Вопрос №29.Таинство
Священства.
Иерархия в Церкви установлена
Самим Господом Иисусом Христом, она неразрывна
с существованием Церкви и в апостольский
период она получила трехстепенную организацию.
Но иерархическое служение
в Церкви, особенно епископское
и пресвитерское, есть служение особое,
исключительное: это - служение благодатное.
Здесь пастырство Божия стада, высочайший
образец которого дал Господь в Своем
земном служении: Я есмь пастырь добрый,
и знаю Моих, и Мои знают Меня... Пастырь
добрый душу свою полагает за овец... Здесь
предстояние перед Господом в молитве
не только за себя, но и за народ. Здесь
руководство душами людей на пути к достижению
ими Царства Небесного. Священнослужитель
приносит от лица всего народа бескровную
Жертву в Божественной Литургии. И если
в каждом добром деле мы испрашиваем Божия
благословения и помощи, то тем более,
при вступлении на всю жизнь в пастырское
служение призывается Божия благодать,
благословляющая этот подвиг, содействующая
и укрепляющая будущего пастыря. Благословение
низводится на приступающего с трепетом
к принятию дара священно-служения в таинстве
священства, через рукоположение от епископа,
который сам носит по преемству благодать
священства, при молитве собора священнослужителей
и всего народа на богослужении. Она называется
также таинством хиротонии.
Священное Писание
дает прямые и ясные указания
на то, что поставление на степень
священства есть сообщение особого благодатного
таинственного дара, без которого это
служение не может быть исполняемо.
"Хиротония" в
древней Церкви
Из книги Деяний
видно как Апостолы делали
все по наставлению Христову
и внушению Духа Святого, и
когда им стало нужно поставить
в Церкви диаконов для помощи
себе, они предложили избрать
из среды учеников семь исполненных
Св. Духа и мудрости мужей, а когда те были
поставлены перед ними, тогда они, помолившись,
возложили на них руки (Деян. 6:2-6). Здесь
с полной ясностью разграничиваются между
собой два различных акта: избрание известных
лиц для диаконского служения и их молитвенное
рукоположение. Избрание - как дело простое
человеческое, рукоположение же - как особое
для этой цели священнодействие и действие
божественной благодати.
В той же книге
Деяний находим указание на
рукоположение, как на священнодействие,
которым поставлялись пресвитеры для первенствующей
Церкви. Писатель книги, св. ап. Лука повествует
о том, как апостолы Павел и Варнава проходя
с проповедью малоазийские города, умножая
в них число христиан: рукоположивши (hirotonisondes)
же им пресвитеров к каждой церкви, они
помолились с постом и предали их Господу
(Деян. 14:23). Это рукоположение представляло
особую важность, как совершенное самими
апостолами Павлом и Варнавой. Это засвидетельствовал
сам ап. Павел в прощальной беседе с пресвитерами
Ефесской церкви. Он так выразился о них:
Внимайте себе и всему стаду в котором
Дух Святой (через апостольское рукоположение)
поставил вас блюстителями, пасти Церковь
Господа и Бога, которую Он приобрел Себе
Кровию Своею (Деян. 20:28).
Наконец, в посланиях
ап. Павла к Тимофею мы имеем
прямое указание на рукоположение,
как на благодатное священство
через которое были поставляемы епископы. Так в первом
послании к Тимофею, бывшему епископом
Ефесской церкви, апостол пишет: Не неради
о пребывающем в тебе даровании, которое
дано тебе по пророчеству с возложением
рук священства (4:14). Во втором же послании
ему пишет: Напоминаю тебе возгревать
дар Божий, который в тебе через мое рукоположение
(1:6). Из сопоставления одного места с другим
видно, что Тимофей был рукоположен священничеством
и самим ап. Павлом, или что то же, собором
старейших священнослужителей под предстоятельством
ап. Павла, и что этим сообщен Тимофею дар
Божий, который имеет пребывать с ним навсегда,
как его достояние. От него требуется только
одно - не нерадеть о нем, а возгревать
его. Что здесь разумеется рукоположение
епископское, вполне подтверждается дальнейшими
ему наставлениями: из них видно что он
облечен властью рукополагать других
(1 Тим. 5:22), имеет право наблюдения над
пресвитерами в его ведении (1 Тим. 5:17 и
19) и вообще является строителем "в доме
Божием, который есть Церковь Бога Живаго"
(1 Тим. 3:15).
Избрание и поставление
в древней Церкви.
Сказанное приводит
к несомненному выводу, что апостолами,
по уполномочию Христову, установлены
были три иерархические степени и что
для возведения в них употреблялось рукоположение,
которое сообщало благодать для их служения.
Само собой понятно, что и преемники апостолов
- епископы должны были в точности исполнять
апостольские установления рукоположения,
в том же апостольском значении и смысле.
