке определяется не столько скоростью расширения сети, сколько качеством сервиса и доверием покупателей.

 

Важно разработать критерии отбора поставщиков:

 

1. Качество поставляемого товара, репутация поставщика (бренд).

 

2. Широта и глубина ассортимента. Наиболее приемлемо заключить договор с поставщиком, у которого количество позиций в прайсе превосходит их конкурентов.

 

3. Гибкость ценовой политики (скидки). Обычно при всех равных прочих  оценках выбирают того поставщика, который предлагает самые низкие цены.

 

4. Оптимальное соотношение цены  и качества. Все закупаемые для  пополнения товарного запаса  продукты должны быть совместимы  с остальными товарами магазина  с точки зрения цены, качества  и внешнего вида.

 

5. Оказание поддержки: реклама,  дегустация товаров. Предлагаемые услуги являются важным условием при выборе источников снабжения, они необходимы для расширения продаж и повышения имиджа универсамов.

 

6. Выполнение договорных обязательств (надежность).

 

7. Скорость реагирования на заказ.

 

8. Стабильность поставок. Товар должен поступать постоянно и в достаточном количестве.

 

Таким образом, повышение эффективности  розничной торговой сети важная задача, которая стоит перед руководством торговой организации, которая достигается  путем использования всего набора методов организации торговли: выбор места размещения магазина, выбор формата, создание внешних и внутренних стандартов, формирования ассортимента, удобного размещения и выкладки товаров, применение политики скидки, программ лояльности для покупателей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В состав розничной торговой сети включаются магазины, палатки, ларьки и киоски, магазины на дому, автомагазины. В потребительской кооперации из общего количества выделяются магазины - заготовительные пункты, которые  наряду с продажей товаров осуществляют закупку сельскохозяйственной продукции и сырья у населения.

 

В качестве модернизации работы розничной  торговой сети можно рассматривать:

 

использование методов штрихового кодирования товаров;

 

внедрение количественно-суммового  учета в торговой сети;

 

централизацию закупочной деятельности;

 

концентрацию аппарата управления торговой сетью в едином центре;

 

сокращение бизнес-функций в  магазинах и передачу их менеджерам, работающим в центре;

 

оснащение точек продаж современными КСА;

 

внедрение информационной системы, адекватной задачам выбранной модели управления.

Информация о работе Розничная торговая сеть