Вопрос №28.Таинство
покаяния.
Таинство покаяния
есть благодатное священнодействие,
в коем, после принесения верующим
раскаяния в грехах, дается отпущение
грехов милостью Божией через
посредство пастыря Церкви, согласно
обетованию Спасителя.
В таинстве покаяния
врачуются духовные болезни человека,
снимается нечистота души, и христианин,
получив разрешение грехов, снова
становится невинным и освященным,
каким он вышел из вод крещения.
Поэтому таинство покаяния называется
"духовной врачебницей." Грехи,
влекущие человека вниз, притупляющие
его ум, сердце и совесть, ослепляющие
его духовный взор и ослабляющие его христианскую
волю - уничтожаются, и восстанавливается
вновь его живая связь с Церковью и с Господом
Богом. Облегченный от бремени грехов
человек вновь оживает духовно и становится
способным укрепляться и совершенствоваться
в добром христианском пути.
Таинство покаяния состоит из двух основных
действий: 1) исповедание перед пастырем
Церкви своих грехов человеком приходящим
к таинству и 2) молитвенного прощения
и разрешения их, произносимого священнослужителем.
Таинство это называется
также таинством исповеди, (хотя
исповедание это только первая
часть его) что указывает на
важность искреннего раскрытия
своей души и выявления своих
грехов.
Исповедание - т.е. произнесение
вслух - есть выражение внутреннего
покаяния, его результат, показатель.
Что же такое покаяние? Покаяние есть не только сознание своей
греховности или простое признание себя
недостойным; даже не только сокрушение
и сожаление о допущенных падениях и слабостях,
и не только раскаяние (хотя все эти моменты
должны входить в покаяние), - но оно есть
еще и воля к исправлению, желание и твердое
намерение, решимость бороться с дурными
склонностями. Это состояние души соединяется
с прошением помощи Божией для борьбы
со своими дурными наклонностями. Такое
сердечное и искреннее покаяние нужно
для того, чтобы действенность этого таинства
простиралась не только на снятие грехов,
но чтобы в раскрытую душу входило благодатное
врачевство, не допускающее, чтобы душа
снова погрузилась в грязь греха.
Само называние вслух
своих духовных болезней и
падений перед духовником - исповедание
грехов - имеет то значение, что
в нем преодолеваются а) гордыня,
этот главный источник грехов,
и б) уныние безнадежности своего
исправления и спасения. Выявление
греха приближает уже к извержению
его из себя.
Приступающий к таинству покаяния
готовит себя к нему Говеньем, т.е. молитвенным
подвигом, постом и углублением в самого
себя, с целью раскрыть и сознать свою
греховность.
Навстречу кающемуся
христианину идет милость Божия,
свидетельствующая устами пастыря-духовника,
что Небесный Отец не отвергает
идущего к Нему, как не отверг
блудного сына и кающегося
мытаря. Свидетельство это заключается
в словах особой молитвы и
особых разрешительных словах, произносимых
священнослужителем.
Установление таинства
Таинство покаяния
Господь установил по Своем воскресении,
когда явившись ученикам собранным вместе,
кроме одного Фомы, торжественно сказал
им: мир вам... и, сказав это, дунул и говорит
им: приимите Духа Святого: Кому простите
грехи, тому простятся, на ком оставите,
на том останутся (Иоан. 20:21-23). Кроме того,
Христос Спаситель еще прежде двукратно
изрек обетование об этом таинстве. Именно,
в первый раз сказал апостолу Петру, когда
Петр исповедал Его от лица всех апостолов
Сыном Божиим: И дам тебе ключи Царствия
Небесного; и что свяжешь на земле, то будет
связано на небесах, и что разрешишь на
земле, то будет разрешено на небесах (Матф.
16:19); в другой раз засвидетельствовал
всем апостолам (Матф. 18:17-18).
Священнослужители являются
только видимыми орудиями при
совершении таинства, которое невидимо
совершает через них Сам Бог. Св.
Иоанн Златоуст, имея в виду божественное
установление власти пастырей Церкви,
решить и вязать, говорит: "Священники
определяют долу (внизу), Бог утверждает
горе (наверху), и Владыка согласуется
со мнением Своих рабов." Священник
является здесь орудием милости Божией
и отпускает грехи не от себя, но во имя
Святой Троицы.
Невидимые действия
благодати в таинстве покаяния
по своей обширности и могуществу
простираются на все беззакония
человеческие, и нет греха, который
бы не мог быть прощен людям,
если только они искренно в
нем покаются и исповедают
его с живой верой в Господа
Иисуса и надеждой на Его
милость. "Я пришел призвать
не праведников, но грешников
к покаянию" (Матф. 9:13), говорил Спаситель,
и как не велико было грехопадение ап.
Петра, простил его, когда он истинно покаялся.
Известно, что ап. Петр призывал к покаянию
даже тех иудеев, которые распяли истинного
Мессию (Деян. 2:28), и потом призывал Симона
волхва, родоначальника всех еретиков
(Деян. 8:22); ап. Павел разрешил покаявшегося
кровосмесителя, подвергнув его предварительному
временному отлучению (2 Кор. 2:7).
С другой стороны,
необходимо помнить, что отпущение
грехов в таинстве есть акт
милосердия, но не неосмысленной
жалости. Он дан для духовной
пользы человека, "на созидание,
а не на разорение" (2 Кор. 10:8).
Это налагает великую ответственность
на совершителя таинства.
Священное Писание
говорит о тех случаях или
условиях, когда не прощаются
грехи. В слове Божием упоминается
о хуле наДуха Святого, которая
не простится человекам ни
в сем веке, ни в будущем
(Матф. 12:31-32). Также говорится о "грехе
смертном," о прощении которого не заповедано
даже молиться (1 Иоан. 5:16). Наконец ап. Павел
наставляет, что невозможно - однажды просвещенных,
и вкусивших дара небесного, и соделавшихся
причастниками Духа Святого, и вкусивших
благого глагола Божия и сил будущего
века, и отпадших, опять обновлять покаянием,
когда они снова распинают в себе Сына
Божия и ругаются Ему (Евр. 6:4-6).
Во всех этих случаях причина
невозможности прощения грехов находится
в самих грешниках, а не в воле Божией,
именно, лежит в нераскаянности грешников.
Как может быть прощен грех благодатью
Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается
хула? Но должно верить, что и в этих грехах
грешники, если они принесут искреннее
покаяние, и оплачут свои грехи, они будут
прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о
хуле на Святого Духа: "Ибо и сия вина
была отпущена раскаявшимся. Многие из
тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии
уверовали, и все им было отпущено" (Беседы
на еван.Матф.). И Отцы Седьмого Вселенского
Собора говорят о возможности прощения
грехов смертных: "Грех к смерти есть,
когда некие, согрешая, в неисправлении
пребывают... В таковых нет Господа Иисуса,
если не смирятся и не отрезвятся от своего
грехопадения. Подобает им паче приступать
к Богу и с сокрушенным сердцем просить
оставления греха сего и прощения, а не
тщеславиться деянием неправедным. Ибо
близь Господь сокрушенным сердцем (Пс.
33)."
Позволение и даже
прямое требование повторять
покаяние ясно из слов Евангелия:
На небесах более радости будет
об одном грешнике кающимся, нежели
о девяноста девяти праведниках,
не имеющих нужды в покаянии
(Лк. 15:7). В откровении ап. Иоанна
Богослова читаем: Ангелу Ефеской
церкви напиши... Иду к тебе скоро и сдвину
с места светильник твой, если не покаешься
(Ап. 2:1-5).
Епитимии.
Под именем епитимий
разумеются запрещения или наказания
(2 Кор. 2:6), которые, по правилам
церковным, священнослужитель, как
духовный врач, определяет некоторым
из кающихся христиан для уврачевания
их нравственных болезней. Таковы напр.,
особенный пост сверх положенного для
всех, покаянные молитвы с определенным
числом поклонов и др. Основной вид епитимии,
бывший в практике древней Церкви, - отлучение
от причастия св. Таин на большее или меньшее
время.
В древней Церкви
существовал чин общественного
покаяния для "падших" - не
устоявших в вере во время
гонений. По этому чину кающиеся
разделялись на четыре класса:
а) "плачущих," которые не имели права
присутствовать при общественном богослужении
и, распростершись на церковной паперти,
с плачем просили входивших в храм молиться
о них; б) "слушающих," которым дозволялось
находиться в притворе храма вплоть до
окончания литургии оглашенных; в) "коленопреклоненных,"
входивших в самый храм, но также не участвовавших
в литургии верных: - после литургии они
на коленях получали благословение пастыря;
и г) класс "вместе стоящих," которые
стояли вместе с верными в продолжении
литургии, но не могли причащаться Святых
Таин.
Епитимии назначаются
не всем, а только некоторым
кающимся христианам: именно, тем,
кто по тяжести ли и качеству
грехов их, или по характеру
покаяния, нуждаются в этих духовных
врачеваниях. Такого рода запрещения
наложил ап. Павел на появившегося
среди Коринфских христиан кровосмесника,
когда ради его уврачевания повелел отлучить
его от Церкви и общения с верующими и
предать такового сатане во измождение
плоти, чтобы дух был спасен (1 Кор. 5:1-50,
- и потом поего искреннем сокрушении заповедал
вновь принять его в церковное общение
(2 Кор. 2:6-8).
Епитимии имеют характер
наказаний, но не в собственном
смысле и не ради "удовлетворения
за грехи," как учат римские богословы;
это действия исправительные, врачебные,
педагогические. Их цель - углубить печаль
о соделанных грехах и поддержать решение
воли к исправлению. Апостол говорит: Печаль
ради Бога производит неизменное покаяние
ко спасению, а печаль мирская производит
смерть (2 Кор. 7:10). Правила св. Соборов и
св. Отцов подтверждают, что в древности
епитимии считались средством духовного
врачевства; что древние пастыри, налагая
их на грешников, не о том заботились чтобы
справедливо наказать по мере преступлений
каждого для удовлетворения правде Божией,
но они имели в виду благотворное влияние
этих наказаний на грешника. Поэтому они,
по мере надобности, сокращали время запрещения
или даже совсем снимали его. Правило 6-го
вселенского собора говорит: "Принявшие
от Бога власть вязать и решить должны
рассматривать качество греха и готовность
согрешившего к обращению и так употреблять
приличное недугу врачевание, чтобы соблюдать
меру и не утратить спасения недугующего.
Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен
и многообразен и производит многие виды
вреда, из которых зло обильно разливается
и далее распространяется, доколе не будет
остановлено силой врачующего."
Отсюда видна неприемлемость
взгляда римо-католиков на епитимии,
исходящего из юридических понятий, по
которому: а) всякий грех или их сумма,
должен иметь церковное наказание. Помимо
того, что бывают естественные возмездия
за грех, как болезни, когда человек сам
видит Божие наказание за грехи; б) это
наказание может быть снято "индульгенцией,"
выдаваемой даже вперед, например по случаю
юбилейных торжеств; в) Римский епископ
(папа), давая индульгенции, вменяет "заслуги
святых" лицам, подлежащим епитимии,
изымая их из так называемой "сокровищницы
добрых дел."
Если у некоторых
учителей западной древней Церкви
епитимии назывались удовлетворениями,
то это было в нравственном
и воспитательном смысле, а не
в качестве юридического оправдания.
От таинства исповеди
нужно отличать нравственноедуховничество,
издревле широко применявшееся и сейчас
тоже, особенно среди иночествующих. Его
нередко несут лица без священного сана,
когда на них лежит долг руководства своими
духовными детьми. Дело в том, что исповедание
своих мыслей и поступков перед духовным
руководителем имеет огромное психологическое
значение, в смысле нравственного воспитания
для исправления дурных склонностей и
привычек, преодоления сомнений и колебаний
и пр. Но такое духовничество не имеет
значения таинства или благодатного священнодействия.