Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:57, контрольная работа
Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель - вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения
Введение 3
1.Величина и её свойства. 4
1.1. Восприятие величины дошкольниками. 6
2. Требования к воспитателю по формированию у дошкольников
представлений о величине. 9
3.Возможности игры как средства развития представлений
о величине предметов у детей дошкольного возраста. 16
4.Формирование представлений о величине в разных возрастных
группах. 23
5. Конспект занятия 24
Вывод. 30
Список используемой литературы. 32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Величина
и её свойства.
1.1. Восприятие величины
2. Требования к воспитателю по формированию у дошкольников
представлений о величине.
3.Возможности игры как средства развития представлений
о величине
предметов у детей дошкольного
возраста.
4.Формирование представлений о величине в разных возрастных
группах.
5. Конспект занятия
Вывод.
Список используемой литературы.
Введение
Важность
обучения дошкольников началам математики
обусловлена целым рядом
Основное
усилие и педагогов и родителей
должно быть направлено на то, чтобы
воспитать у дошкольника
Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание
величины предметов положительно влияет
на умственное развитие ребенка, так
как связано с развитием
1.Величина и её свойства.
Отражение величины как пространственного
признака предмета связано с восприятием
– важнейшим сенсорным
Величина предмета — это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным и двигательным.
Характеристика
величины зависит также от расположения
его в пространстве. Один и тот
же предмет может
Содержание понятия величины пр
При определении величины предмета следует учитывать её свойства.
Основным свойством величины является сравнимость. [8;4-7]
Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равно, которые определяют различные качества, в том числе длину, ширину, высоту, объем и многие другие. Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. Мы часто производим мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями размеров известных предметов. При этом размер воспринимаемого предмета сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов. Величина характеризуется также изменчивостью. Например, изменение длины данного стола изменяет лишь его размер, но не меняет его содержания и качества - стол остается столом. Третье свойство величины - относительность. Один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается. Сравнимость, изменчивость, относительность - эти основные свойства величины могут быть осмыслены дошкольниками в самой конкретной форме, в действиях с разнообразными предметами при выделении и сопоставлении их длины, ширины, высоты, объема. Воспринимая предмет, дети обычно ориентируются на его объем в целом (что определяется словами большой - маленький) или на соотношения отдельных протяженностей (длины, ширины, высоты). При этом преобладающая протяженность, имеющая для человека практическую значимость, служит основанием для определения размеров. В этом случае пользуются такими конкретными определениями величины, как высокий, низкий, длинный, толстый и т. д. («Ребенку нужен низкий стул», «Машины идут по широкой дороге», «Купили высокую елку» и т. п.). [4; 9 ]
1.1. Восприятие величины дошкольниками
Восприятие величины происходит путем
установления сложных систем связей,
как внутрианализаторных (между
мышечными и оптическими
Велика также роль слова в процессе восприятия величины. Благодаря слову, обозначающему величину, становится возможным выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета.
Проблема восприятия величины должна рассматриваться и как проблема мышления. Между чувствами и разумом существует сложная диалектическая зависимость, которая находит конкретное проявление, например, в том, что процесс восприятия величины (как и других свойств) опосредуется мышлением путем сравнения, анализа, использования соответствующих понятий, суждений, умозаключений и т.д. Непременной мыслительной операцией, обеспечивающей оценку величины предметов, является сравнение.
Таким образом, следует отметить, что
рассматриваемое понятие
Ребёнку необходимо усвоить, что величина является свойством предмета. Воспринимается это свойство различными анализаторами: зрительным, тактильным и двигательным. При этом чаще всего одновременно бывают задействованы несколько анализаторов: зрительно-двигательный, тактильно-двигательный, а также рече-двигательный, который включается на определённом этапе и так далее.
Восприятие величины зависит от
расстояния, с которого предмет воспринимается.
Чем дальше предмет от того, кто
его воспринимает, тем он кажется
меньшим. И наоборот, чем ближе
– тем кажется большим. Для
дошкольников характерно аконстантное воспри
Характеристика величины предмета
зависит также от расположения его
в пространстве. Один и тот же
предмет может
Таким образом, величина конкретного предмета характеризуется такими особенностями, как сравнимость, изменчивость и относительность, которые вызывают у дошкольников определённые сложности в понимании. [7;29]
Восприятие величины предметов детьми дошкольного возраста отличается рядом особенностей. Складывающийся еще в раннем возрасте опыт чувственного различения величины очень долго носит локальный характер: признак величины прочно закрепляется за конкретным предметом.
Для детей младшего и среднего дошкольного
возраста величина еще не является
основным опознавательным признаком
и не имеет сигнального значения.
Дети распознают признак величины лишь
тогда, когда этот признак становится значимым дл
Они легче воспринимают и сравнивают величину предмета, если этот признак контрастен.
Из-за отсутствия жизненного опыта дошкольники слабо соотносят величину одного предмета с величиной другого.
Понятие величины предметов носит
у младших дошкольников глобаль
Дошкольники с трудом познают трёхмерность величины. Для них надолго остается трудным различение в одном и том же предмете нескольких признаков величины.
У дошкольников слабо развита константность восприятия – способность воспринимать величину предмета на разном расстоянии и в разном положении.
Выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета становится возможным благодаря слову, обозначающему величину. С помощью слова признак величины отвлекается от предмета, а это позволяет детям выделять этот признак в любых предметах, при различном их положении. Усваивая названия величин в знакомой ситуации, ребёнок может употреблять их по отношению к новым предметам, которые он ранее не воспринимал. Обобщение в речи чувственного опыта различения величин создаёт основу для формирования представлений и понятий о величине предметов.
2. Требования к воспитателю по формированию у дошкольников представлений о величине.
Для образования
самых элементарных знаний о величине
необходимо сформировать конкретные представления
о предметах и явлениях окружающего
мира. Чувственный опыт восприятия
и оценки величины начинает складываться
уже в раннем детстве в результате
установления связей между зрительными,
осязательными и двигательно-
Ориентировка детей в величине предметов
во многом определяется глазомером —
важнейшей сенсорной способностью. Развитие
глазомера непосредственно связано с
овладением специальными способами сравнения
предметов. Вначале сравнение предметов
по длине, ширине, высоте маленькими детьми
производится практически путем наложения
или приложения, а затем на основе измерения.
Глаз как бы обобщает практические действия
руки.
В условиях
правильно организованного
Дошкольники прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком: «Слон большой, а мышка маленькая». Они с трудом овладевают относительностью оценки величины. Если поставить перед ребенком 4—5 игрушек, постепенно уменьшающихся по размеру, например матрешки, и попросить показать самую большую, то он сделает это правильно. Если затем убрать ее и снова попросить указать на большую игрушку, то дети 3—4 лет, как правило, отвечают: «Теперь нет большой».
Маленький ребенок довольно часто в своих играх вообще игнорирует признак величины: старается уложить большую куклу в маленькую кровать, посадить большого мишку на маленький стул и т. д.
Дети трехлетнего возраста воспринимают величину предметов недифференцированно, т. е. ориентируются на о6ъем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Когда трехлетним детям среди нескольких предметов надо найти самый высокий и самый длинный, они, как правило, останавливают свой выбор на самом большом.
Четырехлетние
дети более дифференцированно