Шпаргалка по "Религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Религии".

Вложенные файлы: 32 файла

Vopros_8.docx

— 37.81 Кб (Скачать файл)

Вопрос №8.Единосущие Лиц Пресвятой Троицы.Личность Божественных Ипостасей.Ипостасные свойства.

Единосущие Лиц Святой Троицы.

     Мы именуем  Святую Троицу единосущной и нераздельной. О единосущии Ипостасей Святой Троицы неоднократно говорит Священное Писание, хотя сам термин «единосущный» и отсутствует в нем. Так, мысль о единосущии Отца и Сына содержится в словах Спасителя: «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30); «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9); «Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14, 10). Он есть Сын Отца не по благодати, а по Природе, «ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном» (Евр. 1, 5) Та же мысль о Его подлинном сыновстве содержится и в других текстах Священного Писания, например: Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем в Истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная (1 Ин. 5, 20). Или еще: Бог Сына Своего (греч. "идиу" — собственного) не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8, 32).

      Евангелие  именует Спасителя Единородным,  а значит, и единосущным Сыном.  «И Слово стало плотию... и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца», — пишет святой Апостол Иоанн Богослов (Ин. 1, 14). Там же говорится, что Слово — Единородный Сын, сущий в недреОтчем (Ин. 1, 18; 3, 16). Святой Иоанн Дамаскин поясняет, что Сын называется в Писании «единородным», «потому что Он один от одного Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое рождение неподобно рождению Сына Божия и нет другого Сына Божия» 1. Он — той же Сущности, что и Отец, ибо «рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое... творение же и созидание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего...» — пишет святой Иоанн Дамаскин 2.

      Что касается  Святого Духа, то Сам Господь в крещальной заповеди возвещает единство Духа с Отцом, как необходимый и спасительный догмат (Мф. 28, 19).

      «В Своем  исхождении, — пишет святитель Григорий Палама, — Он не отделился ни от Отца, как вечно исходящий от Него, ни от Сына, в Котором почивает. Имея «единение неслитное» и «различение нераздельное» со Отцом и Сыном, Святой Дух есть Бог от Бога, не иной Бог — поскольку единосущен Двум Другим, но иной как самостоятельная Личность, как Дух Самоипостасный 3. Происхождение Святого Духа от Отца (Ин. 15, 26) и владение тем, что сообща принадлежит Отцу и Сыну (Ин. 16, 15), безусловно, подтверждают Его единосущие первым Двум Ипостасям. Не случайно Дух Святой, от Отца исходящий и в Сыне почивающий, в Откровении именуется Духом Отчим (Мф. 10, 20) и Духом Христовым (Рим. 1, 9; Флп. 1, 19). Если Он проницает глубины Божий, которых никто не знает, и находится в не менее тесном общении, чем дух человеческий, с человеком (1 Кор. 2, 10—11), то не может не быть единосущным и равным Отцу и Сыну.

      Святой Григорий  Богослов поясняет тайну Божественного  Триединства с помощью следующего  образа: «Божество в Разделенных  неделимо, как в трех солнцах,  которые заключены одно в другом, одно растворение света» 4. В полноте  общения Каждая из Божественных Ипостасей всецело отдает Себя, Свою природу и обладает всем, что присуще Божеству. Все Мое Твое, и Твое Мое (Ин. 17, 10).

      «Святая  Троица, — пишет святой Иоанн  Дамаскин, — не складывается из трех несовершенных существ, как складывается дом из камня, дерева и железа. Ибо по отношению к дому камень, дерево и железо несовершенны, потому что взятые отдельно не есть дом . В Троице же, напротив, Каждая Ипостась есть Бог и все вместе Они есть Тот же Самый Бог, потому что Сущность Трех Совершенных — едина».

Единосущие не приводит Ипостаси к растворению в безразличии единой Природы. «Неслитность Трех Ипостасей соблюдается в едином естестве и достоинстве Божества... И Три — единое по Божеству, и Единое — Три по личным свойствам, так что нет ни единого в смысле Савеллиевом (нет слияния Лиц), ни трех в смысле нынешнего лукавого разделения (т.е. арианства, рассекавшего Троицу)», — пишет святитель Григорий Богослов 6. По словам святого Иоанна Дамаскина, Ипостаси Троицы «соединяются, не сливаясь, но совокупно друг с другом сопребывая и друг друга проникая без всякого смешения и слияния, и так, что не существуют один вне другого или не разделяются в сущности, согласно Ариеву разделению. Ибо, чтобы сказать кратко, Божество нераздельно в раздельном, подобно тому, как в трех солнцах, тесно друг к другу примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых, — одно и смешение света, и слияние».

      Обобщением  ко всему сказанному святыми  отцами о Единосущной Троице  могут послужить следующие слова  святителя Григория Богослова:  «Единое Божество не возрастает  и не умаляется через прибавления  и убавления (от Ипостаси к  Ипостаси), повсюду равно, повсюду  то же, как единая красота и  единое величие неба. Оно есть Трех Бесконечных бесконечная соестественность, где Каждый, умосозерцаемый Сам по Себе, есть Бог, как Отец и Сын и Дух Святой с сохранением в Каждом личного свойства, и Три, умопредставляемые вместе, — также Бог: первое — по причине единосущия, последнее — по причине единоначалия (Отца)»

1. Божество Отца

     Христос прославляет  Отца, «Господа неба и земли», открывшего Свои тайны незлобивым простецам — Апостолам (Мф. 11, 25). Он учит об Отце, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единародного (Ин. 3, 16); молится о том, чтобы ученики познали Единого Истинного Бога (Отца) и посланного Им Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

     Апостол также  возвещает, что у нас один  Бог Отец, из Которого все... (1 Кор. 8, 6) Почти каждое свое послание он начинает словами: «Благодать вам и мир от Бога Отца» (Рим. 1, 7). Он проповедует благословенного Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа — Отца милосердия и Бога всякого утешения (2 Кор. 1, 3). Таким образом, Божество Первой Ипостаси — несомненная истина Откровения. Догмат о Божестве Отца прямо не отвергался даже еретиками, хотя искажался всякий раз, когда искажалось учение о Святой Троице.

2. Божество Сына  и Его равенство с Отцом

     1. Христос как  Сын Божий и Сын Человеческий  соединил в Себе две совершенные  природы: Божественную и человеческую. О Христе как Воплощенном Боге  возвещает Евангелие, взятое в  целом. Например, Апостол пишет,  что в Воплощении Сына Божия  открылась великая благочестия  тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16). Именование Спасителя Богом уже само по себе свидетельствует о полноте Его Божества. С точки зрения логики, Бог не может быть «второй степени» или «низшего разряда», так как Божественная Природа не подлежит умалению или ограничению. Бог может быть только один и всесовершен. Так, Апостол учит, что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Евангелист Иоанн также возвещает о Божественности Сына: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Истинность того, что Христос — сущий над всем Бог, благословенный вовеки (Рим. 9, 5), познает и святой Апостол Фома, когда восклицает Воскресшему: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28). По словам Апостола Павла, Христова Церковь — Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28), и т.д.

     Господь Иисус  Христос Сам неоднократно утверждал Свое Божественное достоинство72. На слова Симона Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого...» — Он ответил: «Блажен ты, Симон... потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах» (Мф. 16, 16—17). В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30). На вопрос первосвященников: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» — Он сказал: «Я» (Мк. 14, 61,62).

     2. Равенство  первых Двух Ипостасей подтверждается равенством и единством Их сил и действии в мире. Ибо кто познал ум Господень? (Рим. 11, 34) Никто из твари. Сын же дерзновенно учит о Своем всеведении: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Ин. 10, 15); «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27)73.

     Воля Сына  едина с волей Отца, поэтому  «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5, 19). Эта единая всемогущая воля Божия привела в бытие мир. Мы веруем в «Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли», и в Сына, «Имже вся быша», ибо Сыном создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... (Кол. 1, 16) После сотворения мира Равнобожественные Ипостаси промышляют о нем. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», — учит Христос (Ин. 5, 17).

     Единородный  Сын неразлучно пребывает со  Отцом и имеет единство жизни  с Родителем: как Отец имеет  жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин. 5, 26). Святой евангелист Иоанн пишет о Сыне: «Возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1, 2). Сын — такой же Источник Жизни, как и Отец, ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин. 5, 21).

     Сын равен  Отцу. Он являет в Себе всего  Отца, поэтому видевший Сына видел  Отца (Ин. 14, 9). Все должны чтить  Сына, как чтут Отца. Кто не  чтит Сына, тот не чтит и  Отца, пославшего Его (Ин. 5, 23).

     3. Наряду с  изречениями, подтверждающими Божество  Второй Ипостаси, в Писании встречаются  тексты, говорящие о подчиненности  Сына Отцу. Последние изречения  издревле использовали еретики,  особенно ариане, чтобы опровергнуть Божество Сына и Его равенство с Отцом. Для правильного понимания этих текстов Писания следует иметь в виду, во-первых, что Сын Божий после Воплощения есть не только Бог, но и Сын Человеческий и, во-вторых, что по Своей Божественной Природе Сын происходит от Отца, Отец является Ипостасным Началом Сына.

