Вопрос №27.Таинство
Евхаристии.
Евхаристия (буквально
"благодарение") есть таинство, в
котором хлеб и вино предложения прелагаются
Духом Святым в истинное Тело и истинную
Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие
приобщаются их для теснейшего соединения
со Христом и жизни вечной. Это таинство
состоит, таким образом, из двух отдельных
моментов: 1) преложения или пресуществления
хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и
2) причащения этих святых Даров. Оно имеет
название Евхаристия; Вечеря Господня;
Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови
Христовых. Тело и Кровь Христовы в этом
таинстве называются Хлебом небесным
и Чашей жизни, или Чашей спасения; святыми
Тайнами; бескровной Жертвой. Евхаристия
есть величайшее христианское таинство.
Предустановление таинства
До первого совершения
этого таинства на Тайной Вечери,
Христос обетовал его в Своей беседе
о хлебе животном по случаю насыщения
пяти тысяч человек пятью хлебами. Господь
учил: Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий
хлеб сей будет жить вовек; хлеб же который
Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам
за жизнь мира (Иоан. 6:51). Иудеи, очевидно,
поняли слова Христа буквально. Они стали
говорить между собой: как Он может дать
нам есть Плоть Свою? И Господь не сказал
иудеям, что они поняли Его неправильно,
а только еще с большей силой и ясностью
продолжал речь в том же смысле: "Истинно,
истинно говорю вам: если не будете есть
Плоти Сына Человеческого и пить Крови
Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий
Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь
вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь
Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть
и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и
Я в нем." Так же буквально поняли слова
Христа ученики Его: какие странные слова!
Кто может это слушать? - говорили они.
Спаситель, чтобы убедить их в возможности
такого чудесного вкушения, указал на
другое чудо, на чудо Своего будущего вознесения
на небо: "это ли соблазняет вас? Что
же, если увидите Сына человеческого восходящего,
где был прежде?" Далее Христос прибавляет:
"Дух животворит, плоть не пользует
нимало: слова, которые Я сказал вам, суть
дух и жизнь."
Этим замечанием Христос
не требует понимания Его беседы
о хлебе животном в "переносном"
смысле. "Есть из вас некоторые
неверующие," - тут же прибавляет Он.
Этими словами Спаситель указывает, что
слова Его трудны для веры: как это верующие
будут есть Его тело и пить Его кровь? Но
Он подтверждает, что говорит о Своем действительном
Теле. Его слова о Своих Теле и Крови есть
"дух и жизнь," они свидетельствуют,
что а) приобщающийся их будет иметь жизнь
вечную и будет воскрешен для Царства
Славы в последний день, и б) что приобщающийся
их входит в теснейшее общение со Христом.
Его слова говорят не о жизни по плоти,
но о жизни по духу. Приобщение Его Тела
и Крови важны не для утоления физического
голода, как при насыщении пяти тысяч человек
- а важны для жизни вечной.
Установление таинства
и совершение его в апостольское
время
Тогда как предуказание
Спасителя на будущее установление таинства
Евхаристии дано в евангелии от Иоанна,
- само установление таинства излагается
у трех евангелистов Матфея, Марка и Луки,
а затем повторено ап. Павлом.
В евангелии Матфея
в 26-й главе сказано: И когда
они ели, Иисус взял хлеб
и благословив преломил и, раздавая ученикам,
сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое.
И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал:
пейте от нее все; ибо это есть Кровь Моя
нового завета, за многих изливаемая во
оставление грехов (26-28). То же в евангелии
Марка в 14 главе.
В евангелии Луки
в 22 главе: И взяв хлеб и
благодарив, преломил и подал им, говоря:
сие есть Тело Мое, которое за вас предается;
сие творите в Мое воспоминание. Также
и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть
новый завет в Моей Крови, которая за вас
проливается (19-20).
В 1-м послании ап.
Павла к Коринфянам в 11-ой
главе читаем то же что и
у св. Луки, только с предварительными
словами: Я от Самого Господа принял
то, что и вам передал, что Господь Иисус
в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
и возблагодарив преломил и сказал: "приимите..."
Слова Спасителя наТайной
Вечери: Сие есть Тело Мое, еже
за вас ломимое, сия есть
Кровь Моя нового завета, еже
за многие изливаемая во оставление
грехов, - совершенно ясны и определенны
и не допускают иного толкования, кроме
прямого, именно, что ученикам преподано
истинное Тело и истинная Кровь Христовы;
и это совершенно согласно с данным в 6-й
главе евангелия Иоанна обетованием Спасителя
о Его Теле и Крови.
Приобщив учеников, Господь
заповедал: сие творите в Мое
воспоминание. Эта жертва должна совершаться
доколе Он придет (1 Кор. 11:26), как наставляет
ап. Павел, т.е. до второго пришествия Господня.
Это следует и из слов Спасителя: аще не
снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете
Крови Его, живота не имате в себе. И действительно,
Евхаристия принята Церковью от первых
дней, как величайшее таинство. Установление
ее сохраняется с величайшим тщанием и
благоговением, и она совершается и будет
совершаться до скончания мира.
О совершении таинства
Евхаристии в апостольские времена
Церкви Христовой читаем в
книге Деяний Ап. (2:42-46; 20:6-7) и у
ап. Павла в 10 и 11 главах 1 Посл.
к Коринф. Апостол пишет: "Чаша благословения,
которой благословляем, не есть ли приобщение
Крови Христовой? Хлеб, который преломляем,
не есть ли приобщение Тела Христова? Один
хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся
от одного хлеба" (1 Кор. 10:16-17).
"Ибо всякий раз,
когда вы едите хлеб сей и пьете
чашу сию, смерть Господню возвещаете,
доколе Он придет. Посему, кто будет есть
хлеб сей или пить чашу Господню недостойно,
виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким
образом пусть ест от хлеба сего и пьет
из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно,
тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая
о Теле Господнем. Оттого многие из вас
немощны и больны, и не мало умирает"
(1 Кор. 11:26-30).
В приведенных словах
апостол наставляет, с каким благоговением
и предварительным самоиспытанием
надлежит христианину приступать к Евхаристии,
и внушает, что это есть не простая пища
и питие, но принятие истинных Тела и Крови
Христовых. Соединяясь со Христом в Евхаристии,
верующие причащающиеся соединяются и
друг с другом: мы многие одно тело, ибо
все причащаемся от одного хлеба.
Преложение хлеба и вина
в таинстве Евхаристии
В таинстве Евхаристии,
- в то самое время, когда
священнослужитель, призывая Святого
Духа на предложенные дары, благословляет
их с молитвой к Богу Отцу:
Сотвори хлеб сей честное Тело
Христа Твоего, а то, что в чаше, честную
Кровь Христа Твоего, приложив Духом Твоим
Святым - хлеб и вино действительно прелагаются
в Тело и Кровь наитием Святого Духа. После
этого момента, хотя наши глаза видят хлеб
и вино на св. трапезе, но в самом существе,
невидимо для чувственных очей, это - истинное
Тело и истинная Кровь Господа Иисуса
Христа, только под "видами" хлеба
и вина.
Таким образом, освященные
дары 1) не есть только знаки
или символы, напоминающие верующим
об искуплении, как учил реформат
Цвингли, 2) а равно - не одним
только Своим "действием и
силой" (динамически) присутствует
в них Иисус Христос, как
учил Кальвин; наконец, 3) присутствует
не в смысле только "проницания,"
как учат Лютеране (признающие соприсутствие
Христово "с хлебом, под хлебом, в хлебе");
- но освященные дары в таинстве прелагаются
(пресуществляются) в истинное Тело и истинную
Кровь Христовы, как сказал Спаситель:
Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя
истинно есть питие (Иоан. 6:55).
Эта истина выражена
в Послании восточных патриархов
в следующих словах: "Веруем, что
в сем священнодействии предлежит Господь
наш Иисус Христос, не символически - typokos,
не образно - ikonikos, не преизбытком благодати,
как в прочих таинствах, не одним наитием,
как это говорили некоторые Отцы о крещении,
и не через "проницание" хлеба, так,
чтобы божество Слова "входило" в
предложенный для Евхаристии хлеб существенно,
как последователи Лютера довольно неискусно
и недостойно изъясняют: но истинно и действительно,
так что по освящение хлеба и вина, хлеб
прелагается, пресуществляется, претворяется,
преобразуется в самое истинное Тело Господа,
которое родилось в Вифлееме от Приснодевы,
крестилось в Иордане, пострадало, погребено,
воскресло, вознеслось, сидит одесную
Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных.
А вино претворяется и пресуществляется
в самую истинную Кровь Господа, которая
во время страдания Его на кресте, излилась
за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении
хлеба и вина остаются уже не самый хлеб
и вино, но самое Тело и Кровь Господа,
под видом и образом хлеба и вина."
Такое учение о св.
таинстве причащения содержится
у всех святых Отцов, начиная
от самых древнейших, как св. Игнатий
Богоносец, св. Иустин Философ и других
древних церковных писателей. Впрочем,
у некоторых древних это учение не выражено
в совершенно точных терминах, и некоторые
выражения приближаются к символическому
истолкованию (на что указывают протестанты);
однако, способ их выражения отчасти объясняется
теми полемическими задачами которые
они при этом ставили себе (Ориген - против
грубочувственного отношения к таинству,
Тертуллиан - против ереси Маркиона, а
апологеты - защищая общие христианские
истины перед язычниками, но не вводя их
в глубину таинств).
Отцы первого вселенского
собора исповедали: "На божественной
трапезе мы не должны просто
видеть предложенный хлеб и
чашу, но, возвышаясь умом, должны
верой разуметь, что на освященной
трапезе лежит Агнец Божий,
вземляй грехи мира, приносимый в жертву
священниками, и, истинно приемля честное
Тело и Кровь Его, должны верить, что это
знамя нашего воскресения."
