Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 15:58, контрольная работа
Цель дисциплины - дать студентам знания, необходимые для анализа рынка и выработки обоснованной стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- ознакомление со специальной терминологией и спецификой отраслевой экономики;
- формирование представлений о закономерностях развития отрасли в системе отраслей, составляющих экономику страны;
- обучение практическим приемам анализа отраслевого рынка;
- обеспечение комплексного, системного подхода при решении экономических и организационных проблем предприятия.
Предметом дисциплины является экономика отрасли индустрии гостеприимства.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
3. Объем дисциплины
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
4.Содержание курса
5.Темы практических и семинарских занятий
6. Задания для самостоятельной работы студентов
7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
8. Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения
9. Вопросы для подготовки к экзамену
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
10.1. Учебники, монографии, периодика
10.2. Нормативные документы
10.3. Статистические сборники
10.4. Интернет-ресурсы
10.5. Методическое обеспечение дисциплины
10.6. Информационное обеспечение дисциплин
11. Инновационные образовательные технологии,
используемые в преподавании дисциплины
12. Тесты
13. Задачи
14. Глоссарий
15. Ответы на вопросы тестов
Закон спроса. Эластичность спроса: по цене товара; по доходам потребителей. Перекрестная эластичность. Коэффициенты эластичности спроса.
Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Кривые безразличия. Предельная норма замещения благ. Равновесие потребителя при данных ценах и доходах. Реакция потребителя на изменение дохода и цен. Эффекты дохода и замещения.
Особенности формирования спроса на услуги предприятий отрасли.
Типология клиентов. Распределение населения по доходным группам. Потребительские предпочтения различных категорий клиентов.
Методы анализа спроса: анкетирование клиентов; опрос специалистов. Исследование жизненного цикла услуги. Прогнозирование спроса на предприятии.
Тема 9. Предложение услуг предприятиями отрасли.
Рыночное предложение. Факторы, влияющие на формирование предложения. Закон предложения. Эластичность предложения.
Основание модели рынка. Рыночная власть.
Мотивы деятельности производителя. Производственная функция. Постоянные и переменные факторы производства. Предельный продукт. Закон убывающей отдачи. Равновесие производителя и его реакция на изменение дохода и цен. Траектория развития фирмы и эффект масштаба.
Экономические издержки и их виды. Внутренние и внешние издержки. Явные и неявные издержки. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Закон возрастающих издержек. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Общий, средний и предельный доход. Закон убывающей доходности. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривые краткосрочного и долгосрочного предложения.
Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль. Источники экономической прибыли.
Риски в работе предприятий отрасли. Классификация рисков: предпринимательские; финансовые; коммерческие. Измерение рисков. Прогнозирование рисков. Меры по снижение рисков в отрасли.
Влияние особенностей отраслевой экономики на экономическое поведение предприятия отрасли. Подходы к планированию деятельности предприятия.
Тема 10. Формирование цен на услуги предприятий отрасли.
Понятие цены. Виды цен.
Зависимость ценообразования от типа рынка. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция. Диверсификация цен. Ценовое лидерство. Ценовая дискриминация.
Особенности ценообразования в общественном питании. Наценка общественного питания.
Особенности ценообразования в гостиничном бизнесе. Цена номера.
Особенности ценообразования в туризме. Комиссия туристского предприятия.
Стратегия и политика ценообразования предприятия. Методы установления цен на услуги.
Динамика цен (тарифов) в отрасли.
Тема 11. Конкуренция в отрасли.
Конкуренция как важнейший элемент рыночной системы.
Движущие силы конкуренции: предприятия-конкуренты в отрасли; услуги-заменители; потенциальные конкуренты; потребители услуг; поставщики ресурсов.
Типы рынков по уровню развития конкуренции. Характеристика рынка монополистической конкуренции.
Барьеры проникновения на рынок: причины, сущность, виды, последствия. Отраслевые барьеры входа и выхода, показатели входа-выхода.
Нестратегические барьеры: технологические, экономические, институциональные (административные). Стратегические барьеры: поведение предприятия; соглашения предприятий.
Типы отраслей в зависимости от характеристики барьеров
Понятие добросовестной и недобросовестной конкуренции.
Конкурентоспособность. Анализ конкурентоспособности предприятий отрасли. Конкурентная стратегия. Принципы поведения предприятия на конкурентном рынке.
Тема 12. Ресурсы отрасли.
Деятельность
предприятий отрасли как
Виды ресурсов предприятий отрасли: трудовые ресурсы; основные фонды и производственные мощности; инвестиции; сырьевые ресурсы; информационные ресурсы и др. Туристские ресурсы.
