Рекомендации по совершенствованию эффективности управления в розничной сети магазинов «SELA»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение путей, средств и методов повышения эффективности управления в организации на примере корпорации «SELA».
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. изучить теоретические вопросы подбора персонала организации;
2. исследовать существующую систему подбора персонала в изучаемой организации и проанализировать состояние ее человеческих ресурсов для выявления проблемы в рамках изучаемой темы;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические вопросы подбора персонала организации 6
1.1 Понятие и сущность подбора персонала 6
1.2 Источники подбора персонала организации 15
1.3 Методика оценки качеств персонала 21
2. Массовый подбор персонала на примере розничной сети магазинов «SELA» 39
2.1 Краткая характеристика организации 39
2.2 Исследование существующей системы подбора персонала 44
2.3 Анализ состояния человеческих ресурсов 54
3. Рекомендации по совершенствованию эффективности управления в розничной сети магазинов «SELA» 63
3.1 Направления совершенствования 63
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию управления 69
Заключение 85
Список использованной литературы 87
Приложения 91

Вложенные файлы: 3 файла

Приложение 2_Анкета мотивации персонала.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2164_Д_SELA.doc

— 525.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 2.4. Численность персонала по возрастным категориям

 

Изучив предоставленные данные, можно сделать выводы о том, что  наибольший процент работников находится  в возрастном промежутке от 36 до 43 лет  включительно – 41 %, затем идут работники  в возрастном промежутке от 43 до 50 лет - 28 %, далее следуют работники среднего возраста от 29 до 36 лет – 24 %, и наконец, молодые работники от 22 до 29 лет – 7%.

Таблица 2.3

Данные о численности персонала  по полу

Пол

Количество, (чел.)

Доля, (%)

Женский

1364

70

Мужской

585

30

Итого:

1949

100


 

Рисунок 2.5. Численность персонала по полу в долевом соотношении

 

Данный рисунок показывает, что  преобладающее большинство на предприятии  – это женщины, что есть 1364 человек  от общего числа персонала, а это 70 %. Остальные 30 % - это мужская часть, то есть 584 человека.

В корпорации  «SELA» очень ценятся работники, которые служат компании достаточно долгое время, особенно специалисты и руководители. Как правило, для того чтобы собрать правильную рабочую команду, к старым работникам приставляют молодого специалиста, чтобы он набирался опыта. У молодого специалиста есть желание экспериментировать и внедрять, у старого же специалиста - опыт и знания. Таким образом, вместе они дополняют друг друга. Это было сказано к тому, что текучесть кадров на уровне руководителей и специалистов очень низка.

Однако при анализе ситуации с подбором персонал в розничной  сети магазинов «SELA» обнаружена проблема – текучесть кадров розницы, в частности, среди продавцов-консультантов и администраторов торгового зала. Так, на Рис.2.6 видно соотношение принятых и уволенных сотрудников за прошлый год в розничных магазинах «SELA».

 

Рис.2.6. Соотношение принятых и уволенных сотрудников за 2010 г.

в розничных  магазинах «SELA»

 

На Рис. 2.4 видно, что количество уволенных сотрудников превышает число принятых в течение года. По итогу за 2010 год число уволенных составляет 286 человек против 269 чел. принятых на работу.

Анализируя уровень заработной платы у продавцов-консультантов (оклад составляет 8 000 руб. + премия) и администраторов зала (7 500 руб. + премия), что в среднем составляет – у первых – 15 000 руб., у вторых – 18 000 руб., можно предположить, что основной причиной является маленькая зарплата.

Также наиболее характерными объективными причинами «внезапного» ухода людей, могут быть факторы, связанные не только с личностными особенностями увольняющихся сотрудников, но и со спецификой работы (например, тяжелый рабочий график 2/2 по 12 часов с двумя получасовыми перерывами)  и деятельностью организации, - так называемые организационные факторы.

Для этого было проведено анкетирование. В данном случае анкетирование дало возможность за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей, что особенно важно при  оперативном изучении общественного  мнения - выявить в какой степени работники удовлетворены условиями работы. Это позволило выявить причины, решив которые, мы сможем повысить уровень мотивированности персонала на предприятии.

В качестве основного  инструмента анкетирования была составлена анкета (опросный лист), т. е. список специальных и определенным образом сгруппированных вопросов. По содержанию и форме задаваемых вопросов анкета является закрытой (предусмотрены однозначные варианты ответов) (см. Приложение 2).

В процессе анкетирования  принимало 30 человек. Опрос проводился анонимно. В течение 5 рабочий дней анкеты были заполнены работниками магазинов «SELA».

