Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:17, методичка
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения, и ее отсутствие в определенном законодательном акте, устанавливающем определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора. [6, с. 31-32]
Одной из существенных особенностей
сознательного целеполагания
Конструктивная функция цели проявляется, прежде всего, в том, что цель ― «мысленный образ, играющий в определенном отношении роль модели». В этом ― одно из гносеологических отличий ее от чисто познавательных отражений.
Постановка цели включает в себя элемент планирования, предвидения способов выполнения действий. Цель является проектом действия, определяющим характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Она выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.
В более сложных формах деятельности данная сторона цели получает значительное развитие и выделяется в особую систему понятий и представлений ― план или программу. Последние имеют общую гносеологическую природу. В них формируются конечные и промежуточные цели деятельности, и определяется стратегия их достижения.
Основное назначение планов и программ ― прагматическое: служить алгоритмом достижения целей. Если цель ― отражение предмета, существующего в виде возможности, то план представляет собою отражение превращения этой возможности в действительность действиями человека. Он является мысленным предвосхищением характера и способов деятельности, необходимой для осуществления цели. В плане определяются последовательность этапов реализации цели, необходимые средства и методы, срок действий. Критериями планирующей деятельности являются научная обоснованность планов, адекватность потребностям общественного развития, реальность и оптимальность.
Рассматривая конструктивную функцию цели, важно осветить категориальную структуру целеполагания, поскольку знание последней позволяет правильно оценить пути и средства реализации определенных целей.
Философскими категориями, непосредственно
выражающими структуру
Центральным звеном в структуре осмысленной, реализующей определенную цель деятельности человека является средство. Если в цели преобладает момент потенциального над актуальным, то в средствах, напротив, доминирует момент актуального над потенциальным. В философском плане средство выступает как единство вещественных компонентов, совокупности объективных факторов и видов деятельности, ведущих к достижению цели.
Важно отметить и другую особенность взаимоотношения цель ― средство: средство не отделено резкой границей от цели, в практике цель становится средством, средство до овладения им само служит целью. Отношение между потребностью, целью, средствами, предметом и результатом является частным случаем причинной связи, несущей в себе момент циклической зависимости.
В процессе деятельности цели испытывают определенные воздействия не только со стороны средств, но и со стороны результатов деятельности. Достижение результата накладывает отпечаток на вою деятельность, в том числе и на цели, уточняя и корректируя их, подобно средству. Между целью и результатом устанавливаются обратные связи, призванные обеспечить коррекцию деятельности, соответствие результата цели, а цели ― процессу достижения результата.
Имея в виду критерий достижения или недостижения поставленных целей, выделяют основные и побочные результаты, а среди последних предвиденные и непредвиденные. Достигнутый ранее результат выступает как основа для постановки новых целей деятельности, представляя собой единство возможного и действительного.
Таким образом, отмечается взаимная необходимость в отношении средств реализации, цели и результата деятельности. «Результат должен быть понят как продукт и функция деятельности, в конечном счете, дан функция средств реализации. Именно поэтому тезис «цель оправдывает средства», этическая порочность которого была показана Кантом, а логическая ― Гегелем, оказывается реально несостоятельным... К идеалу, к общей цели может приблизить лишь такая частная деятельность, которая всякий раз в некотором особенном воплощает всеобщность содержания этого идеала». Это еще раз подчеркиваем единство, взаимосвязь и взаимообусловленность категорий целеполагания, с одной стороны, и процессов целеобразования и целереализации ― с другой.
Общее движение мысли в ходе целеобразования идет от абстрактного к конкретному. «Абстрактной называется цель, не имеющая ярко выраженной практической направленности, представляющаяся в общих неконкретизированных чертах и, самое главное, средства реализации которой субъект или вовсе не представляет, или представляет нечетко. Конкретная цель ― это соответственно такая, содержание и средства реализации которой субъект представляет четко, а потому она и служит непосредственным побудительным мотивом к деятельности, имеет ярко выраженную практическую направленность». Постановка цели происходит на основе учета средств и способов их применения, т.е. цель выполняет функцию объединения и организации сложных деталей, принуждая каждую деталь служить конечной задаче.
