Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций
В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ с материальным потоком они подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки – не изменяются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельности. Переменные издержки – изменяются пропорционально изменению объема деятельности.
В зависимости от отнесения к тем или иным процесса различают прямые и косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки – расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.
Косвенные издержки (непрямые) – не связаны непосредственно с объектом затрат. Например, объект затрат - грузовой автомобиль. Прямые издержки – зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т.п. Косвенные – содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы всей компании.
В зависимости от восприимчивости
к управленческому влиянию
Нерегулируемые издержки – издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки регулируются на уровне компании в целом.
В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяют на транспортные, издержки хранения и т.п. При этом основными видами издержек, которыми можно хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции.
Коммерческая логистика
Коммерция – представляет
собой процесс организационно-
Экономическая категория «коммерция» - понятие более широкое, чем торговля, и включает в себя торговлю как подсистему более широкой социально-экономической системы.
Торговля сводится к
совокупности операций купли-продажи,
в то время как коммерцию можно
представить как искусство
Коммерция имеет следующие составляющие:
К функциям коммерции относят:
1. Распределение ТМЦ
2. Организацию товарного обмена;
3. Регулирование спроса и предложения на рынке товаров и услуг;
4. Изучение конъюнктуры рынка и активное формирование спроса на товары и услуги;
5. Поддержку предпринимательства и др.
Под коммерческой логистикой понимается прежде всего организация всей совокупности организационных и экономических потоковых процессов, связанных с извлечением прибыли в сфере обращения. Логистическая концепция коммерции подразумевает интерпретацию изменяющихся объектов рынка в виде потоков сырья, материалов, товаров, финансов, информации и т.п. и управление этими потоками, исходя из поставленных целей. Торговая логистика является частью логистики коммерческой.
Все разнообразие логиситческих систем в торговой сфере может быть сведено к трем основным типам, различающимся по структуре взаимоотношений субъектов:
- вертикальные
- горизонтальные
- многоканальные (сетевые)
Критерием выбора типа логистической системы в торговой сфере является такая организация деятельности, при которой производитель, оптовик и розничный торговец ведут себя как объединенная система и конфликты интересов сокращаются до минимума. Общей тенденцией системы распределения продукции в современных условиях является формирование вертикальной логистической системы, которая предполагает тесную интеграцию участников, образующих единую логистическую систему, в отличие от других структур, где каждый участник логистической цепи выступает как отдельное независимое предприятие, стремящееся максимизировать собственную прибыль даже в ущерб общей прибыльности канала в целом.
Конкурентное преимущество, или конкурентоспособность, фирмы понимается как сравнительное преимуществу, которым обладает данная фирма по отношению к другим фирмам, являющимся конкурентами на рынке товаров и услуг. использование логистики позволяет фирме получить следующие конкурентные преимущества:
Для реализации идей, коммерческих проектов предприятие часто вынуждено обратиться на внешний рынок.
Одним из основных информационных источников являются материалы, подготовленные Министерством внешнеэкономических связей и торговли РФ, которые разбиты на четыре группы:
Пользование фондами для получения информационных материалов состоит из следующих компонентов:
Посредством информации сборника «Фонды ВЭИ» субъект ВЭД находит необходимого партнера, при желании собирает о нем дополнительную информацию, налаживает первичную связь.
Предприятие также может использовать иную доступную информацию (реклама, каналы собственных связей) для поиска партнеров и необходимой продукции.
После установления связи с интересующим зарубежным партнером и получена предварительная информация о нем и о его товарах (услугах), предприятие договаривается о переговорах и организует командировку за границу своего представителя(ей). Ими могут быть:
- специалисты отдела сбыта-снабжения (логистики);
- менеджеры по продажам или закупкам (в зависимости от вида операций);
- главный менеджер, директор (для сложной и капиталоемкой седелок);
- другие лица в зависимости от структуры управления на предприятии.
На практике, при заключении
контракта международной купли-
Типовой контракт представляет собой проект договора, содержащий все его условия. Затем на безе проекта обсуждается конкретная сделка; по согласованию сторон в него могут вноситься любые изменения и дополнения. Разработаны типовые договоры для различных категорий товаров – от товаров народного потребления до продукции промышленного назначения.
Применение типового контракта экономит время переговоров и позволяет более тщательно разработать условия такой сделки с учетом специфики товара, особенностей законодательств той или иной страны. При подготовке типовых контрактов часто используют так называемые пакеты стандартных решений – наборы различных вариантов статей, составленных с учетом специфики товара и особенностей работы с конкретной фирмой, которые могут варьироваться в ходе переговоров. Наибольшее распространение этот метод получил в торговле машинами и оборудованием.
При организации взаимодействия с зарубежными партнерами должны выполняться базисные условия поставки. Это такие, сложившиеся в мировой торговой практике основные разновидности условий поставки товаров в зависимости от увеличении/уменьшения обязанностей продавца. Данные условия, бывшие первоначально коммерческим обычаем, в настоящее время кодифицированы и закреплены в ИНТЕРМС-2000 – правилах толкования международных торговых терминов, принятых Международной торговой палатой.
Минимальные обязанности продавца по части транспорта – это поставка на условии EXW (франко-завод). Продавцу необходимо только подготовить товар к отгрузке: упаковать, затарить, замаркировать. Все заботы по предоставлению транспортного средства, погрузке на него, а также транспортировке лежат на покупателе (от места производства до мета потребления). Максимальные же заботы и обязанности по доставке товара до места назначения возлагаются на продавца при поставке на базисных условиях DDU (поставлено без оплаты пошлины) и DDP (поставлено с оплатой пошлины). Все остальные термины условий поставки товара предлагают деление обязанностей по транспортировке между продавцом и покупателем. При морских перевозках употребляются термины: FAS, FOB, CFR, CIF, DES, DEQ/
При любых видах транспорта используются термины CPT, CIP, DAF, FCA. Последний чаще применяется при использовании железнодорожного и воздушного транспорта, а также может быть использован вместо FOB при отгрузке товара, в случае если груз не переходит на борт классически способом через поручни судна.
При перевозках на условиях «ролл-он» или «ролл-офф», а также в контейнерах, когда момент перехода товара через поручни судна также не имеет практического значения, целесообразно вместо FOB применение также термина FCA, который означает, что продавца считают выполнившим свое обязательство по доставке товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза, с момента передачи в его распоряжение перевозчика в обусловленном пункте.
Таблица 1.
Значения сокращений и терминов
Термин |
Значение |
FAS |
Означает, что продавца считают выполнившим свое обязательство по доставке, когда товар размещен вдоль борта судна, на причале в согласованном пункте отгрузки, т.е. с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FAS на покупателя возлагается обязанность по очистке товаров от пошлин для его вывоза. Данный термин не следует применять когда покупатель прямо или косвенно не в состоянии обеспечить выполнение таможенных формальностей. |
FOB |
Означает, что продавца считают выполнившим свое обязательство по доставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки, т.е. с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. Он также должен произвести таможенную очистку. |
CFR |
Означает, что продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара, а также риск любого увеличения расходов, возникающих после пересечения товаром борта судна. Т.е. риск перекладывается с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. По |
CIF |
Означает, что продавец несет те же обязанности, что и по условиям CFR, однако, он должен обеспечить морское страхование от риска гибели или повреждения товара во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и выплачивает страховщику страховую премию. |
CPT |
Означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения. Риск гибели или повреждения товара, а также любого увеличения расходов, возникающих после передачи товара перевозчику, переходит с продавца на покупателя, когда товар передан в распоряжение перевозчика. В обязанности продавца входит осуществление таможенной очистки. |
CIP |
Означает, что продавец несет те же обязанности, что и согласно термину CPT, но с дополнением, что продавец должен обеспечить транспортное страхование от риска гибели или повреждения товара во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и выплачивает страховую премию. |
DAF |
Означает, что обязанности продавца по доставке товара считают выполненными, когда товар, очищенный от пошлин для вывоза, прибывает в указанный пункт или место на границе, однако до поступления товара на таможенную границу принимающей страны. Под термином «граница» понимают любую границу, включая границу страны экспортера. Поэтому в данном условии весьма важно точное определение границы путем указания на конкретный пункт или место. |
DES |
Означает, что продавца считают выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента предоставления не очищенного от таможенных пошлин товара при его передаче в распоряжение покупателя в согласованном порту назначения. Все расходы и риски по доставке товара в согласованный порт назначения несет продавец. |
DEQ |
Означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по доставке товара с момента представления очищенного от таможенных пошлин товара при ввозе товара в распоряжение покупателя на пристани (причале) в согласованном порту назначения. Все расходы и риски, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов, по доставке товара в согласованное место несет продавец. Данный термин нельзя применять, если продавец прямо или косвенно не в состоянии получить импортную лицензию. Если между сторонами будет согласованно, что таможенная очистка ввозимого товара и оплата связанных с этим пошлин возложены на покупателя, вместо слов «с оплатой пошлины» следует добавить «без оплаты пошлины». Аналогично указывается освобождение продавца от импортных налогов. |
DDU |
Означает, что продавца считают выполнившим свои обязанности с момента доставки товара в согласованный пункт в стране ввоза. Продавец должен нести расходы, связанные с доставкой ввозимого товара, и нести все риски, связанные с товаром (исключая уплату налогов, пошлин и иных официальных сборов, взимаемых при ввозе товара), а также все расходы и риски, обусловленные выполнением таможенных формальностей. При невыполнении покупателем обязанности по таможенной очистке товара при ввозе на него возлагают все дополнительные расходы и риски. |
DDP |
Означает, что продавца считают выполнившим свои обязанности с момента предоставления товара в согласованном пункте ввоза. Продавец несет все риски и расходы, связанные с ввозом товара, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при ввозе товаров. Данный термин предполагает максимальные обязанности продавца и его нельзя использовать, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии. |
Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"