Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".
Вопрос №12.Творение видимого мира.Продолжительность дней творения.Шесть дней творения мира.
Творение видимого мира
Богооткровенное учение о происхождении видимого мира с наибольшей полнотой излагается в 1-й главе книги Бытия. В начале Бог сотворил небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною... (Быт. 1, 1—2).
Земля, упомянутая
в первом стихе книги Бытия,
это не наша планета, а весь
будущий космос в первозданном
состоянии. Эта та
Если первовещество было сотворено "из ничего" (это так называемое "первичное творение"), то впоследствии все сущее получает бытие из этой уже готовой материи и представляет собой "вторичное творение". Книга Премудрости Соломоновой говорит о всесильной руке Божией, создавшей мир из необразного вещества (Прем. 11, 18), имея в виду вторичное творение.
Божественное
Откровение не ставит под
Подлинность истории творения подтверждают другие священные писатели. Так, Псалмопевец пишет, что словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6). В согласии с Моисеевым сказанием, в котором Бог в первый день рассеивает первозданную тьму словами: "Да будет свет!", - Апостол также пишет, что Бог повелел из тьмы воссиять свету (2 Кор. 4, 6).
Во второй день
Бог отделил воду над твердью
от воды под ней. Об этой
воде, которая превыше небес,
Конечно, с естественнонаучной точки зрения, библейские сведения о происхождении мира далеко не полны и слишком кратки, однако не следует забывать, что цель бытописателя состояла не в том, чтобы изобразить космогонию или геогонию во всех подробностях, а в том, чтобы привести людей к вере в Бога, как истинного и единственного Творца Вселенной. Бог вдохновлял священных писателей, чтобы открыть истины сверхъестественного порядка, потому что последние превосходят силу нашего разума, а поэтому мы нуждаемся в том, чтобы Он Сам преподал их нам. Что касается явлений окружающего мира, то Он предоставил их нашему исследованию. За познанием физических явлений нужно обращаться не к Библии, а к самой природе. Как хорошо заметил Василий Великий, Моисей писал, чтобы сделать нас более религиозными, а не более учеными. С этой точки зрения, краткое повествование пророка вполне соответствует поставленной цели. Он не только возвещает о единственном всемогущем Творце невидимого и видимого мира, но и последовательно описывает на своеобразном языке того времени основные этапы возникновения космоса в целом и_ различных уровней жизни на нашей планете: растений, животных и человека. Так что создается целостное представление о Вселенной и ясное понимание того, что ничто из существующего не стало существовать без воли Божией. Все разнообразие тварного бытия возникает постепенно, в соответствии с предначертанным Божественным планом.
Ранние александрийские писатели, такие как Ориген и Климент Александрийский, последуя в этом Филону Александрийскому, основателю Александрийской эгзегетической школы, считали шестоднев чистой аллегорией. Так, Филон, современник Христа Спасителя, писал: "Сотворение света в первый день ничем не отличалось от покоя седьмого дня". Он допускал лишь мгновенное творение без всякого разделения на дни, или периоды. Он заявлял, что "было бы крайне наивно думать, что мир сотворен в шесть дней или даже, вообще, в некоторое время". Все было сотворено мгновенно. Моисей хотел лишь подчеркнуть совершенство мирового порядка, указав совершенное число "6" =3х2. Исходя из каббалистических представлений, Филон считал, что в этом числе сочетаются вместе мужское и женское начала. Аллегоризм Филона был воспринят последующими христианскими писателями той же школы; однако они категорически отвергли его учение о том, что материя не была сотворена.
Климент Александрийский (185-254 гг.) также считал, что Вселенная сотворена сразу. Ориген видит в истории творения иносказание. "Какой человек, одаренный здравым смыслом, будет думать, что мог быть первый, второй, третий день, вечер и утро - без солнца, без луны и звезд?" Для него творение мгновенно. По его мнению, нелепо приписывать Богу последовательность в творении по дням. Он сказал, - и сделалось. Он повелел, - и явилось (Пс. 32, 9), поэтому и сказано: "Вот история происхождения неба и земли, как они были сотворены в тот день, когда Бог сотворил небо и землю" (Быт. 2, 4). Ориген во всем шестодневе видел только иносказание. Твердь - это тело; два великих светила - Христос и Церковь; звезды - патриархи и пророки; рыбы и пресмыкающиеся - низкие и буйные мысли души; птицы - возвышенные мысли и проч. Нашему миру предшествовало и последует множество других миров. Земной рай в действительности никогда не существовал, а есть лишь возвышенное изображение Неба. Ориген впал в крайность, отрицая буквальный исторический смысл Писания.
После Оригена уже не было примеров такого безграничного аллегоризма в понимании истории творения, однако его влияние еще долго ощущалось. Святитель Афанасий Великий, хотя и не занимался толкованием книги Бытия, пишет: "Все роды сотворены сразу, вместе, одним и тем же повелением". Святитель Кирилл уже не отрицал и смысла буквального. Он не допускал ни вечного ряда творений, ни творения внезапного. В основном он, как и святой Анастасий Синаит, толкует Библию аллегорически. Таким образом, последние александрийцы оставили теорию внезапности творения.
Сирийские отцы
были противниками крайнего
Каппадокийские отцы - Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский - в данном вопросе примиряли мнения сирийцев и александрийцев. Они учили о мгновенном творении мира сначала в первоматерии, которая затем по ходу творческих дней производит все существующее. Так, святитель Василий Великий пишет: "...Мы должны знать, что мир сотворен весь сразу, без времени, волей Божией, ибо сказано: в начале Бог сотворил, то есть сотворил совместно, все сразу и в краткое время (мгновенно)". Под небом и землей, по мысли Василия Великого, следует понимать "сущность всей вселенной... Если существуют посредствующие вещества, они также, несомненно, заключаются в этих пределах", хотя о них и не сказано (например, огонь, воздух). Безусловно, он признавал достоверность шестоднева, так как говорит о сотворении по дням.
Еще ближе к александрийской точке зрения святитель Григорий Нисский: "Все было сотворено в один миг и без всякого промежутка во времени. Ибо слово "начало" не позволяет разуметь промежутка. Как точка есть начало линии, атом - начало материи, так момент есть начало времени, то есть бытия. Моисей называет поэтому началом или суммой всего существующего совместное произведение всех вещей неизреченным Всемогуществом Божиим... Когда Моисей говорит, что мир сотворен в начале, этим самым он указывает на сотворение всех причин, всех начал и всех сил сразу, в один момент. При первом движении воли Божией все уже существовало: сущность всех вещей, небо, эфир, звезды, огонь, воздух, море, животные, растения". Святой Григорий полагает, что все существовало сразу, хотя и в виде неразделенных еще стихий, семян и зародышей. Отдельные же творения сотворены уже в течение шести дней.
Согласно мнению
святителя Григория Богослова,
Бог "создал сначала материи
вещей, а потом облек их в
свои формы, предоставляя им
свое место и придавая им
свой образ и свои размеры...
Все, что сотворено,
"Все создано
в начале, когда мир такой, каким
он стал теперь, не существовал,
когда он не имел этого
Этого же мнения
придерживались и западные
Итак, для святых
отцов общим является
Продолжительность дней творения Слово "день" (mwy евр. - "йом") в Библии многозначно. Оно может означать день как противоположность ночи, сутки или же некоторый неопределенный период времени. Так, например, не только каждый отдельный этап творения (от вечера до утра) в книге Бытия именуется днем, но и весь цикл творения. В славянском переводе читаем: "Сия книга бытия Небесе и земли, егдабысть, в оньже день сотвори Господь Бог Небо и землю". (Быт. 2, 4) Русский текст дает более правильный перевод: в то время. Таким образом, какой период времени означает слово "день" в первых двух главах Бытия, остается неизвестным.
До четвертого
дня еще не существовало нашей
солнечной системы, поэтому
Большинство святых
отцов склонны под днями
Каков бы ни
был период творения, или продолжительность
дней, краткий или длительный, это
ничего не меняет и нисколько
не подрывает достоверность
Утверждения ученых
о том, что мир существует
уже якобы миллиарды лет,
Научным методам
определения возраста
Шесть дней творения
А. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
В первый день Бог творит не только праматерию, но также свет. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт. 1, 3). Святитель Григорий Богослов говорит: "Когда Бог благоволил произвести этот мир, состоящий из вещей видимых и невидимых (мир, который является как бы провозвестником Его изумительного величия), Он не дает тому, что вечно (т.е. Ангелам), другого света, кроме Себя, потому что мог ли бы тот, кто наслаждается самым источником света, нуждаться в его отражениях? Только для низших существ и для того, что окружает нас, Он впервые произвел этот свет. Этому великому Свету благоугодно было начать дело сотворением света, чтобы разогнать тьму, смещение и беспорядок, царствовавшие повсюду. "Но сначала Он не сотворил, по моему мнению, света органического и солнечного; Он сотворил свет бестелесный (а не солнечный), который Он лишь позже дал солнцу".