Особенности рынка ресурсов. Теория предельной производительности. Спрос на экономические ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукта. Стоимость предельного продукта. Предельная доходность ресурса и предельные издержки ресурсов. Ценовая эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы. Оптимальное соотношение ресурсов. Теория предельной производительности и распределение дохода.
Рынок труда в условиях совершенной конкуренции. Роль профсоюзов. Двухсторонняя монополия. Минимум заработной платы. Причины дифференциации заработной платы. Инвестиции в человеческий капитал.
Рынок
капитала. Временное предпочтение.
Дисконтирование и
Принципы поведения предприятия по отношению к поставщикам ресурсов.
Тема 13. Регулирование и стимулирование развития отрасли.
Регулирование деятельности отрасли: цели, формы, уровни, методы.
Государственное воздействие на экономику. Ограничение монополизма и развитие конкуренции. Приватизация. Государственная поддержка развития мелкого и среднего предпринимательства. Налоговая система. Система распределения и использования доходов бюджета. Социальная направленность государственного регулирования.
Государственное регулирование и стимулирование деятельности предприятий отрасли на федеральном и региональном (местном) уровнях.
Влияние процессов глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики. Место отрасли в концепции развития национальной экономики. Государственная отраслевая политика. Прогнозы развития отрасли. Национальные, региональные программы развития отрасли.
Основные нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий отрасли.
Регулирование деятельности предприятий отрасли на международном уровне. Международные соглашения и международные организации.
Регулирование деятельности предприятий отрасли на уровне отраслевых и профессиональных объединений. Отраслевые объединения и организации.
Раздел 1. Место и значение отрасли в экономике
Тема 1. Классификация предприятий отрасли (форма проведения - практическое занятие).
Практическое задание:
Выполните рисунок (на 1 листе формата А4), на котором в наглядной схематической форме будут отображены: отраслевой состав индустрии питания, гостеприимства и туризма, а также взаимосвязи и пересечения отраслей.
На занятии в группе студенты проводят презентацию своих рисунков. Посредством голосования (простым большинством) определяется автор наиболее содержательного и наглядного рисунка.
Контрольные вопросы:
Основная литература: (здесь и далее указан номер издания из списка литературы) 3, 4, 39, 40, 41.
Дополнительная
литература: 6, 18, 30, 36.
Раздел 2. Состояние и перспективы развития отрасли.
Тема 2. Показатели современного состояния отрасли (форма проведения – практическое занятие)
Практическое задание:
Используя офисные программы (MS Office Word и MS Office Excel) и данные статистических сборников, оформите аналитическую таблицу с основными показателями уровня и динамики развития отрасли. Сравните отраслевые показатели с показателями развития национальной экономики. Проиллюстрируйте результаты расчетов графиками. Сформулируйте письменно (на 1 листе формата А4) краткие выводы по результатам анализа с приложением таблиц и графиков.
На занятии в группе формируется перечень утверждений, относящийся к вопросам: современное состояние отрасли; перспективы развития отрасли. Проводится экспресс-опрос студентов об истинности того или иного утверждения (рейтинговая оценка). Выбираются по 5 утверждений, набравших наибольшие суммы оценок. Далее составляется текст «пресс-релиза», посвященного теме «Современное состояние и перспективы развития отрасли».
Контрольные вопросы:
Основная литература: 1, 3, 4, 39, 40, 41.
Дополнительная
литература: 9, 10, 17.
Тема 3. Перспективы развития отрасли (форма проведения – практическое занятие)
Практическое задание:
Разработайте план проведения исследования отраслевого рынка. Цель исследования – определение привлекательных сегментов клиентского рынка на ближайшие годы. Проанализируйте наличие доступных источников информации. Какие разделы и вопросы может содержать анкета социологического опроса клиентов предприятия отрасли.
На
занятии в группе формируются
две команды: «инвестор» и «предприятие
отрасли». Задача «инвестора» – оценить,
насколько целесообразны вложения имеющихся
средств в «предприятие отрасли», задача
«предприятия отрасли» - привлечь инвестиции,
необходимые для развития. Преподаватель
выполняет роль «арбитра», организуя «переговорный
процесс» и оценивая, насколько убедительны
«за» и «против» каждой стороны.
Контрольные вопросы:
Основная литература: 1, 3, 4, 39, 40, 41.
Дополнительная
литература: 9, 10, 12,17.
Раздел 3. Экономический механизм отрасли.
Тема 4. Спрос на услуги предприятий отрасли (форма проведения – семинар).
Вопросы к теме:
Основная литература: 1, 2, 3, 16.
Дополнительная литература: 5,17.
Тема 5. Предложение услуг предприятиями отрасли (форма проведения – семинар).
Вопросы к теме: