Шпаргалка по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".

Вложенные файлы: 32 файла

Vopros_21.docx

— 27.52 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос №21.Тройственное служение Христа.Обожение человечества во Христе.Воскресение Христово и его спасительные плоды.

Тройственное служение Господа

Догматические системы, следуя древнему обычаю, для более полного  освещения, совершенного Господом Иисусом  Христом, рассматривают его чаще всего с трех сторон, а именно, как а) первосвященническое служение Господа; б) пророческое и в) царское. Эти три стороны именуются  тройственным служением Господа.

  Общая черта служения  пророческого, первосвященнического  и царского есть та, что в  Ветхом Завете призвание на  все эти три служения сопровождалось  помазанием елеем, и лица, достойно  проходившие эти служения, были  укрепляемы силой Святого Духа.

  Само имя "Христос"  значит "помазанник" (Имя Иисус  значит "Спаситель"). Сам Господь  отнес к Себе слова пророка  Исаии, когда читал их в Назаретской  синагоге: "Дух Господень на  Мне; ибо Он помазал Меня  благовествовать нищим, и послал  Меня исцелять сокрушенных сердцем,  проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных  на свободу, Проповедовать лето  Господне Благоприятное" (Лук.4:18, 19). Эта тройственность дела Христова  передана затем на все времена  Церкви Христовой, как заповедал  Спаситель перед вознесением  Своим:

  "Дана Мне всякая  власть на небе и на земле: (царство Христово) итак, идите и  научите все народы, крестя их  во имя Отца и Сына и Святого  Духа" (священническое служение  в Церкви), "Уча их соблюдать  все, что Я повелел вам" (учительная  сторона Церкви).

  Рассмотрим сущность  каждого из этих служений.

Христос - Первосвященник.

  Господь Иисус Христос  есть не только Агнец Божий,  принесенный в жертву за жизнь  мира. Он есть вместе и Приносящий, Совершитель жертвы, Первосвященник. Христос есть принося и приносимый, приемля и раздаваемый (молитва  "херувимской" песни на Литургии) - Сам приносится в жертву, Сам  и приносит жертву, Сам и принимает  ее, и приходящим Сам раздает.

  Свое первосвященническое  служение на земле Господь  выразил в наивысшей степени  в молитве Своему Отцу, именуемой  "первосвященнической молитвой," произнесенной после прощальной беседы с учениками в ночь Его взятия воинами, а равно и в молитве наедине в саду Гефсиманском. "За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их" (Иоан. 17:19 и 20).

  Изъясняет первосвященническое  служение Христово ап. Павел в  послании к Евреям (главы 5-10). Он  сопоставляет первосвященство Христово  со служением ветхозаветных первосвященников  и указывает несравненное превосходство  Христова священства:

  Первосвященников по  чину Ааронову было много, так как смерть не позволяла быть одному; а Сей, по чину Мелхиседекову, как пребывающий вечно, имеет священство непреходящее (7:24).

  Те должны были приносить  жертвы постоянно; Христос совершил  жертву однажды, принеся в жертву  Себя Самого (7:27).

  Те сами обложены  немощью; Сей Первосвященник - на  веки совершенный (7:28).

  Те - священники скинии  земной, рукотворений; Сей есть Священно действователь скинии небесной, нерукотворенной (9:24).

  Те входили в святилище  с кровью тельцов и козлов. Сей со своей кровью вошел  однажды во святилище и приобрел вечное искупление (9:12).

  Те - священники Ветхого  Завета. Сей - Нового Завета (8:6).

Христос - Благовеститель.

(Пророческое служение  Господа).

Благовестническое, или учительное, или пророческое служение Господа Иисуса Христа выразилось в том, что Он возвестил людям во всей доступной для них полноте и ясности волю Отца Небесного о спасении мира и преподал им служащий для цели спасения новый, совершеннейший закон веры и благочестия, спасительный для всего рода человеческого. Служение это совершенно непосредственно Самим Господом и чрез Его учеников, которые, по заповеди Его, возвестили благовестие всем народам и передали Церкви на все времена.

  Господь благовествовал 1) учение веры и 2) учение жизни  и благочестия.

  Евангельское учение  веры есть учение

  А) о Боге, нашем  всеблагом Отце, к Которому мы научены обращаться с сыновним призывом: Отче наш ! Об этом откровении людям нового, совершеннейшего понятия о Боге говорит Спаситель в молитве перед Своими страданиями: Я открыл имя Твое человека..., и Я открыл им имя Твое (Иоан. 17:6 и 26);

  Б) о пришествии  Слова в мир - пришествии Единородного  Сына Божия - для спасения людей  и их воссоединения с Богом;

  В) о Святом Духе - Утешителе и Осветителе нашем;

  Г) о природе и  назначении человека, о грехе,  о покаянии, о средствах спасения, освящения и возрождения;

  Д) о Царствии Божием  и о Церкви Новозаветной;

  Е) опоследним всеобщем  суде и последних судьбах мира и человека.

  Евангельское учение  жизни и благочестия есть высокая  заповедь о любви к Богу  и ближним, представленная гораздо  полнее и возвышеннее, чем в  Ветхом Завете, побуждающая к  полной сыновней преданности  Богу. Многие частные заповеди  этого совершеннейшего нравственного  закона сосредоточены в Нагорной  проповеди. Таковы, например, заповеди: о прощении обид и о любви  к врагам; о самоотвержении и  смирении; об истинном целомудрии, не только телесном, но и духовном; о взаимном служении по высочайшему  образу Самого Спасителя, - и о других нравственных требованиях от христианина.

 

  Тогда как ветхозаветный  закон содержит побуждения к  исполнению заповедей в виде, главным образом, земного, временного  благополучия, евангельский закон  указывает побуждения высшие, блага  вечные, духовные.

  Не отменен Спасителем  и ветхозаветный закон: он только  возвышен, ему дано совершеннейшее  истолкование, он поставлен на  лучших основаниях. С наступлением  Нового Завета оказался отмененным  лишь обрядовый закон иудейский.

  Об отношении христиан  к Ветхому Завету так рассуждает  блаж. Феодорит: "Как матери только что родившихся младенцев кормят грудью, потом легкой пищей, и, наконец, когда они сделаются отроками или юношами, дают им пищу твердую, так и Бог всяческих время от времени давал людям более совершенное учение. Но, при всем том, мы уважаем и Ветхий Завет, как матерние сосцы, только не берем оттуда млека; ибо для совершенных излишне млеко поилицы, хотя они и должны уважать ее, потому что от нее они получили воспитание. Так и мы, хотя и не соблюдаем теперь обрезания, субботы, жертвоприношений, окроплений, - но при всем том, почерпаем из Ветхого Завета другую пользу: ибо он совершенным образом научает нас и благочестию, и вере в Бога, и любви к ближнему, и воздержанию, и справедливости, и мужеству, и сверх того, представляет для подражания примеры древних святых" (Блаж. Феодорит.Краткое изложение божественных догматов).

  Евангельский закон  дан на все времена, до скончания  века, и не подлежит отмене  или замене.

  Евангельский закон  дан для всех людей, а не  для одного народа, каким был  ветхозаветный закон.

  Посему евангельская  вера и учение именуются у  Отцов Церкви "кафолическими," т. е. обнимающими всех людей на все времена.

Христос - Глава и  Царь мира.(Царское служение Христово).

  Сын Божий, Творец  и Владыка неба и земли, Царь  вечный по Божеству, есть Царь  и по Богочеловечеству, как в  Своем земном служении до крестной  смерти, так и в Своем прославленном  состоянии по воскресении.

  О Нем, как о Царе, предсказывали пророки, как читаем  у прор. Исаии: Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царствие его (Исаии 9:1-7).

  Царское учение Господа  до Его воскресения выразилось  а) в чудесах Его, в Его  власти над природой; б) во власти  над силами ада, о чем свидетельствуют  и многочисленные изгнания бесов  и слова Господа: Я видел  сатану, спадшего с неба, как молнию (Лук. 10:18); в) во власти над смертью,  проявленной в воскрешении сына  вдовы наинской, дочери Иаира, четверодневного Лазаря.

  Господь Иисус Христос Сам говорит о Себе как о Царе, Еще до воскресения, на суде у Пилата: Царство Мое не от мира сего (Иоан. 18:36-38).

 

 

Воскресение Христово. Спасительные плоды воскресения  Христова.

Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской, православной. Воскресение Христово есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением  которой начали свое благовестие после сошествия Святого Духа апостолы. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому воскресение Христово есть предмет постоянного торжества Церкви, не умолкающего ликования, достигающего своей вершины в празднике святой христианской Пасхи.

Спасительными плодами  воскресения Христова являются:

  А) победа над адом  и смертью;

  Б) блаженство святых  на небесах и начало бытия  Небесной Церкви;

  В) ниспослание Духа  Святого и создание Христовой  Церкви на земле.

Победа над адом и смертью.

  Человеческое существование  после потери рая имеет две  формы: а) земная - телесная жизнь  и б) загробная жизнь. 

  Земная жизнь заканчивается  телесной смертью. Душа и после  телесной смерти сохраняет свое  бытие, но состояние ее за  гробом, по слову Божию и по  учению Отцов Церкви, бывает разное. До пришествия на землю Сына  Божия и до Воскресения Его  из мертвых - души умерших находились  в состоянии отверженности, в  удалении от Бога, в мрак, в ад, в преисподней (евр.: шеол, Быт. 37:35). Пребывание в аде было подобно духовной смерти, как это выражено в словах ветхозаветного псалма: "Во гробе кто будет славить Тебя?" (Пс. 6:6). В ад заключены были и души ветхозаветных праведников. Эти праведники жили на земле верой в грядущего Спасителя, как это разъясняет ап. Павел в 11 гл. послания к Евреям, и по смерти томились в ожидании искупления их и освобождения. Так продолжалось до воскресения Христова, до наступления Нового Завета: "Все эти свидетельствованные в вере не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства." (Евр. 11:39-40, по русск. переводу). Наше избавление было и их избавлением.

  Христос, после Своей крестной смерти, сошел душою Своею и Своим Божеством в ад, в то время, как Его тело находилось в гробе, благовествовал пленникам ада спасение и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного (Правосл. Исповедание, ч. 1). Об этом изведении праведников читаем в послании ап. Петра: "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал." (1 Петр. 3:18-19) - "Ибо для того и мертвым было благовествуемо, - читаем там же далее, - чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом." (1 Петр. 4:6).- О том же говорит и ап. Павел, а именно: приведя стих псалма: "Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам," апостол продолжает: Посему и сказано: "Восшел на высоту, пленил плен и дал дары человекам." Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все" (Ефес. 4:8-10).

Говоря словами св. Иоанна Златоуста, "ад пленен сошедшим в  него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан" (слово на Пасху).

  С разрушением затворов  ада, то есть неизбежности ада,  уничтожена и сила смерти. Во первых, смерть для праведных людей явилась лишь переходом от нижних в высшее, к лучшей жизни, к жизни в свете Царствия Божия; во вторых, сама смерть телесная стала только временным явлением, ибо нам открыт воскресеньем Христовым путь к всеобщему воскресенью. "Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15:20). Христово воскресение есть залог нашего воскресения: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1 Кор. 15:22-23). Затем смерть будет окончательно уничтожена: "Последний же враг истребится - смерть" (1 Кор. 15:26).

  О победе над адом  и смертью особенно радостно  возвещает нам тропарь св. Пасхи: "Христос Воскресе из мертвых, смертиюсмерть поправ, и сущим во гробех живот даровав."

  В Своей славе явился Господь ученикам Своим по воскресенье, когда сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Матф. 28:18).

По Вознесении Своем Богочеловек Христос есть Глава небесных, земных и преисподних.

  Во всей силе царственность  Господа Иисуса Христа явлена  в сошествии Его в ад и  победе над адом, разрушении его  уз; далее, в воскресении Его  и победе над смертью; наконец,  в вознесении Иисуса Христа и отверстии для всех верующих в Него Царствия Небесного.

Как понимать "Обожение человечества во Христе"?

  Человеческая природа  Господа Иисуса Христа через  соединение с Божеством приобщилась  свойств божественных и обогатилась  ими, иначе говоря, обожена. Обожилась не только человеческая природа Самого Господа. Через Него и в Нем обожено и наше человечество, ибо Он истинно воспринял нашу плоть и кровь (Евр. 2:14), теснейшим образом соединил Себя с человеческим родом, а следовательно соединил его с Божеством. Так как Господь Иисус Христос воспринял плоть от Приснодевы Марии, то церковные книги очень часто именуют Ее источником нашегообожения: Ею же мы обоживаемся. Обоживаемся мы также чрез достойное принятие Тела и Крови Христовых. Однако, нужно знать границы в содержании этого термина, так как в философско-религиозной литературе нового времени, начиная с Владимира Соловьева, есть тенденция к неправильному расширению смысла Халкидонского догмата. Термин "обожение" не однозначен с термином "богочеловечество," и "обоженный" во Христе не поставлен на путь к личному богочеловеку. Если Церковь Христова называется Богочеловеческим организмом, то потому, что ее Глава есть Христос Бог, и ее тело - человечество, возрожденное во Христе. Само же по себе человечество в совокупности, а равно и человек индивидуально, остаются в той природе, в какой и для какой они сотворены. Ибо и в лице Христа тело и душа человеческая не перешли в Божескую природу, а только соединились с ней, соединились "неслиянно и неизменно." "Ибо и не было, и нет, и никогда не будет другого Христа, состоящего как из Божества, так и из человечества, пребывающего в Божестве и в человечестве," говорит преп. Иоанн Дамаскин (Точное Изложение Правосл. Веры, кн. 3:3).

Информация о работе Шпаргалка по "Религии"