В результате чего были полученные достаточно интересные факты (см. Таблица 2.4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4

Таблица результатов  проведенного анкетирования

 

№ п/п

В какой мере вы удовлетворены…

Сумма баллов по каждому фактору

Средний балл

1.

Размером заработка

98

4,9

2

Режимом работы

57

2,9

3.

Самостоятельностью в  работе

70

3,5

4.

Возможностью карьерного роста

78

3,9

5.

Отношениями с коллегами

96

4,8

6.

Санитарно-гигиеническими условиями

70

3,5

7.

Возможностью выполнять  творческие задания

76

3,8

8.

Уровнем технической  оснащенности

88

4,4

9.

Уровнем организации  труда

84

4,2

10.

Уровнем командной работы

82

4,1


 

 

Рис.2.7. Уровень удовлетворенности по каждому из факторов условий труда

 

 

 

 

В результате анализа полученных результатов  (таблица 2.4 и рисунок 2.7) было выявлено, что для многих работников самым значимым фактором, как показал эксперимент, является уровень заработной платы. Причем, в ходе дополнительного устного опроса оказалось, что некоторые не довольны не самим размером заработной платы, а именно частыми вычетами из заработной платы в связи с хищением товара их торгового зала. Это, в свою очередь, приводит к недовольству торгового персонала, в частности, продавцов-консультантов и администраторов зала и их частому увольнению.

 Далее остальные факторы  условий труда распределились  следующим образом.

Самостоятельность в работе имеет  довольно низкий балл 3,5. Сюда же относится  и возможность выполнять творческие задания – 3,8 балла. Возможно, это связано с тем, что работнику дают работу по прямому поручению, он не может самостоятельно принимать решения, и соответственно, подходить к этому с творческим мышлением.

Далее такие же низкие баллы имеют санитарно-гигиенические условия (3,5 балла), что менее релевантно для торгового персонала.

А вот высокие баллы имеют  хорошие отношения с коллегами  - 4,8 и уровнем технической оснащенности – 4, 4. Возможно, среди причин хищения  товара сотрудники магазинов «SELA» видят в недостаточной технической оснащенности, предотвращающей воровство из торгового зала. Чуть ниже балл – 4,2 имеет уровень организации труда.

Не менее важным фактором является и возможность карьерного роста  – 3,9 балла. Однако его позиция ниже, чем хорошая организация труда, что, скорее всего, связано с остротой проблемы  хищения и вычетами из заработной платы.

 

 

 

Таким образом, в данной главе была исследована система подбора  персонала и установлено реальное положение дел на предприятии. Методом устного и письменного опроса выявлена проблема текучести кадров розницы, установлена ее причина, а также исследованы основные мотивирующие факторы в работе торгового персонала магазинов «SELA», что в третьей главе поможет выделить основные направления совершенствования управления персоналом и разработать необходимые мероприятия  для улучшения работы с кадровым потенциалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рекомендации  по совершенствованию эффективности  управления в розничной сети  магазинов «SELA»

3.1 Направления совершенствования

 

Исследование системы подбора  персонала, проведенной во второй главе, позволила выявить ряд проблем, в частности, установила проблему текучести  торгового персонала. Методом устного  и письменного опроса позволили  выявить факторы, приведшие к текучести кадров розницы. К ним относятся:

- низкий уровень заработной  платы, связанный с  регулярными  вычетами из зарплаты из-за  хищения товара в торговых  залах;

- низкий уровень корпоративной  культуры. На фоне постоянных  хищений и соответственно, принятие административных мер пресечения, ухудшили взаимоотношения внутри коллектива, а для большинства опрошенных фактор отношения с коллегами стоит на втором месте после уровня заработной платы.

- мотивация, в том числе, возможность  карьерного роста в организации.

В связи с этим можно обозначить следующие направления совершенствования эффективности управления в розничной сети магазинов «SELA»:

- улучшение условий труда, в  частности, усиление мер как  технической оснащенности, так и  организационных мер по предотвращению хищений товара из торговых залов;

- улучшение корпоративной культуры;

- разработка мероприятий по  мотивации персонала, в том  числе, возможность карьерного  роста в организации.

Одно из самых острых и важных проблем, стоящих перед магазинами розничной сети «SELA» является улучшение условий труда, в частности, усиление мер как технической безопасности, так и организационных мер по предотвращению хищений товара из торговых залов.

Торговля по праву считается  одним из наиболее успешных и быстро развивающихся направлений. Инвестирование в безопасность – минимизация  потерь предприятия.