     В согласии  с вышесказанным, «уничижительные»  высказывания Писания о Сыне  можно разделить на две группы. Первые из них говорят о  человечестве Спасителя и по  Домостроительству принятой Им  на Себя миссии, например: Бог  соделал Господом и Христом Сего Иисуса (Деян. 2, 36); (Сын), Которого Отец освятил и послал в мир (Ин. 10, 36); (Христос) смирил Себя, быв послушным даже до смерти (Флп. 2, 8);

     Сын страданиями  навык послушанию (Евр. 5, 8). Сюда же  относятся тексты, в которых Сыну  приписывается неведение времени  кончины мира (Мк. 13, 32), покорность (1 Кор. 15, 28), молитва (Лк. 6, 12), вопрошение (Ин. 11, 34), преуспеяние (Лк. 2, 52); достижение совершенства (Евр. 5, 9). О Христе говорится также, что Он спит (Мф. 8, 24), алчет (Мф. 4, 2), утруждается (Ин. 4, 6), плачет (Ин. 11, 35), находится в борении (Лк. 22, 44), укрывается (Ин. 8, 59).

     Не нуждаясь  в молитве как Бог, Он как  Сын Человеческий от лица всего  человечества приносил молитвы  Отцу. Будучи неразлучен с Отцом,  Он от лица человеческого рода, отпадшего от Бога через грехи,  воззвал с Креста: «Боже Мой,  Боже Мой! Для чего Ты Меня  оставил» (Мк. 15, 34)74.

     В других  текстах Священного Писания подразумевается,  что Отец является Ипостасным  Началом Сына и Источником  всякого действия Святой Троицы, поэтому Христос учит: «Отец Мой  более Меня» (Ин. 14, 28); «Господь  имел Меня началом пути Своего»  (Притч. 8, 22); «Отец... дал Мне» (Ин. 10, 29); «как заповедал Мне Отец, так  и творю» (Ин. 14, 31); «Я ничего не  могу творить Сам от Себя» (Ин. 5, 30, или говорить (Ин. 12, 49), или судить (Ин. 12, 47) и т.д.

     Из других  текстов, которые приводили еретики,  можно указать следующие. Например, Спаситель говорит: «Восхожу к  Отцу Моему и Отцу вашему  и к Богу Моему и Богу  вашему» (Ин. 20, 17). Бог — Его  Отец по Божественной Природе;  Богом же соделался Ему Отец по Домостроительству, так как Сам Сын соделался человеком. (Нам же Бог — Отец по благодати и Бог по естеству).

     Апостол именует  Сына рожденным прежде всякой  твари (Кол. 1, 15) и первородным  (Евр. 1, 6), конечно, не в том смысле, что Сын сотворен прежде всякого  творения, как полагали ариане, а в том смысле, что рождение Его от Отца безначально.

     В другом  месте написано, что Сын предаст  Царство Богу и Отцу (1 Кор. 15, 24) и Сам Сын покорится Покорившему все Ему (1 Кор. 15, 28). Здесь Апостол говорит о Христе как Главе всего спасенного человечества, от лица которого Сын и предаст все творение Отцу, да будет Бог все во всем (28).

     Церковь с  самого начала исповедовала Божество  Сына. В древних символах веры  Христос называется «Сыном Божиим  Единородным», «Богом от Бога»,  «Богом Истинным». 

     О том же  свидетельствуют отлучения ранней  Церковью еретиков, отвергавших  Божество Сына Божия, и, наконец,  показания некоторых язычников  и иудеев. Плиний Младший, например, писал к императору Траяну, что  христиане воспевают хвалебную  песнь Христу как Богу. Неоплатоники  Цельс и Порфирий насмехались над верованием христиан в то, что Сам Бог воплотился, страдал и был распят. Иудей Трифон, вопреки христианскому учению, также считал невозможным, чтобы Бог сделался человеком.

3. Божество Святого  Духа и Его равенство с Отцом  и Сыном

     1. Священное  Писание именует Духа Святого  так же, как Отца и Сына, Богом.  Апостол Петр, обличая Ананию, говорил: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? ...Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 3—4). Апостол называет верующих то храмом Божиим, то храмом Духа Святого и этим свидетельствует, что Дух Святой есть Бог. Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16)79 После Воскресения Сам Христос заповедал крестить уверовавших во имя Отца и Сына и Святого Духа. В приветствиях апостольских посланий имя Святого Духа возвещается рядом с именем Отца и Сына (1 Пет. 1, 2; 2 Кор. 13, 13), что, несомненно, подтверждает Божество Третьей Ипостаси.

     2. Святой Дух  именуется другим Утешителем, не  меньшим Сына (Ин. 14, 16—17, 26). Он обладает  всеми свойствами Божественной  Природы: во-первых, — всеведением:  ибо Дух все проницает, и  глубины Божий (1 Кор. 2, 10). О том  же свойстве Святого Духа возвещает  Спаситель, когда говорит апостолам:  «Дух Истины... наставит вас на  всякую истину... и будущее возвестит  вам» (Ин. 16, 13); во-вторых, — всемогуществом, которое открывается в полновластном раздаянии Святым Духом благодатных дарований верующим. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же cие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12, 8—11).

Информация о работе Шпаргалка по "Религии"