Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:14, дипломная работа
Целью данной работы является изучение путей, средств и методов повышения эффективности управления в организации на примере корпорации «SELA».
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. изучить теоретические вопросы подбора персонала организации;
2. исследовать существующую систему подбора персонала в изучаемой организации и проанализировать состояние ее человеческих ресурсов для выявления проблемы в рамках изучаемой темы;
Введение 3
1. Теоретические вопросы подбора персонала организации 6
1.1 Понятие и сущность подбора персонала 6
1.2 Источники подбора персонала организации 15
1.3 Методика оценки качеств персонала 21
2. Массовый подбор персонала на примере розничной сети магазинов «SELA» 39
2.1 Краткая характеристика организации 39
2.2 Исследование существующей системы подбора персонала 44
2.3 Анализ состояния человеческих ресурсов 54
3. Рекомендации по совершенствованию эффективности управления в розничной сети магазинов «SELA» 63
3.1 Направления совершенствования 63
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию управления 69
Заключение 85
Список использованной литературы 87
Приложения 91
Рисунок 2.4. Численность персонала по возрастным категориям
Изучив предоставленные данные, можно сделать выводы о том, что наибольший процент работников находится в возрастном промежутке от 36 до 43 лет включительно – 41 %, затем идут работники в возрастном промежутке от 43 до 50 лет - 28 %, далее следуют работники среднего возраста от 29 до 36 лет – 24 %, и наконец, молодые работники от 22 до 29 лет – 7%.
Таблица 2.3
Данные о численности
Пол |
Количество, (чел.) |
Доля, (%) |
Женский |
1364 |
70 |
Мужской |
585 |
30 |
Итого: |
1949 |
100 |
Рисунок 2.5. Численность персонала по полу в долевом соотношении
Данный рисунок показывает, что преобладающее большинство на предприятии – это женщины, что есть 1364 человек от общего числа персонала, а это 70 %. Остальные 30 % - это мужская часть, то есть 584 человека.
В корпорации «SELA» очень ценятся работники, которые служат компании достаточно долгое время, особенно специалисты и руководители. Как правило, для того чтобы собрать правильную рабочую команду, к старым работникам приставляют молодого специалиста, чтобы он набирался опыта. У молодого специалиста есть желание экспериментировать и внедрять, у старого же специалиста - опыт и знания. Таким образом, вместе они дополняют друг друга. Это было сказано к тому, что текучесть кадров на уровне руководителей и специалистов очень низка.
Однако при анализе ситуации с подбором персонал в розничной сети магазинов «SELA» обнаружена проблема – текучесть кадров розницы, в частности, среди продавцов-консультантов и администраторов торгового зала. Так, на Рис.2.6 видно соотношение принятых и уволенных сотрудников за прошлый год в розничных магазинах «SELA».
Рис.2.6. Соотношение принятых и уволенных сотрудников за 2010 г.
в розничных магазинах «SELA»
На Рис. 2.4 видно, что количество уволенных сотрудников превышает число принятых в течение года. По итогу за 2010 год число уволенных составляет 286 человек против 269 чел. принятых на работу.
Анализируя уровень заработной
платы у продавцов-
Также наиболее характерными объективными причинами «внезапного» ухода людей, могут быть факторы, связанные не только с личностными особенностями увольняющихся сотрудников, но и со спецификой работы (например, тяжелый рабочий график 2/2 по 12 часов с двумя получасовыми перерывами) и деятельностью организации, - так называемые организационные факторы.
Для этого было проведено анкетирование. В данном случае анкетирование дало возможность за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей, что особенно важно при оперативном изучении общественного мнения - выявить в какой степени работники удовлетворены условиями работы. Это позволило выявить причины, решив которые, мы сможем повысить уровень мотивированности персонала на предприятии.
В качестве основного инструмента анкетирования была составлена анкета (опросный лист), т. е. список специальных и определенным образом сгруппированных вопросов. По содержанию и форме задаваемых вопросов анкета является закрытой (предусмотрены однозначные варианты ответов) (см. Приложение 2).
В процессе анкетирования принимало 30 человек. Опрос проводился анонимно. В течение 5 рабочий дней анкеты были заполнены работниками магазинов «SELA».
В результате чего были полученные достаточно интересные факты (см. Таблица 2.4)
Таблица 2.4
Таблица результатов проведенного анкетирования
№ п/п |
В какой мере вы удовлетворены… |
Сумма баллов по каждому фактору |
Средний балл |
1. |
Размером заработка |
98 |
4,9 |
2 |
Режимом работы |
57 |
2,9 |
3. |
Самостоятельностью в работе |
70 |
3,5 |
4. |
Возможностью карьерного роста |
78 |
3,9 |
5. |
Отношениями с коллегами |
96 |
4,8 |
6. |
Санитарно-гигиеническими условиями |
70 |
3,5 |
7. |
Возможностью выполнять творческие задания |
76 |
3,8 |
8. |
Уровнем технической оснащенности |
88 |
4,4 |
9. |
Уровнем организации труда |
84 |
4,2 |
10. |
Уровнем командной работы |
82 |
4,1 |
Рис.2.7. Уровень удовлетворенности по каждому из факторов условий труда
В результате анализа полученных результатов (таблица 2.4 и рисунок 2.7) было выявлено, что для многих работников самым значимым фактором, как показал эксперимент, является уровень заработной платы. Причем, в ходе дополнительного устного опроса оказалось, что некоторые не довольны не самим размером заработной платы, а именно частыми вычетами из заработной платы в связи с хищением товара их торгового зала. Это, в свою очередь, приводит к недовольству торгового персонала, в частности, продавцов-консультантов и администраторов зала и их частому увольнению.
Далее остальные факторы условий труда распределились следующим образом.
Самостоятельность в работе имеет довольно низкий балл 3,5. Сюда же относится и возможность выполнять творческие задания – 3,8 балла. Возможно, это связано с тем, что работнику дают работу по прямому поручению, он не может самостоятельно принимать решения, и соответственно, подходить к этому с творческим мышлением.
Далее такие же низкие баллы имеют санитарно-гигиенические условия (3,5 балла), что менее релевантно для торгового персонала.
А вот высокие баллы имеют
хорошие отношения с коллегами
- 4,8 и уровнем технической
Не менее важным фактором является и возможность карьерного роста – 3,9 балла. Однако его позиция ниже, чем хорошая организация труда, что, скорее всего, связано с остротой проблемы хищения и вычетами из заработной платы.
Таким образом, в данной главе была
исследована система подбора
персонала и установлено
Исследование системы подбора персонала, проведенной во второй главе, позволила выявить ряд проблем, в частности, установила проблему текучести торгового персонала. Методом устного и письменного опроса позволили выявить факторы, приведшие к текучести кадров розницы. К ним относятся:
- низкий уровень заработной
платы, связанный с
- низкий уровень корпоративной культуры. На фоне постоянных хищений и соответственно, принятие административных мер пресечения, ухудшили взаимоотношения внутри коллектива, а для большинства опрошенных фактор отношения с коллегами стоит на втором месте после уровня заработной платы.
- мотивация, в том числе,
В связи с этим можно обозначить следующие направления совершенствования эффективности управления в розничной сети магазинов «SELA»:
- улучшение условий труда, в
частности, усиление мер как
технической оснащенности, так и
организационных мер по предотв
- улучшение корпоративной
- разработка мероприятий по мотивации персонала, в том числе, возможность карьерного роста в организации.
Одно из самых острых и важных проблем, стоящих перед магазинами розничной сети «SELA» является улучшение условий труда, в частности, усиление мер как технической безопасности, так и организационных мер по предотвращению хищений товара из торговых залов.
Торговля по праву считается одним из наиболее успешных и быстро развивающихся направлений. Инвестирование в безопасность – минимизация потерь предприятия.
В современных условиях успешное развитие
и продвижение бизнеса в
Вышеуказанное свидетельствует о необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности и предотвращению возможных потерь от хищений и краж и соответственно, увеличению инвестирования в охрану и безопасность. Последнее (инвестирование), расценивается некоторыми собственниками негативно и они идут по пути минимизации затрат на безопасность, однако проведя несложный анализ можно придти к выводу: инвестирование в безопасность – минимизация потерь торгующего предприятия.
По субъектному составу
1) Кражи, совершаемые
2) Хищения, совершаемые
3) Хищения, совершаемые в
Наиболее характерные способы совершения хищений покупателями:
1. Хищение с последующим употреблением товара, например, продуктов питания, напитков непосредственно в самом супермаркете (торговом зале, подсобных, служебных или складских помещениях) и соответственно без дальнейшей оплаты товара.
2. Хищение мелкого,
3. Помещение покупателем мелкого
товара в упаковку из-под
4. Подмена товара покупателем,
когда последний переклеивает
с дешевого товара, находящегося
в ассортименте на более
5. Кражи из торгового зала, когда
товар похищается с
Следует отметить, что вышеуказанные виды хищения характерны как для покупателей так и для персонала супермаркета.
Хищения, совершаемые персоналом супермаркетов:
1. Хищения, совершаемые в ходе
транспортировки товара или
2. Хищения, совершаемые в ходе перемещения товара в торговый зал либо на склад в случае, когда товар признается некачественным (возврат товара на склад).
3. Хищение, совершаемые персоналом непосредственно в торговом зале.
4. Хищение денежных средств
кассирами. Характерным