Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".
Вопрос №19.Догматы
о Пресвятой Богородице.Римо-
Догмат о Пресвятой Матери Божией.
Теснейшим образом связаны с догматом вочеловечения Бога Слова два догмата о Божией матери: а) о Ее приснодевстве и б) о именовании Ее Богородицею. Они непосредственно из догмата о единстве Ипостаси Господи от момента Его воплощения, а именно - Ипостаси Божественной.
Приснодевство Богоматери.
Рождение Господа Иисуса Христа от Девы свидетельствуется прямо и нарочито двумя Евангелистами: Матфеем и Лукой. Догмат этот внесен в символ веры первого Вселенского собора, где читаем: "Нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечившегося." Приснодевство Богоматери свидетельствуется теми Ее собственными словами, передаваемыми Евангелием, где Она выражает сознание неизмеримого величия и высоты Своего избранничества: "Величит душа Моя Господа...ибо отныне будут ублажать Меня все роды...Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его" (Лук. 1:46-49). Пресвятая Дева хранила в памяти и в сердце Своем и благовествование Архангела Гавриила, и вдохновенные слова праведной Елизаветы при посещении ее Мариею: "И откуда мне сие, да придет Мати Господа моего ко мне, и пророчество праведного Симеона при встрече Младенца Иисуса в храме, и пророчество праведной Анны в тот же день. По поводу рассказа вифлеемских пастухов о словах Ангела им и о пении Ангелов Евангелист прибавляет: "И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем." Так же Евангелист, сказав о беседе Божественной Матери с двенадцатилетним Отроком Иисусом после посещения Иерусалима в праздник Пасхи, заканчивает повествование словами: "И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем." Евангелисты говорят и о понимании величия Ее служения в мире "праведным" Иосифом, Ее нареченным мужем, действиями которого неоднократно руководил ангел.
Когда еретики и
просто хулители отвергают
Пресвятая Дева Мария есть Богородица.
С догматом вочеловечения
Сына Божия связано теснейшим
образом именование Пресвятой
Девы Марии Богородицею. Этим
именем Церковь подтверждает
свою веру в истинное, а не
кажущееся вочеловечение Бога
Слова, веру, что в лице Господа
Иисуса Христа Бог соединился
с Человеком от самого
Имя "Богородица"
имеет прямые основания в
При свидании Девы Марии, после благовещения, с праведной Елизаветой : "Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елизавета исполнилась Святого Духа. И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!...И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа" (Лук. 1:41-45). Так Елизавета, исполнившись Духа Святого, называет Марию Материю Господа, Господа Бога Небесного; именно Бога Небесного называет она здесь Господом, как это ясно из дальнейших ее слов: "Уверовавшая сказанное ей от Господа," Господа Бога.
О рождении Бога
от Девы говорили
Пророк Иезекиил пишет о своем видении: И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены." (Иезек. 44:1-2).
Пророк Исаия пророчествует:
"Сам Господь даст вам
В первые века Церкви
Христовой истина
В пятом веке торжественно исповедала Церковь Пресв. Деву Марию Богородицею на третьем вселенском соборе, по случаю ереси Нестория, приняв и утвердив следующие слова св. Кирилла Александрийского: "Кто не исповедует, что Эммануил есть истинный Бог, а потому и Святая Дева - Богородица, ибо Она плотски родила Слово Божие, Сделавшееся плотью,- тот да будет анафема."
И блаж. Феодорит, прежде находившийся в дружественных отношениях с Несторием, осуждая потом его упорство в ереси, писал: "первую ступень нововведений Нестория было мнение, будто Святую Деву, от Которой заимствовал плоть и родился по плоти Бог Слово, не должно признавать Богородицею, а только Христородицею,- тогда как древние и древнейшие провозвестники истинной веры, по преданию апостольскому, учили именовать и исповедывать Матерь Господа Богородицею."
Римо-католическое учение о Божией Матери
О провозглашении Римской
церковью догмата Непорочного
Зачатия и догмата телесного
Вознесения Божией Матери. - Догмат
Непорочного Зачатия
В 1950-м, так наз.
юбилейном, году римский папа
Пий 12 торжественно объявил другой
догмат, догмат о Вознесении Божией
Матери с телом на небо. Догматически
это учение выведено в римском
богословии из римского
Объявление обоих догматов соответствует римской теории "развития догматов." Не принимает Православная Церковь латинской системы рассуждений о первородном грехе. В частности, Православная Церковь, - исповедуя совершенную личную непорочность и совершенную святость Божией Матери, Которую Господь Иисус Христос Своим рождением от Нее соделал "Честнейшею херувимов и Славнейшею без сравнения серафимов,"- не видела и не видит оснований для установления догмата непорочного зачатия, в смысле римо-католического истолкования, хотя чтит зачатие Божией Матери, как и зачатие Честного Пророка и Предтечи Иоанна. С одной стороны, мы видим, что Бог не лишал человечество и после грехопадения Своих благодатных даров, как об этом говорят, напр., слова 50-го псалма: "Духа Твоего Святого не отними от меня...Духом владычественным утверди меня;" слова псалма 70-го: "На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет." С другой стороны, согласно учению Священного Писания, в Адаме все человечество вкусило запрещенного плода: "В нем все согрешили," сказано об Адаме (Рим. 5:12). Только Богочеловек Христос начинает Собой новое человечество, освобожденное Им от грехов Адамова. Посему Он назван "Первородным во многих братьях" (Рим. 8:29), т.е. Первым в новом роде человеческом, Он есть "Новый Адам." Пресвятая Дева родилась причастной Адамову греху со всем человечеством и с ним разделяла нужду искупления (Послание Восточных Патриархов, 6-й член). Чистая и непорочная жизнь Девы Марии до Благовещения Архангела, Ее свобода от личных грехов, была плодом соединения Ее духовной работы над Собой с обилием благодати, излитой на Нее. "Ибо Ты обрела благодать у Бога," сказал Ей Архангел в приветствии: Обрела, т.е. достигла, приобрела, заслужила. Пресвятая Дева Мария приготовлена лучшей частью человечества, как достойный сосуд для схождения Бога Слова На Землю. Наитие Святого духа (Дух Святой найдет на Тебя) совершенно освятило недра Девы Марии для восприятия Бога Слова.
Нужно признать, что
сам принцип предварительной
"привилегии" как-то не согласуется
с христианскими понятиями,
Что касается предания
о вознесении тела Божией
Культ "сердца" Пресвятой Девы в Римской церкви. - Наравне с почитанием сердца Иисусова, установлен Римской церковью и получил всеобщее распространение культ "непорочно зачатого сердца Пресвятой Девы." По существу, о нем можно сказать то же, что сказано раньше о почитании сердца Иисусова.