Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:24, шпаргалка
1 вопрос. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики -- одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
2 вопрос. На длительном пути становления методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста предосно-ву ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д...
Вопросы 1 - 50
1 вопрос
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики -- одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Выделившись из дошкольной педагогики,
методика формирования элементарных математических
представлений стала
Предметом МФЭМП является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.
К задачам, решаемым методикой относятся:
- научное обоснование
программных требований к
- определение содержания
фактического материала для
- совершенствование материала
по формированию
- разработка и внедрение
в практику эффективных
- разработка на научной
основе методических
- разработка содержания
подготовки
Общая задача методики -- исследование и разработка дидактических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук.
Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную теорию, и свои источники.
К последним относятся:
- научные исследования и публикации, в которых отражены
основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т. д.);
- программно-инструктивные
документы («Программа
- методическая литература
(статьи в специализированных
журналах, например в «Дошкольном
воспитании», пособия для
В настоящее время функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Ее основные элементы -- цель, содержание, методы, средства и формы организации работы -- которые взаимосвязаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Ведущим и определяющим среди элементов является цель, так как она социально детерминирована и носит объективный характер.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений -- это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель -- не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
2 вопрос
На длительном пути становления методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста предосно-ву ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д. В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности: природные, цветовые, пространственные и временные; количественные, изменения по форме, размеру, расположению, пропорциям.
В 1574-м году первопечатник
Иван Федоров в созданной им
печатной учебной книге — «
В XIII—XIX вв. вопросы
содержания и методов обучения
детей дошкольного возраста
Педагоги той эпохи
под влиянием требований
Чешский мыслитель-гуманист
и педагог Я. А. Коменский
(1592—1670) в программу по воспитанию
дошкольников «Материнская
И. Г. Песталоцци (1746—1827),
швейцарский педагог-демократ, указывал
на недостатки существующих в
то время методов обучения, в
основе которых лежит зубрежка,
и рекомендовал учить детей
счету конкретных предметов,
Передовые идеи в
обучении детей арифметике до
школы высказывал русский
Писатель и педагог
Л. Н. Толстой издал в 1872 году
«Азбуку», одна из частей которой
называлась «Счет». Критикуя существующие
методы обучения, Л. Н. Толстой
предлагал учить детей счету
«вперед» и «назад» в пределах
сотни и нумерации,
Методы развития у
детей представлений о числе
и форме нашли свое отражение
и дальнейшее развитие в
В этих классических
системах сенсорного
М. Монтессори, опираясь на идеи саморазвития и самообучения, признавала необходимым создание специальной среды для освоения чисел, форм, величин, а также письменной и устной нумерации. Она предлагала использовать для этого специальный материал: счетные ящики, связки цветных бус, нанизанных десятками, счеты, монеты и многое другое..
Обширно представлен в системе М. Монтессори раздел «Логика и счет»: изучение фигур, размеров, способов измерения, проекции, моделирования множеств. Наиболее интересны следующие пособия: «Фигуры из гвоздиков», «Математическое солнце», «Сложи узор», «Объедини множества».
Итак, передовые педагоги
прошлого, русские и зарубежные,
признавали роль и
3 вопрос
В годы Советской
власти методические пособия,
руководства, программа,
Блехер разработала программу обучения дошкольников начальным знаниям по математике. Первая в СССР программа и методические пособие для дошкольников по дошкольной математике. Она считала что дети должны воспринимать количество без счета и не подчеркивала отличие множества и отвлеченного числа.
Глаголева разработала методику в основе которого лежал монографический метод. В пособиях раскрыты методы приемы формирование представлений детей о числах величинах об их измерениях о делении целого на части. Он пропагандировала лабораторный метод обучения иллюстративный и наглядный. Игра рассматривалась как средство обучения на занятиях.
Тихеева считала что развитие математических представлений должно происходить в результате практических потребностей детей. Однако взрослые в д/саду воспитатели играют важную роль и несут ответственность за математическое развитие детей. Основной формой организации занятий яв-ся коллективная форма с применением индив-го подхода. Она теоретически определила объем знаний для дошкольного математического развития.
4 вопрос
Леушина А М (1898-1982) Занятия ею были определены как основная форма обучения детей математике в д саду. Были разработана программа содержание и методы работы с детьми 3,4.6 летнего возраста. Она раскрыла психолого-педагогические особенности восприятия математических представлений у детей раннего и дошк-го воз-та. Методическая концепция заключается в след-ем: 1.сначала следует дочисловой период об-я когда д-й учат выполнять различные операции над множествами и выявлять их отдельные элементы путем попарного сопоставления; 2.д-й учат счету сравнивая 2 группы предметов и дети знак-ся с рез-том счета как с хар-кой численности конкретной группы предметов; 3.устан-ся послед-ть чисел и отношения между ними. В 60-70-е гг. ею были разработаны содержание и методы формирования у детей простр-х и временных представлений об-я и измерению величины объектов.
5 вопрос
6вопрос
В современных исследованиях психологов и педагогов (В. В. Давыдов, В. В. Данилова, А. Я. Савченко, Л. А. Парамонова, Н. И. Непомнящая, Г. А. Корнеева и др.) все больше подчеркивается необходимость обучать детей обобщенным приемам и способам деятельности.
Таким образом, на протяжении последних лет методика пополнилась теоретическими исследованиями в разных конкретных направлениях, что значительно повысило общеразвивающий эффект обучения. Однако в теории и практике дошкольного воспитания есть еще ряд нерешенных проблем.
Одной из актуальных проблем
методики формирования элементарных математических
представлений является проблема преемственности
в работе детского сада и школы, а
в связи с этим дальнейшая разработка
эффективных методов и приемов
обучения. Изучение математики в начальной
школе предусматривает
До сих пор в методике обучения математике в детском саду нет четких показателей математического развития дошкольников. Государственные стандарты требуют конкретной экспериментальной проверки. Часто уровень математического развития ребенка определяют, исходя только из объема (суммы) отдельных знаний, тогда как развитие обеспечивается системой и качеством этих знаний. В связи с этим очень остро стоит проблема разработки принципов отбора и систематизации математических знаний на основании государственных стандартов, индивидуализации и дифференциации обучения. Решение этих проблем позволит достичь наиболее высокого уровня математического развития.
Информация о работе Теория и методика развития математики детей