Розничная торговая сеть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования дипломной работы - оценка состояния и эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в современных условиях.
В связи с этим задачами дипломной работы являются:
- раскрыть сущность розничной торговой сети;
- показать роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота;
- выявить методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
- дать социально-экономическую характеристику ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- провести анализ основных показателей деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- дать оценку состава и структуры кадров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;
- проанализировать расходы на реализацию товаров ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Роль и значение розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу состояния и эффективности использования розничной торговой сети
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ»
2.1 Социально-экономическая характеристика показателей зоны и объемов деятельности ОСП «Горкоопторг»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ОСП «ГОРКООПТОРГ» БУДА-КОШЕЛЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

 

1 Розничный товарооборот, млн. р. 

27042 

27120 

78 

100,3 

 

2 Расходы на реализацию, млн. р. 

4732 

4875 

143 

103,0 

 

3 Прибыль от реализации товаров,  млн. р. 

-71 

 

4 Ресурсы, всего, млн. р.

 

В том числе:

 

- основные средства 

15109,5

 

10157 

17241

 

11643 

2131,5

 

1486 

114,1

 

114,6 

 

- оборотные средства 

3423,5 

4018 

594,5 

117,4 

 

- расходы на оплату труда 

1529 

1580 

51 

103,3 

 

5 Прибыль, в % к показателям:

 

- розничному товарообороту 

0,022 

 

- совокупным ресурсам  

0,035 

 

- основным средствам  

0,052 

 

- оборотным средствам  

0,15 

 

- расходам на оплату труда  

0,38 

 

- расходам на реализацию  

0,12 

 

 

 

На основании данных таблицы 2.1.10 в 2008 г. хозяйственная деятельность ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо была нерентабельной. Рентабельность продаж в 2009 г. составила 0,022%. Рентабельность совокупных ресурсов - 0,035%. Фондорентабельность - 0,052%, рентабельность оборотных средств - 0,15%, рентабельность расходов на оплату труда - 0,38%, рентабельность расходов на реализацию - 0,12%. Таким образом, ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в 2009 г. получила прибыль от реализации продукции в размере 6 млн. р.

 

Оценка экономической эффективности  деятельности ОСП «Горкоопторг»  Буда-Кошелевского райпо за 2008 - 2009 гг. дана в таблице 2.1.11.

 

Таблица 2.1.11 - Экономическая эффективность деятельности ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо за 2008 - 2009 гг.

 

Показатели  

Годы 

Отклонение

 

(+,-) 

Темп роста, %  

 

2008 

2009 

2009 г. 

 

от 2008 г. 

2009 г. к

 

2008 г. 

 

Экономический эффект:

 

1 Розничный товарооборот, млн. р. 

27042 

27120 

78 

100,3 

 

2 Прибыль отчетного периода,  млн. р. 

67 

112 

45 

167,2 

 

Экономические ресурсы:

 

3 Все ресурсы

 

3.1 Основные средства, млн. р. 

15322,2

 

10157 

17439,4

 

11643 

2117,2

 

1486 

113,8

 

114,6 

 

3.2 Оборотные средства, млн. р. 

3423,5 

4018 

594,5 

117,4 

 

3.3 Трудовые ресурсы

 

- численность работников, чел.

 

-фонд заработной платы, млн.  р.  

245

 

1741,7 

248

 

1778,4 

3

 

36,7 

101,2

 

102,1 

 

Текущие затраты

 

4 Расходы на реализацию, млн.  р.  

4732 

4875 

143 

103,0 

 

Обобщающие показатели эффективности:

 

5 Прибыль отчетного периода,  в % к показателям:

 

- экономическому потенциалу  

0,44 

0,64 

0,2 

145,5 

 

- функционирующему капиталу  

0,49 

0,72 

0,23 

147 

 

- расходам на реализацию  

1,42 

2,3 

0,88 

162 

 

 

 

Прибыль отчетного периода в % к  экономическому потенциалу в 2009 г. по сравнению  с 2008 г. увеличилась на 0,2% и составил 0,64%. Этот показатель по отношению к  функционирующему капиталу увеличился на 0,23% и составил 0,72% в 2009 г. и 0,49% в 2008 г. Прибыль по отношению к расходам на реализацию увеличилась на 0,88% или с 1,42 до 2,3%.

 

Таким образом, если в 2008 г. организация  не получила прибыли от реализации продукции, то в 2009 г. положение ОСП  «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо  улучшилось за счет снижения затрат на реализацию продукции.

 

2.2 Оценка состава, структуры  и динамики розничной торговой  сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского  райпо

 

 

Рассмотрим состав и структуру  розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг»  Буда-Кошелевского райпо за 2008 - 2009 гг. на основании отчетов о розничной торговле за 2008 - 2009 гг. в таблице 2.2.1.

 

Таблица 2.2.1 - Состав и структура  розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг»  Буда-Кошелевского райпо за 2007 - 2009 гг.

 

Типы розничных торговых объектов 

Годы 

Отклонение (+,-) 

Темп изменения, %  

 

2008 

2009 

2009г. от 2008г. 

2009г. к 2008 г. 

 

кол-во 

торговая площадь, м2 

кол-во 

торговая площадь, м2 

кол-во 

торговая площадь, м2 

кол-во 

торговая площадь, м2 

 

Магазины, всего 

63 

6907 

62 

6506 

-1 

-401 

98,4 

94,2 

 

В том числе:

 

- продовольственные 

25 

2952 

25 

2662 

-290 

100 

90,2 

 

- непродовольственные 

43 

43 

 

- смешанные 

38 

3955 

36 

3801 

-2 

-154 

94,7 

96,1 

 

Палатки и ларьки 

1  

100 

 

Всего розничных торговых объектов 

64 

6907 

63 

6506 

-1 

-401 

98,4 

94,2 

 

Передвижная торговая сеть 

-4 

25 

 

 

 

Источник: собственная разработка

 

Розничная торговая сеть ОСП «Горкоопторг»  Буда-Кошелевского райпо на 01.01.2010 г. включает 62 торговых объекта, общая торговая площадь которых составила 6506 м2.

 

На основании данных таблицы 2.2.1 в 2009 г. по сравнению с 2008 г. количество торговых объектов уменьшилось на 1 единицу, а общая торговая площадь - на 401 м2. Количество продовольственных  магазинов не уменьшилось, их количество составляет 25 магазинов, с торговой площадью 2662 м2, но сократилась их торговая площадь на 290 м2. В тоже время появился 1 непродовольственный магазин с торговой площадью 43 м2. Смешанных магазинов стало на 2 магазина меньше (36 объекта), сократилась их торговая площадь на 154 м2 и составила 3801 м2. Количество палаток не изменилось - 1 единица. Уменьшилась передвижная торговая сеть, если в 2008 г. количество автолавок составляло - 5 единиц, то в 2009 г. - лишь 1. Таким образом, для розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо характерно сокращение количества торговых объектов и их торговой площади.

 

Рассмотрим развитие розничной  торговой сети ОСП «Горкоопторг»  Буда-Кошелевского райпо за 2008 - 2009 г. в таблице 2.2.2.

 

Таблица 2.2.2 - Развитие розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо за 2008 - 2009 гг.

 

Типы розничных торговых объектов 

Годы 

Отклонение (+,-) 

Темп изменения, %  

 

2008 

2009 

2009г. от 2008г. 

2009г. к 2008 г. 

 

кол-во 

торговая площадь, м2 

кол-во 

торговая площадь, м2 

кол-во 

торговая площадь, м2 

кол-во 

торговая площадь, м2 

 

Всего розничных торговых объектов 

64 

6907 

63 

6506 

-1 

-401 

98,4 

94,2 

 

В том числе:

 

- магазины 

63 

6907 

62 

6506 

-1 

-401 

98,4 

94,2 

 

- палатки и ларьки 

1  

100 

 

- магазины на дому 

 

- передвижная торговая сеть 

-4 

25 

 

Торговая площадь на 1000 жителей  

181,3  

173,9     

 

Средняя площадь 1 магазина, м2 

 

107,9  

103,3     

 

Доля магазинов, работающих:

 

- по методу самообслуж-я 

72  

85  

13    

 

- на непрерывной неделе 

15  

35  

20    

 

 

 

Данные таблицы 2.2.2 отражают отрицательные  сдвиги в развитии розничной торговой сети ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в 2009 г. Сократилась на 1 единицу стационарная торговая сеть, уменьшилось количество автолавок. В условиях наличия отдаленных малонаселенных пунктов сокращение развозной торговли не способствует улучшению качества обслуживания покупателей и сельского населения.

 

2.3 Анализ эффективности использования  розничной торговой сети ОСП  «Горкоопторг» Буда-Кошелевского  райпо

 

 

В рыночных условиях важное значение приобретает оценка экономической  эффективности организаций торговли в целом, отдельных сторон их деятельности, в том числе и эффективности использования розничной торговой сети.

 

Экономическая эффективность основных средств торговой сети потребительской  кооперации представляет собой экономическую  категорию, показывающую, с каким  размером прибыльности, доходности используются основные средства торговых организаций.

 

Эффективность является многогранной категорией и характеризуется системой обобщающих и частных показателей. Основными обобщающими показателями, характеризующими эффективность использования  основных средств, являются фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность, доходность, затратоемкость основных средств и интегральный показатель их использования.

 

Развитие этих показателей в  ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо характеризуется данными  таблицы 2.3.1.

 

Таблица 2.3.1 - Показатели экономической  эффективности использования основных средств ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо за 2008-2010 гг.

 

Показатели 

Годы 

Темп роста, %

 

или отклонение (+,-) 

 

2008 

2009 

2010 

2009 г. к 2008 г. 

2010 г. к 2009 г. 

 

Розничный товарооборот в действующих  ценах, млн. р. 

27042 

27120 

31315 

100,3 

115,5 

 

Доходы торговли, млн. р. 

4839 

4814 

5908 

99,5 

122,7 

 

Расходы торговли, млн. р. 

4918 

4875 

5969 

99,1 

122,4 

 

Прибыль отчетная, млн. р. 

67 

112 

123  

167,2 

109,8 

 

Среднегодовая стоимость основных средств, млн. р. 

10157 

11643 

15191 

114,6 

130,5 

 

Фондоотдача, р. 

2,662 

2,329 

2,061 

87,6 

88,4 

 

Фондоемкость, р. 

0,37 

0,43 

0,48 

116,2 

111,6 

 

Доходность основных средств, р. 

0,48 

0,41 

0,39 

85,4 

95,1 

 

Расходоемкость основных средств, р. 

0,48 

0,42 

0,39 

87,5 

92,8 

 

Рентабельность основных средств (убыток),% 

0,66 

0,96 

0,81 

+0,3 

-0,15 

 

Интегральный показатель эффективности  основных средств, р.      

 

 

 

Источник: собственная разработка

 

Как видно из таблицы 2.3.1, за 2008-2010 гг. в ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо наблюдался рост товарооборота.

 

Доходы торговой деятельности в 2010 году по сравнению с предшествующим возросли, причем темп их роста был  более высокий (122,7%), чем в 2009 г.(99,5%). Но доходность основных средств в 2010 г. не удалось увеличить и по сравнению с 2009 г. она снизилась на 5% или с 0,41 р. до 0,39 р.

 

В 2009 г. расходы на реализацию товаров  снизились на 0,9%, а в 2010 г. возросли по сравнению с предшествующим годом на 22,4% и составили 5969 млн. р. Более высокие темпы роста расходов в 2010 г. способствовали и высокой затратоемкости основных средств. В ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо затратоемкость основных средств в 2009 г. снизилась на 12,5%, в то время как в 2010 г. - только на 7,2%.

 

Фондоотдача основных средств снизилась, но в 2009 г. наблюдаются более высокие  темпы ее снижения (87,6%), чем в 2010 г. (88,4%). Снижение фондоотдачи до 2,06 не позволило снизить фондоемкость в ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо, но темпы ее роста в 2010 г. (111,6%) были ниже, чем в 2009 г. (116,2%).

 

Таким образом, преимущественный рост доходов и товарооборота по сравнению  с ростом расходов на реализацию способствовал  соблюдению в 2009 г. следующей цепочки: ?Д > ?Т > ?Р, т. е. -0,5 > 0,3 > -0,8. В 2010 г.: данное соотношение не выполняется, поскольку рост расходов превысил рост товарооборота: 22,7 > 15,5 > 22,4.

 

Такое изменение в развитии указанных  показателей в отчетном году по сравнению  с предшествующим годом не вывело ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо из убыточного состояния, но размер убытка значительно снизился. В 2010 г. сумма прибыли в отчетном году по отношению к предшествующему году увеличилась на 9,8% и составила 123 млн. р., а в 2009 г. прибыль отчетного периода увеличилась на 67,2%, что дало возможность уменьшить убыточность торговли товарами и более эффективно использовать основные средств в 2009 г. на 0,3%, а в 2010 г. менее эффективно, т.е. на 0,15% меньше.

 

Расчеты, проведенные по данным ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо и отраженные в таблице 2.3.1 свидетельствуют о том, что в отчетном году организация снизила свои показатели, что не позволило значительно улучшить свою деятельность, но дало возможность снизить убыточность реализации.

 

На показатели экономической эффективности  использования основных средств  оказывают влияние многие факторы: объективные и субъективные; зависимые  и независимые от деятельности работников торговли; внутренняя и внешняя среда  и т. д. Но на каждый из показателей оказывают влияние свои специфические факторы. Сгруппируем факторы, влияющие на фондоотдачу, по трем направлениям:

 

- I группа факторов позволяет  учесть влияние на уровень  фондоотдачи особенностей воспроизводства  основных средств, т. е. повышения или понижения стоимости торговой площади в связи с изменением индекса стоимости капитальных вложений, а также стоимости самих основных средств и изменения доли торгового оборудования в общей стоимости основных средств;

 

- II группа факторов позволяет  учитывать изменение фондоотдачи под влиянием происходящих изменений розничных цен на товары;

 

- III группа факторов учитывает  результаты деятельности организации  по повышению уровня использования  основных средств, степень экстенсивного  и интенсивного использования торгового оборудования, торговых площадей, транспортных средств и т. д.

 

Одним из важнейших факторов, влияющих на фондоотдачу, является изменение  размера товарооборота. Его рост при прочих неизменных условиях ведет  к повышению фондоотдачи, и, наоборот, снижение товарооборота уменьшает фондоотдачу.

 

В ОСП «Горкоопторг» Буда-Кошелевского райпо в 2009 г. совокупность всех факторов способствовала снижению фондоотдачи  в отчетном году по сравнению с  предшествующим на 0,33 р., или на 12,4%. В 2010 г. влияние факторов способствовало снижению фондоотдачи в отчетном году по сравнению с предшествующим на 11,6% или на 0,27 р.

 

Расчет влияние изменения объема розничного товарооборота на фондоотдачу, производится по формуле:

Информация о работе Розничная торговая сеть