Философы-марксисты отмечают две
взаимосвязанные характерные
Соответственно, чем более абстрактна
возможность, лежащая в основе цели,
тем больше подготовительной работы
требуется от человека для ее реализации.
Человек создает
Таким образом, анализ категориальной
структуры целеполагания
Таким образом, процесс целеполагания представляет собой достаточно сложное явление. Для его адекватной оценки разработан ряд ― показателей, определяющих уровень целесообразности человеческой деятельности:
Сказанное выше позволяет рассматривать цель в процессе практики как некоторую динамическую целостность, единство прагматического, гносеологического и аксиологического моментов.
Основные направления разработки проблемы целей обучения в педагогике
(Володарская, И.А. Проблема целей обучения в современной педагогике [текст] / И.А.Володарская, А.М Митина. – М., 1989. – С.12-29).
В последние годы значительно возросло число научных исследований по проблеме педагогических целей обучения. Основными направлениями анализа будут следующие:
На формирование целей оказывают влияние очень многие факторы, начиная от социальных и экономических основ жизни общества, принятого теоретического направления педагогической науки и кончая конкретными условиями функционирования учебного заведения и индивидуальными особенностями учащегося. Диапазон разграничения целей по степени конкретизации также весьма велик: от общих целей подготовки специалистов любого профиля до конкретных целей определенной специальности, учебного предмета, раздела, темы. Это затрудняет изучение вопроса и требует выработки четких уровней анализа целей образования. Необходимо различать три уровня рассмотрения данного вопроса: 1) социально-экономический; 2) научно-теоретический и 3) профессионально-практический. Эти уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены и в конечном счете определяются социально-экономической структурой общества. Кроме того, следует различать содержание целей образования и язык, способ их задания как отражение философских категорий содержания и формы. Детерминация содержания педагогических целей прослеживается на социально-экономическом и профессионально-практическом уровнях анализа; способы же их педагогической перекодировки, т.е. подходы к языку задания педагогических целей ― на научно-теоретическом, в рамках принятой психолого-педагогической концепции.
В большинстве работ советских исследователей цель определяется ожидаемый конкретный результат учебно-воспитательного процесса выраженный в педагогических терминах. Он заключается в изменении и развитии самого человека, усваивающего знания. Опираясь на положения марксистско-ленинской методологии о соотношении цели, средства и результата, а также на отмеченные характерные признаки категории «цель», под педагогическими целями следует понимать идеальный, сознательно планируемый образ результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. В таком определении педагогических целей акцентируется их сознательный характер, а педагогические средства выступают не только как причина результата, но и как фактор, детерминирующий саму цель. Результат, фиксированный в целях, выражается в сдвигах, изменениях, которые происходят в знаниях, умениях, личностных качествах, характере учащихся, их отношениях, ценностных ориентациях, в развитии их личности в целом.
При анализе педагогических целей советские исследователи исходят из целостности учебно-воспитательного процесса, выражающейся в единстве обучения, воспитания и развития, содержательной и процессуальной сторон обучения, преподавания и учения.
Тесная связь обучения, воспитания и развития предполагает выдвижение педагогических целей в единстве воспитательных, развивающих и образовательных задач. Так должны задаваться цели на всех этапах процесса обучения. Педагогические цели выступают в качестве основы, обеспечивающей связь всех аспектов, сторон, компонентов в единую систему учебно-воспитательной работы. Они выполняют не только роль ориентировки, но и стимулирующую и концентрирующую функции, способность цементировать весь педагогический процесс. Возможности реализации таких функций заложены в самой сущности целей как общефилософской категории, связывающей воедино средства их достижения и полученные в практике результаты.
Совокупность всех педагогических целей составляет определенную систему, внутри которой существуют связи различного характера. Большинство исследователей выделяют два основных типа связей: соотношение между образовательными, воспитательными и развивающими целями; соотношение основных и частных целей. Ряд исследователей удаляют особое внимание взаимосвязям процессов целеполагания в преподавании и учении. В этом психолого-педагогическом направлении можно выделить два основных аспекта: