Вопрос №17.Пришествие
и воплощение Сына Божия.Господь
Иисус Христос-истинный Бог.Очеловеческой
природе Иисуса Христа
Пришествие на землю
Сына Божия.
"В начале было Слово,
и Слово было у Бога, и Слово
было Бог. Оно было в начале
у Бога. Все чрез Него начало
быть, и без Него ничто не
начало быть, что начало быть ...
И Слово стало плотию и обитало
с нами" (Иоан. 1:1-3 и 14).
Так благовествует
и богословствует евангелист
Иоанн в первых строках своего
Евангелия. Церковь Православная
ставит это благовестие во
главу всех евангельских чтений,
предлагая его нам на божественной
Литургии в день святой Пасхи
и начиная им годичный круг
чтений Евангелия.
Великая благочестия
тайна: Бог явился во плоти
(1 Тим. 3:16).
"Неизреченный, недоведомый,
невидимый, непостижимый" Бог,
Второе Лицо Святой Троицы, стал
Человеком в образе Богочеловека
Господа Иисуса Христа и пожил
среди людей на земле.
Проповедь Богочеловечества
воплотившегося Сына Божия составляет
содержание речей Самого Спасителя,
содержание всего апостольского
благовестия, сущность четырех
Евангелий и всех апостольских
Писаний, основу христианства, основу
учения Церкви.
Господь Иисус Христос
- Истинный Бог.
Евангельское благовестие
есть благовестие о сошедшем
с небес и пришедшем на землю,
воплотившемся и вочеловечившемся
Сыне Божием.
Вера в Иисуса Христа
- что Он есть Сын Божий -
представляет твердыню, или камень
Церкви, по слову Господа: и
на сем камне Я создам Церковь
Мою, и врата ада не одолеют
ее (Матф. 16:18).
Этим благовестием
начинает евангелист Марк свое
повествование: Начало Евангелия
Иисуса Христа, Сына Божия (Мр.
1:1).
Тот же истиной веры
заканчивает евангелист Иоанн
основной текст своего Евангелия:
(Сие же написано, дабы вы уверовали,
что Иисус есть Христос, Сын
Божий, и, веруя, имели жизнь
во имя Его (Иоан. 20:31, последний
стих предпоследней главы): т.
е. Проповедь Божественности Иисуса
Христа была целью всего этого
Евангелия.
Рождаемое Святое наречется
Сыном Божиим, - благовествовал архангел
Гавриил Деве Марии.
Сей есть Сын Мой
возлюбленный, - возвещено при крещении
Спасителя; то же повторено
при преображении Господнем.
Ты есть Христос,
Сын Божий, - исповедано Симоном,
и это исповедание послужило
к обетованию создания на камни
этого исповедания Церкви Христовой.
Сам Господь Иисус
Христос свидетельствовал о Себе,
что Он есть Сын Бога Отца:
Все предано Мне Отцом Моим,
и никто не знает Сына, кроме
Отца; и Отца не знает никто,
кроме Сына, и кому Сын хочет
открыть (Матф. 11:27): здесь Христос
говорит о Себе, как о Едином
Сыне Единого Бога Отца.
Чтобы слова "Сын
Божий" не были поняты в
переносном или условном смысле,
Священное Писание присоединяет
к ним слово "Единородный"
- Единый Рожденный от Отца.
И Слово стало плотию
и обитало с нами, полное благодати
и истины; и мы видели славу
Его, славу, как Единородного
от Отца - Иоан. 1:14 (также Иоан. 1:18).
Ибо так возлюбил
Бог мир, что отдал Сын Своего
Единородного, дабы всякий, верующий
в Него, не погиб, но имел
жизнь вечную - Иоан. 3:16.
Священное Писание
присоединять также слово "истинный,"
называя Христа Сыном Истинным
Бога Истинного: Знаем также,
что Сын Божий пришел и дал
нам свет и разум, да познаем
Бога истинного и да будем
в истинном Сыне Его Иисусе
Христе. Сей есть истинный Бог
и жизнь вечная (1 Иоан. 5:20).
Присоединяет также
к имени Сына Божия слово
"собственный": Тот, Который
Сына Своего не пощадил, но
предал Его за всех нас, как
с Ним не дарует нам и
всего? (Рим. 8:32).
Единородный Сын Божий
есть и в человеческой плоти
истинный Бог; как говорит апостол:
Их и отцы, и от них Христос
по плоти, сущий над всем
Бог, благословенный вовеки, аминь
(Рим. 9:5).
Таким образом, в
человеческом образе Христа пребывает
вся полнота Божества: Ибо в
Нем обитает вся полнота Божества
телесно (Кол. 2:9).
Ради утверждения этой
истины в ясном сознании всех
христиан, как основы христианской
веры, был созван первый вселенский
Никейский собор и составлен
символ веры Вселенской Церкви.
О человеческой природе
Господа Иисуса Христа.
Будучи совершенным
Богом, Христос Спаситель есть
вместе и совершенный Человек.
Как Человек Он родился,
когда Марии, Матери Его, исполнились
дни родить ей. Он постепенно
возрастал и укреплялся духом
(Лук. 2:40). Как Сын Марии был
повинен ей и Ее обручнику.
Как Человек крестился от Иоанна
во Иордане, обходил грады и
веси со спасительною проповедью,
ни разу до Своего воскресения
не встречал надобности удостоверять
кого либо в Своем человечестве;
испытывал голод и жажду, потребность
в отдыхе и сне, переживал
болезненные ощущения и физические
страдания.
Живя жизнью физической,
присущей человеку, Господь жил
и жизнью душевной как человек.
Он укреплял Свои духовные
силы постом и молитвой. Он
переживал человеческие чувства
- радость, гнев, скорбь; выражал их
во вне - "возмущаясь духом,"
проявляя негодование, проливая
слезы, напр., при смерти Лазаря.
Евангелия раскрывают нам картину
сильнейшего духовного борения
в Гефсиманском саду в ночь,
предшествовавшую взятию Господа
под стражу: прискорбна есть душа
моя даже до смерти, - так определял
Господь состояние Своей души
Своим ученикам.
Разумная, сознательная
человеческая воля Иисуса Христа
ставит неизменно все человеческие
стремления в подчинение воле
Божественной в Нем Самом. В
потрясающей наглядности образ
этого дан в страстях Господних,
начавшихся еще в саду Гефсиманском.
"Отче Мой, если возможно, да
минует Меня чаша сия; впрочем,
не как Я хочу, но как Ты"
(Матф. 26:39). "Не Моя воля, но Твоя
да будет" (Лк. 22:42).
Обе истинности полной
человеческой природы Спасителя
св. Отцы Церкви говорят так:
Св. Кирилл Александрийский: "Если
воспринятое естество не имело
ума человеческого, то вступивший
в брань с диаволом - был Сам
Бог; Бог же был и одержавший
победу. Если же Бог победил,
то я, как нисколько не содействовавший
этой победе, не получаю от
нее никакой пользы, не могу
и радоваться ей, как гордящийся
чужими трофеями."
Св. Кирилл Иерусалимский:
"Если вочеловечение есть призрак,
то и спасение -мечта." Подобным
образом выражаются и другие
Отцы.