Контрольная работа по "Математике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель - вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения

Содержание

Введение 3
1.Величина и её свойства. 4
1.1. Восприятие величины дошкольниками. 6
2. Требования к воспитателю по формированию у дошкольников
представлений о величине. 9
3.Возможности игры как средства развития представлений
о величине предметов у детей дошкольного возраста. 16
4.Формирование представлений о величине в разных возрастных
группах. 23
5. Конспект занятия 24
Вывод. 30
Список используемой литературы. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 64.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                        3                                                               

1.Величина  и её свойства.                                                                          4

1.1. Восприятие величины дошкольниками.                                              6

2. Требования к воспитателю по  формированию у дошкольников

 представлений о величине.                                                                        9

3.Возможности   игры как средства развития  представлений 

о величине предметов у детей дошкольного  возраста.                           16

4.Формирование  представлений о величине в  разных возрастных

 группах.                                                                                                    23

5. Конспект занятия                                                                                       24

Вывод.                                                                                                            30

Список используемой литературы.                                                             32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важность  обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с  шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель -   вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Основное  усилие и педагогов и родителей  должно быть направлено на то, чтобы  воспитать у дошкольника потребность  испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленных целей.

Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений  у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания  отношений между ними. Это оказывает  существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так  как связано с развитием способности  отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию  величины как математического понятия  и готовит к усвоению в школе  соответствующего раздела математики.

 

 

 

 

1.Величина и её свойства.

Отражение величины как пространственного  признака предмета связано с восприятием  – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание  и обследование объекта, раскрытие  его особенностей. Понятие “величина” в математике рассматривается как  основное. Возникло оно в глубокой древности и на протяжении истории  развития общества подвергалось ряду обобщений и конкретизаций.

Величина  предмета — это его относительная  характеристика, подчеркивающая протяженность  отдельных частей и определяющая его место среди однородных. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным и двигательным.

Характеристика  величины зависит также от расположения его в пространстве. Один и тот  же предмет может характеризоваться  то как высокий (низкий), то как длинный (короткий). Это зависит от того, в  горизонтальном или вертикальном положении  он находится.[14;152] 

Содержание понятия величины предмета складывается из нескольких компонентов:

  • Действительная величина предмета, независящая от расстояния, на котором находится данный предмет от воспринимающего.
  • Сравнительная величина предметов, расположенных на разных расстояниях от воспринимающего.
  • Сравнительная величина предметов, расположенных на одинаковом расстоянии от воспринимающего.

При определении величины предмета следует учитывать её свойства.

Основным свойством величины является сравнимость. [8;4-7]    

Благодаря сравнению можно прийти к пониманию  отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равно, которые определяют различные качества, в том числе  длину, ширину, высоту, объем и многие другие. Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. Мы часто  производим мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями размеров известных предметов. При этом размер воспринимаемого предмета сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов. Величина характеризуется также изменчивостью. Например, изменение длины данного стола изменяет лишь его размер, но не меняет его содержания и качества - стол остается столом. Третье свойство величины - относительность. Один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается. Сравнимость, изменчивость, относительность - эти основные свойства величины могут быть осмыслены дошкольниками в самой конкретной форме, в действиях с разнообразными предметами при выделении и сопоставлении их длины, ширины, высоты, объема. Воспринимая предмет, дети обычно ориентируются на его объем в целом (что определяется словами большой - маленький) или на соотношения отдельных протяженностей (длины, ширины, высоты). При этом преобладающая протяженность, имеющая для человека практическую значимость, служит основанием для определения размеров. В этом случае пользуются такими конкретными определениями величины, как высокий, низкий, длинный, толстый и т. д. («Ребенку нужен низкий стул», «Машины идут по широкой дороге», «Купили высокую елку» и т. п.). [4; 9 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.1. Восприятие величины дошкольниками

Восприятие величины происходит путем  установления сложных систем связей, как внутрианализаторных (между  мышечными и оптическими компонентами глаза), так и межанализаторных (между  осязательным и двигательным, двигательным и зрительным анализаторами). Отсюда следует, что маленькие дети, не обладая  достаточным опытом, нередко делают ложные заключения о величине предмета, так как судят о ней только по наличным изображениям на сетчатке.

Велика также роль слова в  процессе восприятия величины. Благодаря  слову, обозначающему величину, становится возможным выделение величины в  качестве самостоятельного признака предмета.

Проблема восприятия величины должна рассматриваться и как проблема мышления. Между чувствами и разумом  существует сложная диалектическая зависимость, которая находит конкретное проявление, например, в том, что  процесс восприятия величины (как  и других свойств) опосредуется мышлением  путем сравнения, анализа, использования  соответствующих понятий, суждений, умозаключений и т.д. Непременной  мыслительной операцией, обеспечивающей оценку величины предметов, является сравнение.

Таким образом, следует отметить, что  рассматриваемое понятие достаточно сложное для восприятия и осознания  дошкольниками.

Ребёнку необходимо усвоить, что величина является свойством предмета. Воспринимается это свойство различными анализаторами: зрительным, тактильным и двигательным. При этом чаще всего одновременно бывают задействованы несколько анализаторов: зрительно-двигательный, тактильно-двигательный, а также рече-двигательный, который включается на определённом этапе и так далее.

Восприятие величины зависит от расстояния, с которого предмет воспринимается. Чем дальше предмет от того, кто  его воспринимает, тем он кажется  меньшим. И наоборот, чем ближе  – тем кажется большим. Для  дошкольников характерно аконстантное восприятие величины, то есть дети, особенно младшие дошкольники, при определении размера не учитывают удалённость предметов.

Характеристика величины предмета зависит также от расположения его  в пространстве. Один и тот же предмет может характеризоваться  то, как высокий (низкий), то, как длинный (короткий). Это зависит от того, в  горизонтальном или вертикальном положении  он находится.

Таким образом, величина конкретного предмета характеризуется  такими особенностями, как сравнимость, изменчивость и относительность, которые  вызывают у дошкольников определённые сложности в понимании. [7;29]

Восприятие величины предметов  детьми дошкольного возраста отличается рядом особенностей. Складывающийся еще в раннем возрасте опыт чувственного различения величины очень долго  носит локальный характер: признак величины прочно закрепляется за конкретным предметом.

Для детей младшего и среднего дошкольного  возраста величина еще не является основным опознавательным признаком  и не имеет сигнального значения. Дети распознают признак величины лишь тогда, когда этот признак становится значимым для них, приобретает практическое значение.

Они легче воспринимают и сравнивают величину предмета, если этот признак контрастен.

Из-за отсутствия жизненного опыта  дошкольники слабо соотносят  величину одного предмета с величиной  другого.

Понятие величины предметов носит  у младших дошкольников глобальный, недифференцированный характер. Любой признак величины они определяют как большой или маленький. Дети дошкольного возраста с трудом усваивают относительный характер величины предмета – то, что один и тот же предмет может быть и большим, и маленьким в зависимости от того, с каким другим предметом сравнивается его величина.

Дошкольники с трудом познают трёхмерность величины. Для них надолго остается трудным различение в одном и том же предмете нескольких признаков величины.

У дошкольников слабо развита константность  восприятия – способность воспринимать величину предмета на разном расстоянии и в разном положении.

Выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета становится возможным  благодаря слову, обозначающему  величину. С помощью слова признак  величины отвлекается от предмета, а это позволяет детям выделять этот признак в любых предметах, при различном их положении. Усваивая названия величин в знакомой ситуации, ребёнок может употреблять их по отношению к новым предметам, которые он ранее не воспринимал. Обобщение в речи чувственного опыта  различения величин создаёт основу для формирования представлений  и понятий о величине предметов.

Поэтому, чтобы сформировать у детей полноценные представления  о величине предметов, необходимо выявить  содержание, наиболее оптимальные методы, а также педагогические условия  формирования и развития представлений  о величине предметов у младших  дошкольников. [12;182]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Требования к воспитателю по формированию у дошкольников представлений о величине.

Для образования  самых элементарных знаний о величине необходимо сформировать конкретные представления  о предметах и явлениях окружающего  мира. Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает складываться уже в раннем детстве в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно-тактильными  ощущениями от тех игрушек и предметов  различных размеров, которыми оперирует  малыш. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию константности  восприятия. 
Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером — важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте маленькими детьми производится практически путем наложения или приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки.

В условиях правильно организованного сенсорного воспитания и педагогического руководства  способность воспринимать величину предмета начинает формироваться в  раннем возрасте в процессе предметных действий. Но первичный опыт в умении различать величины долгое время  носит локальный характер.

Дошкольники прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который  им хорошо знаком: «Слон большой, а  мышка маленькая». Они с трудом овладевают относительностью оценки величины. Если поставить перед ребенком 4—5 игрушек, постепенно уменьшающихся  по размеру, например матрешки, и попросить  показать самую большую, то он сделает  это правильно. Если затем убрать ее и снова попросить указать  на большую игрушку, то дети 3—4 лет, как правило, отвечают: «Теперь нет  большой».

Маленький ребенок довольно часто в своих  играх вообще игнорирует признак  величины: старается уложить большую  куклу в маленькую кровать, посадить большого мишку на маленький стул и т. д.

Дети  трехлетнего возраста воспринимают величину предметов недифференцированно, т. е. ориентируются на о6ъем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Когда трехлетним  детям среди нескольких предметов надо найти самый высокий и самый длинный, они, как правило, останавливают свой выбор на самом большом.

Четырехлетние дети более дифференцированно подходят к выбору предметов по высоте, длине  или ширине, если эти признаки превосходит  другие измерения, малыши легко замечают это. У низких же предметов они  вообще не различают высоты. Большинство  детей этого возраста упорно утверждают, что в «кубике», высота которого 2, ширина 4, а длина 16 см, «нет высоты». Для них он имеет высоту только в вертикальном положении, т. е. когда  высота составляет 16 см и преобладает  над другими измерениями. В таком  положении «кубик» соответствует  привычному представлению о высоком  как «большом вверх».

Информация о работе Контрольная работа по "Математике"