Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:30, курс лекций
Технология приготовления, тепловая обработка и применение пряностей при приготовлении блюд этих народов.
Культура
Республика
располагает богатейшим историко-культурным
наследием. В республике проживают
народы с разным историческим прошлым
и культурными традициями. Сочетание
по крайней мере трех типов культурных
взаимовлияний (тюркского, славяно-русского
и финно-угорского), а также двух религий
(ислама и христианства) определяет уникальность
этих мест, своеобразие культурных и исторических
ценностей.
С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся
деятелей культуры: певца Федора Шаляпина,
писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова,
Максима Горького и Василия Аксенова,
поэтов Евгения Боратынского, Гавриила
Державина, Марины Цветаевой и Никиты
Заболоцкого, художников Ивана Шишкина
и Николая Фешина. Классик татарской поэзии
Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль,
композиторы Фарид Яруллин, София Губайдуллина
и многие другие составили славу татарской
культуры.
В Татарстане действует 7 творческих союзов:
Союз архитекторов, журналистов, композиторов,
концертных деятелей, писателей, театральных
деятелей и художников.
На сегодняшний день в республике действуют
13 государственных театров (из них 7 - татарских),
Татарская государственная филармония
им. Г. Тукая, Государственный ансамбль
песни и танца Республики Татарстан, Государственный
симфонический оркестр Республики Татарстан,
Государственный оркестр народных инструментов
Республики Татарстан, Государственный
Большой концертный зал им. С. Сайдашева
- один из лучших в стране, Казанский государственный
цирк.
8 средних специальных учебных заведений
культуры и искусства, Казанская государственная
консерватория им. Н. Жиганова, Казанский
государственный университет культуры
и искусств осуществляют подготовку профессиональных
кадров для учреждений культуры и искусства.
Одним из наглядных примеров государственной
культурной политики в области сохранения
и популяризации наследия является Казанский
Кремль. Так, во время празднования 1000-летия
Казани тысячи жителей республики и гостей
из ближнего и дальнего зарубежья стали
свидетелями торжественного открытия
мечети Кул-Шариф и Благовещенского собора,
символизирующих мирное сосуществование
двух главных религий республики - мусульманской
и христианской.
Уникальность Казанского Кремля как исключительного
свидетельства исторической непрерывности
и культурного многообразия в течение
длительного периода времени была подтверждена
30 ноября 2000 г. на сессии межправительственного
комитета ЮНЕСКО в Австралии включением
его в Список всемирного культурного и
природного наследия. В сентябре 2005 г.
Кабинет Министров Республики Татарстан
издал распоряжение о создании Музея археологии
на территории Государственного историко-архитектурного
и художественного музея-заповедника
"Казанский Кремль".
В канун празднования 1000-летия Казани
на территории Казанского Кремля, в здании
бывшего Юнкерского училища, был торжественно
открыт музейно-выставочный комплекс
"Хазине". В его составе - первый в
России выставочный эрмитажный Центр
"Эрмитаж-Казань" - совместный проект
Государственного Эрмитажа, Министерства
культуры и Государственного историко-архитектурного
и художественного заповедника "Казанский
Кремль". Работают Национальная художественная
галерея, являющаяся филиалом Государственного
музея изобразительных искусств республики
Татарстан, Музей-мемориал Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг.
Особо ценным объектом культурного наследия
народов Российской Федерации является
Казанский государственный университет,
что было официально утверждено в 1996 г.
В 2007 г. был отпразднован 1000-летний юбилей
города Елабуги.
Музейная сеть Татарстана, насчитывающая
сегодня около 97 музеев - неотъемлемый
ресурс культурного развития нашего региона.
Знаковыми мероприятиями культурной жизни
республики являются три крупных международных
фестиваля – оперный им. Ф.И. Шаляпина
(проводится с 1982 г.), фестиваль классического
балета им. Р. Нуриева (существует с 1987
г., с 1993 г. носит имя Нуриева) и фестиваль
современной музыки «Европа – Азия» (проводится
с 1992 г.). Ежегодно с 2005 г. в Казани проходит
фестиваль мусульманского кино «Золотой
минбар». В 2007 г. в конкурсной программе
было представлено 49 фильмов из 30 стран.
В 2008 году кинофорум состоится в октябре,
соберет несколько десятков стран-участниц
и более 200 художественных и документальных
фильмов.
Население
По данным
Всероссийской переписи населения
2002 г. общая численность населения
Республики Татарстан составила 3 779,3
тыс. человек.
Республика Татарстан занимает восьмое
место в России по численности населения
после городов Москва и Санкт-Петербург,
Краснодарского края, Республики Башкортостан,
Московской, Свердловской и Ростовской
областей. В Приволжском федеральном округе
республика – вторая по численности населения
после Башкортостана.
Большая часть населения республики –
около 74% проживает в городах и поселках
городского типа. Лидирует по числу жителей
столица республики – г. Казань, которая
входит в число 13 крупнейших городов России
с численностью населения 1 млн. человек
и более (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск,
Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара,
Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону,
Уфа, Волгоград и Пермь).
Татарстан является одной из самых многонациональных
территорий России – представители свыше
115 национальностей проживают на территории
республики, в том числе 8 национальностей,
численность населения которых превышала
10 тысяч человек: татары, русские, чуваши,
удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры.
Среди народов, населяющих Татарстан,
преобладающие по численности населения
– татары (более 2 млн. чел. или 52,9% от общей
численности населения республики). На
втором месте русские – около 1,5 млн. чел.
или 39,5%, на третьем – чуваши (126,5 тыс. чел.
или 3,4%).
В Республике Татарстан на 1000 мужчин приходится
1161 женщин (в России соотношение мужчин
и женщин составляет 1147).
По данным переписи населения 2002 года
в Татарстане лица моложе трудоспособного
возраста составляют 754,0 тыс. человек,
лица старше трудоспособного возраста
- 753,1 тыс. человек.
В Республике Татарстан 892,3 тыс. мужчин
и 897,5 тыс. женщин в возрасте 16 лет и старше
состоят в браке.
Образовательный уровень достаточно высок:
из 1000 жителей республики в возрасте 15
лет и старше 435 имели среднее профессиональное
образование и выше.
В 2007 г. в республике отмечалась позитивная
направленность демографических процессов
– число жителей республики увеличилось
в отличие от 2006 г., когда отмечалась общая
убыль населения. Численность постоянного
населения на начало 2008 г. составила в
Татарстане 3762,8 тыс. человек.
Религия
Республика
Татарстан многонациональна по составу
населения. Этим обстоятельством в
значительной степени объясняется
многообразие конфессий и религиозных
объединений на ее территории.
Религиозная обстановка в Республике
Татарстан в целом оценивается как стабильная
и отражает последствия тех изменений,
которые произошли за последние десятилетия
и существенным образом затронули сферу
государственно-церковных отношений,
деятельности религиозных организаций
на всей территории Российской Федерации.
Государственно-
Государственная политика в республике
направлена на поддержание баланса интересов
ислама и православия и равенства всех
религий перед законом. Формирование культуры
терпимости на основе соблюдения прав
человека и уважения религиозного многообразия
в последнее десятилетие осуществляется
в диалоговом режиме на государственном,
общественном, научном конфессиональном
и межконфессиональном уровне.
На 1 января 2008 г. в Татарстане зарегистрировано
1398 религиозных организаций, из них: 1055
мусульманских, 255 православных РПЦ Московского
Патриархата, 5 Истинно-православной церкви,
2 старообрядческих (белокриницкого согласия
и старопоморского толка), католики - 2,
иудеи - 4, протестантских общин различных
направлений - 71 (евангельские христиане
- баптисты - 4, евангельские христиане
- 30, христиане веры евангельской - 16, адвентисты
седьмого дня - 10, лютеране - 5, новоапостольская
церковь - 1, Свидетели Иеговы - 5), бахаи
- 1, кришнаиты (вайшнавы) - 2, Церковь Последнего
Завета (виссарионовцы) - 1.
По числу функционирующих религиозных
общин Татарстан относится к числу лидеров
среди субъектов Российской Федерации.
В республие функционирует примерно 1400
культовых зданий, из них: 1150 - мечетей,
200 церквей, 50 культовых зданий других
конфессий.
Своеобразием последних лет явилась выработка
религиозными организациями документов,
в которых получили отражение наиболее
актуальные вопросы их взаимоотношений
с государством, обществом в целом. ("Основы
социальной концепции Русской православной
церкви" и "Основы социальной программы
российских мусульман", принятые Советом
муфтиев России.). Потребности развития
общественных отношений вызвали научный
интерес к созданию проектов концепции
государственно-
28 августа 1999 г. вступил в силу Закон Республики
Татарстан "О свободе совести и о религиозных
объединениях". В нем учтены специфические
черты многонациональной республики,
конкретизированы особенности правового
режима отделения церкви от государства,
четко определены позиции государства
в регулировании религиозных отношений,
обозначены границы признаваемой и защищаемой
свободы совести и свободы вероисповедания.
Расширена также сфера действия религиозных
норм права в обыденной жизни. Закон своим
содержанием направлен на достижение
взаимного понимания, терпимости и уважения
в вопросах свободы совести и свободы
вероисповедания.
За годы действия данного закона удалось
значительно улучшить духовно-нравственный
климат в республике, укрепить организационное
единство религиозных организаций.
