Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое управление неразрывно связано с такими понятиями как стратегическое планирование, бизнес-планирование, маркетинг и маркетинговое планирование. При выборе и осуществлении стратегического плана фирмы все эти категории находятся в неразрывной связи. Разработка плана маркетинга в рамках реализации стратегического плана развития фирмы рассмотрена в данной работе. При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки хозяйственной политики и стратегии, которые позволят организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
1 Методология стратегического планирования………………………………...……5
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО «Изумрудное». Бизнес-диагностика……………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия………………………..………….14
2.1.1 Анализ структуры собственности…………………………………………14
2.1.2 Анализ рынка пива и безалкогольных напитков в России и Алтайском крае………………………………………………………………………………………...14
2.1.3 Продуктово-рыночная классификация……………………………………26
2.1.4 Анализ системы закупок на предприятии…………………………………27
2.1.5 Анализ производственного процесса…………………………...…………29
2.1.6 Оценка инвестиционных и инновационных возможностей предприятия………………………………………………………………….……………30
2.1.7 Характеристика персонала предприятия…………………………..………31
2.1.8 Анализ издержек………………………………………………………...…..34
2.1.9 Диагностика финансового состояния предприятия……………………....35
2.1.10 Оценка эффективности системы управления и структуры……………..36
2.2 Анализ отрасли и конкуренции……………………………………………..…38
2.2.1 Характеристика основных показателей отрасли………………………….38
2.2.2 Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….………40
2.2.3 Оценка привлекательности отрасли……………………………………….41
2.3 Диагностика внешней среды предприятия…………………………...……….42
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………..……45
2.4.1 Оценка конкурентной позиции предприятия SWOT-анализ…………..46
3 Формирование маркетинговой стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»…..50
3.1 Миссия и цели стратегии развития ОАО «Изумрудное»…………………….50
3.2 Выбор стратегии предприятия ОАО «Изумрудное»………………………….50
3.3 Основные факторы стратегии………………………………………………….52
3.4 Корпоративная стратегия развития ОАО «Изумрудное»…………………....52
3.5 Стратегия маркетинга ОАО «Изумрудное»…………………………………..54
Заключение…………………………………………………..………………………58
Список литературы…………………………………………………………………..59
.

Вложенные файлы: 1 файл

Karpova.doc

— 788.50 Кб (Скачать файл)

2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;

3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;

4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;

5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;

6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;

7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.

Каждый этап имеет свое специфическое содержание для конкретных предприятий. В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому подразделению варианты первоначальных показателей валовой и нераспределенной (чистой) прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения и, тем самым, создаются необходимые предпосылки для выработки общих целей стратегического планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели предприятия, его место на рынке, организационная структура управления, финансовые результаты и т.д.

Схема стратегического планирования, наиболее часто применяемая на отечественных предприятиях, имеет следующую структуру (рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема стратегического планирования на предприятии

 

Таким образом, основная задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Этими сферами являются положение предприятия на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность.

Выбор цели и стратегии предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров.

При стратегическом планировании предприятиями могут использоваться такие стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен, а также целевые стратегии: как маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная и т.д. На российских предприятиях широкое распространение получила стратегия выживания, на зарубежных – завоевание лидерства на рынке.

Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации.

Наиболее важными целями, достижение которых обеспечивает долгосрочные конкурентные преимущества предприятию,  являются:

  • расширение рынка продаж, максимизация прибыли;
  • обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности активов;
  • достижение внутренней гибкости и устойчивости в условиях нестабильных рынков;
  • создание и развитие инновационного потенциала;
  • повышение эффективности использования ресурсов предприятия и его производственных возможностей;
  • формирование эффективных мотивационных механизмов, интегрирующих интересы персонала, собственников (акционеров) и менеджмента в направлении реализации как текущих, так и долгосрочных интересов предприятия и ожиданий потребителей.

Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:

  1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий;
  2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия;
  3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри предприятия?

В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.

На уровне компании можно выделить следующие основные стратегии:

1. Поглощения.

2. Слияния.

3. Открытия филиала в стране или за рубежом.

4. Приобретение акций  других компаний.

5. Налаживание деловых  контактов в различных сферах  деятельности   с другими компаниями.

6. Вертикальная интеграция - приобретение смежных компаний (например, поставщиков, дилеров).

Из этих общих стратегий вытекают стратегии по отношению к конкретным рынкам  сбыта и выбор альтернативных стратегий, в этом случае осуществляется в соответствии с матрицей товарных рынков.

Целью разработки стратегии развития фирмы является выявление главных направлений дальнейшего ее функционирования на основе максимального использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала и с наиболее полным учетом влияния микро- и макросреды.

Основными задачами, решаемыми на этапе формулирования стратегии развития фирмы, являются:

• выявление перспективных и экономически наиболее эффективных видов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности;

• определение объема инвестиций и других ресурсов, необходимых  для реализаций выбранных направлений своей деятельности;

• оценка конечных производственных, экономических, финансовых, трудовых, социальных и экологических результатов;

• определение допустимого уровня риска.

Существует  следующая классификация стратегий:

  • деловая (снижение затрат, дифференциация продукции и сегментирование рынка, инновационная, сбытовая);
  • функциональная (продуктово-рыночная, ресурсная, производственная, финансовая, организационная, управления персоналом и мотивациями);
  • корпоративная.

Все больше повышаются требования к качеству решения задач стратегического планирования деятельности компаний, заставляя по новому взглянуть на основные проблемы их реализации.

Все проблемы постановки и решения задач стратегического планирования деятельности компаний могут быть разбиты на следующие группы:

  • концептуальные проблемы, связанные с выбором основной методологической базы, на которой будет строиться вся концепция стратегического планирования. Основу концептуальных проблем задач стратегического планирования составляет проблема выбора так  называемого уровня маркетинговой деятельности, в структуре которой и будет осуществляться поиск оптимальной стратегии развития компании;
  • системные проблемы,  связанные с необходимостью строгого соблюдения общесистемных методологических требований в алгоритмах решения задач стратегического планирования: проблемы системного описания объекта стратегического планирования, окружающей его рыночной среды, правил оценки и выбора наилучших альтернатив развития;
  • маркетинговые проблемы, связанные с повышением достоверности ключевой части задачи стратегического планирования — оценки реального положения дел на рынке товаров и услуг.

Следование концепции маркетинга реагирования привело в настоящее время к такому положению дел, особенно в сфере производства товаров народного потребления, вычислительной техники, автомобилей,  когда предлагаемые на рынок товары различных производителей почти ничем не отличаются друг от друга в своих качественных характеристиках, что крайне затрудняет постановку и решение задачи кардинального улучшения положения фирм, их производящих.

Отсюда  естественное стремление уйти на другую концептуальную основу задач стратегического планирования на базе предвосхищающего маркетинга и маркетинга, формирующего запросы. При этом  последний представляет собой самую заманчивую, но и самую рискованную концепцию выбора оптимальной стратегии.

Выбор той или иной концептуальной основы для задачи стратегического планирования деятельности компании  полностью определяет подходы к решению ее системных проблем, связанных прежде всего с системным описанием  объекта стратегического планирования.  Это объясняется тем, что согласно принципу цели все системное представление задачи стратегического планирования определяется целями, которые хотела бы  достичь компания. А она в структуре рассмотренных выше концепций может быть представлена в виде:

  • для маркетинга реагирования — желаемого  увеличения показателя конкурентосопособности;
  • для предвосхищающего маркетинга — величины дополнительно выявленной и удовлетворенной потребности;
  • для маркетинга, формирующего запросы, — типа нового товара и услуги и объема их производства.

Универсальный алгоритм решения задачи управления в общем случае включает в себя следующие этапы:

  • формирование цели управления;
  • выбор и классификация факторов, влияющих на достижение цели;
  • составление списка альтернатив управленческих решений в структуре управляемых факторов;
  • выделение подсистем системного описания, объединяющих в себе группы факторов, связанных единым смысловым содержанием;
  • выбор показателей эффективности работы как для всего объекта в целом, так и для его подсистем;
  • выбор моделей функционирования объекта управления и его подсистем, процедур оценки и выбора наилучших управленческих решений;
  • планирование эксперимента с системными моделями;
  • оценка альтернатив управленческих решений и выбор наилучшего;
  • внедрение выбранной стратегии.

В структуре задачи стратегического планирования вышеприведенный алгоритм позволяет, двигаясь от цели стратегического планирования, получить весь комплекс микрозадач стратегического  планирования — от задач реинжиниринга бизнес-процессов до задач управления персоналом. Каждая из них тесно связана с тем или иным существенным фактором, плановые изменения которого позволяют осуществлять кампании движения к поставленной цели наилучшим образом. Как показывает опыт решения подобных задач, в их числе чаще всего оказываются: цена товара или услуги, их качественные показатели, квалификация персонала, эффективность рекламных кампаний, ассортимент оказываемых услуг.

Большинство компаний, решающих в настоящее время  задачи стратегического планирования, выполняют этап формулировки цели и выбора факторов, влияющих на ее достижение, на базе данных, представляемых предварительными  маркетинговыми исследованиями,  имеющими цель оценки сегодняшнего положения компаний на рынке товаров и услуг. Отсюда становится очевидным, что низкое качество маркетингового исследования может оказать решающее влияние на весь результат задачи стратегического планирования, что заставляет особое внимание уделить проблеме повышения достоверности его результатов.

Теория стратегического планирования и управления  известна как современная концепция управления бизнесом в условиях динамичной и трудно прогнозируемой внешней среды. Опыт проведения курсов по антикризисному управлению показывает, что тематика, связанная с вопросами стратегического планирования и управления, воспринимается слушателями, среди которых бывают руководители предприятий, как практически не имеющая отношения к реальной практике управления. Исследования рынка консультационных услуг показывают, что спрос на разработку стратегии предприятия, на постановку системы стратегического планирования остаётся минимальным, хотя и несколько возрос в последнее время. Достаточно объективно, хотя и косвенно, о масштабах применения Теории можно судить, опираясь на результаты исследования, проведённого Российской Академией Маркетинга среди российских менеджеров. Только 24% компаний в России имеют отделы маркетинга, только 5% менеджеров считают необходимым проводить маркетинговые исследования и т.п. Даже если эти данные не очень точны, можно утверждать, что практическое применение Теории ещё менее значительно. Однако объективная потребность в практическом применении в России Теории стратегического планирования, с точки зрения специалистов по управлению, существует и будет возрастать. Пока ничего лучшего для обеспечения работы организации в нестабильных условиях внешней среды наукой не придумано.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии на примере предприятия ОАО «Изумрудное»