Так это и было в Церкви в последующие
времена.
Хотя в древней Церкви
поставление в священство происходило
после их общего избрания и согласия церковной
общины или поместной церкви, но само это
поставление было актом совершенно отдельным
и отличным от такого избрания и совершалось
лицами, равными по своим полномочиям
апостолам, бывшими их преемниками. Такими
лицами были и остаются епископы. Из ранних
свидетельств об этом можно указать на
слова св. Иринея (2-ой век), который говорит:
"надлежит следовать пресвитерам, (в
смысле "старейшим" - епископам) тем,
которые в Церкви и имеют преемство от
апостолов, а вместе с преемством епископства,
по благоволению Отца, получили дарование
истины." Это говорит, очевидно, о благодатном
даре, получаемом при поставлении.
Ту же мысль можно
найти и у Тертуллиана, а
у Климента Александрийского (3 век)
находится уже определенное указание,
что "избрание" далеко не
есть еще то, что дается поставлением
через рукоположение. Это подобно тому
как и избрание Христом апостолов (в числе
которых был Иуда) не было равно тому "поставлению,"
которое апостолы впоследствии получили
через дуновение Христово. Избрание известных
лиц для священства есть дело людей, рукоположение
же их не есть дело человеческое, а Божие.
"Правила Апостольские" заповедуют:
"Епископа да поставляют два или три
епископа; пресвитера, диакона и прочих
клириков, да поставляет один епископ
(1 и 2-е прав.). Здесь же устанавливается
неповторимость хиротонии (рукоположения):
"аще кто епископ, или пресвитер или
диакон приемлет от кого либо второе рукоположение,
да будет извержен от священного чина
и он и рукоположивший, разве еще достоверно
будет известно, что от еретиков имеет
рукоположение" (68 прав.). Таким образом,
благодать, подаваемая в хиротонии священства,
признается также неизменной и неизгладимой,
как и благодать, подаваемая в крещении.
Однако благодать хиротонии является
особенной и отличной от благодати, подаваемой
в крещении и в таинстве миропомазания.
Сущность и совершительные
слова таинства
Итак, таинство священства
есть такое священнодействие, в
котором, через молитвенное возложение
епископских рук на главу избранного
лица, низводится на это лицо
Божественная благодать, освящающая
и поставляющая его на известную степень
церковной иерархии и потом содействующая
ему в прохождении его иерархических обязанностей.
Молитва хиротонии читается так: Божественная
благодать, всегда немощных врачующая,
и оскудевающих восполняющая, проручествует
(такого-то) благоговейнишего иподиакона
в диакона (или диакона в пресвитера). Помолимся
убо о нем, да приидет на него благодать
Всесвятого Духа.
В отличие от таинства
хиротонии, поставление в низшие степени
клира (чтеца, иподиакона) называется хиротасией.
Безбрачие епископов.
Для епископа существует
обязательство безбрачия. В первые
века христианства такое требование
не было обязательным, но уже
с апостольских времен епископам
дозволялось уклоняться от брака
ради подвига воздержания. Обычай
этот укрепился, и 6-й Вселенский
Собор сделал его законным
правилом. Что касается священников
и диаконов, то Церковь решила
такого обязательного бремени
на них не возлагать и следовать
древнему правилу, возбраняя священнослужителям
по получении ими хиротонии
вступать в брак, но допуская
к таинству священства лиц,
уже связанных браком, и даже
почитая это нормальным. Второбрачные,
как и имеющие жену во втором браке, не
могут быть рукополагаемы. В Римской церкви
в 4-6-м веках стало вводиться безбрачие
также священников и диаконов. Это нововведение
было отвергнуто 6 Вселенским Собором,
но это запрещение римскими папами оставлено
без внимания.
Протестанты
отвергли священство как "таинство."
Их пасторы избираются и поставляются
народом, но не получают никакого
особого благодатного посвящения
и в этом смысле не отличаются
от рядовых членов их общин.
Исторически это объясняется
протестом против злоупотреблений
своими правами латинского духовенства
в конце средних веков. Протестанты
выставили теоретическим оправданием
то, что поставление в священство получило
наименование таинства только в более
позднее время. Но такое оправдание не
имеет никакой цены. Мы видим по учению
и практике апостолов и по всегдашнему
верованию Церкви, что хиротония от начала
является таинственно-благодатным священнодействием,
и потому назвав ее таинством в более позднее
время, ничего нового не внесло, а только
точнее выразило ее сущность. Это подобно
тому как термин omousios, принятый на Первом
вселенском соборе, ничего нового не внес
в древне-церковное учение о Божестве
Сына Божия, а только его определил и утвердил.
К сожалению, протестанты, отстаивая свою
ложную позицию, продолжают упорно выводить
понятие христианских таинств из языческих
мистерий.