В современных условиях успешное развитие и продвижение бизнеса в сегменте торговли во многом зависит от системы  обеспечения его безопасности, выявления  и предотвращения внутренних и внешних угроз, сохранности товарно-материальных ценностей. Одним из существенных рисков в сфере оптово-розничной торговли, несомненно, являются хищения и кражи. В зависимости от типа супермаркета (продуктовый, промтоварный, бытовой техники и т.д.) убытки, причиненные хищениями, составляют в среднем от 10 процентов всех потерь, при этом в продуктовых супермаркетах эта цифра составляет около 30 процентов. В товарном выражении потери супермаркетов от хищений и краж составляют от 0,5 до 3 % товарооборота, однако, этот показатель не является объективным, поскольку собственники и управляющий персонал супермаркетов не разглашает информации относительно собственных потерь, ибо действует в условиях конкуренции. С целью минимизации затрат и возмещения ущерба, причиненного хищениями, управляющему персоналу супермаркетов приходится не только увеличивать товарооборот, но зачастую и повышать цены, увеличивая тем самым норму прибыли, что ставит их в заведомо невыгодное положение перед конкурентами.

Вышеуказанное свидетельствует о необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности и предотвращению возможных потерь от хищений и краж и соответственно, увеличению инвестирования в охрану и безопасность. Последнее (инвестирование), расценивается некоторыми собственниками негативно и они идут по пути минимизации затрат на безопасность, однако проведя несложный анализ можно придти к выводу: инвестирование в безопасность – минимизация потерь торгующего предприятия.

По субъектному составу хищениями  делятся на следующие виды:

1)  Кражи, совершаемые покупателями, посетителями.

2)  Хищения, совершаемые непосредственно  персоналом.

3) Хищения, совершаемые в сговоре  между персоналом супермаркета  и покупателями, либо преступные  группы, организовавшиеся непосредственно  в супермаркете. (Состав групп может быть различный: кассир – покупатель, экспедитор – грузчик, охранник – продавец, бухгалтер – товаровед и т.д.).

Наиболее характерные способы  совершения хищений покупателями:

1.   Хищение с последующим  употреблением товара, например, продуктов питания, напитков непосредственно в самом супермаркете (торговом зале, подсобных, служебных или складских помещениях) и соответственно без дальнейшей оплаты товара.

2.  Хищение мелкого, малогабаритного  товара с припрятыванием в  собственной одежде или вещах, кража товара из магазина путем надевания на себя несколько пар одежды.

3.  Помещение покупателем мелкого  товара в упаковку из-под крупного  товара, в случае, когда в кассовой  зоне кассир не проверяет, что  находится внутри упаковки, а  лишь считывает штрих-код предоставленного товара, спрятанный товар похищается покупателем без оплаты.

4.  Подмена товара покупателем,  когда последний переклеивает  с дешевого товара, находящегося  в ассортименте на более дорогой  штрих-код и таким образом совершает хищение более дорогого товара.

5. Кражи из торгового зала, когда  товар похищается с последующим  выносом минуя кассовую зону  через смежные, складские помещения  пр.

Следует отметить, что вышеуказанные  виды хищения характерны как для  покупателей так и для персонала супермаркета.

Хищения, совершаемые персоналом супермаркетов:

1. Хищения, совершаемые в ходе  транспортировки товара или его  приемки на склад. Данный вид  хищения может быть совершен  водителем, экспедитором, когда при  выполнении разгрузки обнаруживается недостача товара согласно приходно-расходных документов. Возможен также сговор складских работников, персонала, ответственного за приемку товара с водителем, экспедитором в случае, когда при разгрузке поставляемого в магазин товара производится незаконная загрузка якобы некачественного, неликвидного и др. товара, для возврата поставщику.

2.   Хищения, совершаемые в  ходе перемещения товара в  торговый зал либо на склад  в случае, когда товар признается  некачественным (возврат товара  на склад).

3.   Хищение, совершаемые персоналом непосредственно в торговом зале.

4.  Хищение денежных средств  кассирами. Характерным способом  совершения данного преступления  является то, что после оплаты  покупателем товара, последний не  всегда забирает кассовый чек.  В этом случае кассир осуществляет отмену чека и похищает наличные деньги. Возможно также хищение наличных денег в случае когда покупатель приобретает большое количество единиц товара, что дает возможность кассиру провести один и тот же товар дважды. Таким образом, покупатель оплачивает большую сумму. После ухода покупателя, кассир делает чек на отмену проведенных дважды позиций и похищает деньги.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1_Анкета_кандидата_Sela_Розница НОВАЯ.doc

— 201.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Рекомендации по совершенствованию эффективности управления в розничной сети магазинов «SELA»