Для доказательства
же и объяснения возможности
такого претворения хлеба и
вина силой Божией в Тело
и Кровь Христовы древние пастыри указывали
на всемогущество Творца и на особенные
дела Его всемогущества: на сотворение
мира из ничего, на таинство воплощения,
на чудеса, упоминаемые в св. книгах, в
частности - на претворение воды в вино
(Златоуст, Амвросий, Кирилл Иерус., Дамаскин),
и на то, как в нас самих хлеб и вино или
вода, принимаемые нами в пищу, неведомо
для нас, пресуществляются в наши тело
и кровь (Иоанн Дамаскин).
Об образе пребывания
Иисуса Христа в святых Дарах.
1. Хотя хлеб и вино
претворяются в таинстве собственно
в Тело и Кровь Господа, но
Он есть в этом таинстве
всем существом Своим, т.е. Своей
душой и самым Божеством Своим,
которое нераздельно с его
человечеством.
2. Хотя, далее, Тело
и Кровь Господа раздробляются
в таинстве Причащения и разделяются,
однако мы веруем, что в каждой
части - и в малейшей частице
- св. Таин принимается причащающимися
весь Христос по Своему существу, т.е. с
душою и божеством, как совершенный Бог
и совершенный Человек. Эту веру св. Церковь
выражает в словах священнослужителя
при раздроблении св. Агнца: Раздробляется
и разделяется Агнец Божий, раздробляемый
и не разделяемый, всегда ядомый и никогда
же иждиваемый [уменьшаемый], но причащающиясяосвящаяй.
3. Хотя, в одно и
то же время бывает много
святых Литургий во вселенной,
но не много тел Христовых,
а один и тот же Христос
присутствует и преподается телом
Своим во всех храмах верных.
4. Хлеб предложения,
приготовляемый порознь во всех
церквах, поосвящении и по предложению
его, становится одно и то
же с Телом, сущим на небесах.
5. После пресуществления
хлеба и вина в таинстве Евхаристии в Тело
и Кровь, они уже не возвращаются в прежнее
свое естество, а остаются Телом и Кровью
Господа навсегда, независимо от того,
будут ли они или не будут потреблены верующими.
Поэтому Православная Церковь издревле
имеет обычай совершать в известные дни
Литургию на прежде освященных Дарах,
веруя, что Дары эти, освященные на предыдущей
Литургии, остаются истинными Телом и
Кровью Христовыми; имеет также древний
обычай хранить освященные Дары в освященных
сосудах для напутствия ими умирающих.
Известно, что в древней Церкви существовал
обычай отсылать освященные Дары через
диаконов христианам, не имевшим возможности
приобщиться в храме. Например, исповедникам,
находящимся в темницах, и кающимся; нередко
в древности верующие приносили св. Дары
с благоговением из храмов в свои дома,
и подвижники брали их с собой в пустыни
для приобщения.
6. Так как Богочеловеку
Христу подобает единое нераздельное
Божеское поклонение и по Божеству
и по человечеству, вследствие
нераздельного их соединения, то
и святым тайнам Евхаристии
надлежит воздавать ту же честь
и поклонение, какими мы обязаны
Самому Господу Иисусу Христу.
Отношение Евхаристии
к Голгофской жертве
Евхаристическая жертва
не есть повторение крестной
жертвы Спасителя, а есть принесение
жертвенных тела и Крови, однажды вознесенных
нашим Искупителем на крест, всегда ядомых
и николи же иждиваемых. Голгофская жертва и жертва Евхаристии
нераздельны между собой, составляя собственно
одну Жертву; но вместе и различаются
между собой. Они нераздельны: это одно и то же благодатное
дерево жизни, насажденное Богом на Голгофе,
но наполняющее таинственными своими
ветвями всю Церковь Божию и до конца веков
питающее своими спасительными плодами
всех ищущих вечной жизни.Но они и различаются:
приносимая в Евхаристии жертва называется
бескровной и бесстрастной, так как она
совершается по воскресении Спасителя,
Который воскресши из мертвых, уже не умирает:
смерть уже не имеет над Ним власти (Рим.
6:9); она приносится без страдания, без
пролития крови, без смерти, хотя и совершается
в воспоминание страданий и смерти Божественного
Агнца.
Значение Евхаристии
как жертвы.
Она есть жертва хвалы и благодарения.
Священнослужитель, совершающий бескровную
жертву, по чину Литургии св. Василия Великого
и св. Иоанна Златоуста, перед освящением
даров вспоминает в тайной молитве великие
дела Божии, прославляет и благодарит
Бога во Святой Троице за воззвание человека
из небытия, за многоразличное попечение
о нем после падения и за домостроительство
спасения его через Господа Иисуса Христа.
Равным образом и все присутствующие в
храме христиане в зри святые моменты,
славя Бога, взывают к Нему: Тебе поем,
тебе благословим, тебе благодарим, Господи...