Ислам в Татарстане
Распространение
ислама в Поволжье в целом произошло
мирным путем. Начало этого процесса
одни ученые (Ш.Марджани) связывают с периодом
правления халифа Мамуна (813-833), другие
(Р. Фахрутдинов) предлагают возможность
распространения: через хазар во времена
Абд-аль-Малик бик Мардана (685-705). Не исключено,
что часть булгар, пришедших на Среднюю
Волгу в конце 9-нач. 10 веков была в значительной
степени мусульманизирована.
Ислам в поволжский регион проникает через
Среднюю Азию, в первую очередь, благодаря
торговым связям. Это означало, что мусульманские
традиции в Среднем Поволжье формировались
под определяющим влиянием среднеазиатских
богословских школ, и в первую очередь
ханифитского мазхаба. В 922 ислам был провозглашен
государственной религией в Волжской
Булгарии. В последующем он в татарских
государствах продолжал выполнять эту
функцию.
После завоевания их русским государством
(16 в.) татары потеряли многие традиционные
религиозные институты. Именно в этих
условиях идея единства татар как мусульман
приобрела особое значение, обеспечив
еще большее значение интегративной функции
ислама как этноконфессиональной идеологии.
Религиозные и национальные преследования
со стороны царского правительства и православных
миссионеров стали причиной многочисленных
выступлений мусульманских народов.
В 1773 был издан Указ Святейшего синода
"О терпимости всех вероисповеданий...",
в 1788 учреждено Оренбургское духовное
собрание, что означало официальное признание
права на существование мусульманской
религии. Конец 18- 19 вв. и в общественных
отношениях наметил поворот татарского
общества на путь современного развития.
Но в этих условиях новые взгляды, концепции
и нормы могли быть осмыслены только сквозь
призму ислама, поэтому наиболее приемлемой
формой обновления общественного сознания
у татар религиозно-реформаторские идеи
и джадидизм.
До 1917 г. ислам был неотъемлемым атрибутом
национального самосознания и определял
образ его жизни. Политика Советского
государства в области религии была определена
декретом "Об отделении церкви от государства
и школы от церкви" (1918). Влияние религии
на жизнь общества было существенно ограничено.
К концу 1980-х годов в Татарстане функционировали
18 мусульманских общин (В начале 20 века
в Казанской губернии действовали 1152 мечетей).
С 1990-х годов религиозные конфессии активизировали
свою деятельность. В 1992 году было создано
Духовное управление мусульман. В 1998 году
состоялся объединительный съезд мусульман
республики, на котором председателем
ДУМ РТ, муфтием был избран Гусман-хазрат
Исхаков. На съезде было достигнуто организационное
единство мусульман РТ и создан единый
централизованный орган в лице Духовного
Управления Мусульман Республики Татарстан.
Основной тенденций данного периода является
утверждение внутриконфессиональной
стабильности и складывание мусульманских
институтов, что значительно облегчает
взаимодействие государственных органов
с мусульманским духовенством, а также
упорядочивает работу внутри самих мусульманских
религиозных организаций, входящих в структуру
ДУМ РТ. В ДУМ РТ 8 отделов: учебный, научный,
статистический, пропаганды и призыва,
архитектуры, вакуфов, пресс-центр, международных
связей, имеются 45 мухтасибатов. Религиозно-судебную
власть ДУМ РТ осуществляют главный казый
и находящиеся в его подчинении районные
казыи в Центральном, Восточном, Юго-восточном,
Юго-западном, Северном, Южном казыятах.
Казанский муфтият, зарегистрированный
в Министерстве юстиции РФ, большой активности
не проявляет, хотя в условиях организационного
раскола мусульман России (боле 40 муфтиятов
и общероссийских центров) имеет привлекательность
для многих мусульманских организаций.
Возрожденческие процессы в мусульманской
умме не всегда проходят спокойно. На этом
фоне особенно живучей является проблема
распространения различных радикальных
течений, прикрывающихся маской ислама
и подрывающих устои традиционного ислама.
Особенно актуальной стала проблема распространения
в России идей ваххабизма, их использования
для подрыва религиозных и национальных
традиций, борьбы с органами государственной
власти.
Проблема распространения этих течений
неразрывно связана с подготовкой кадров
духовенства и особенно тех, кто получает
религиозное образование за рубежом. Для
спокойного духовного развития России,
в особенности в регионах традиционного
распространения ислама, проводится политика
возрождения и развития национально-религиозных
традиций, которые выработаны многими
поколениями. В республике имеется достаточно
высокий научный потенциал, чтобы адекватно
оценить попытки возрождения отживших
или чуждых для татарского ислама организационных
форм.
Российский исламский университет – одно
из ведущих высших профессиональных исламских
учебных заведений Российской Федерации.
Университет был основан в 1998 году. Задачей
РИУ является подготовка специалистов
в области исламских наук, высококвалифицированных
мусульманских священнослужителей, обладающих,
в то же время, высокой степенью общей
образованности по светским дисциплинам.
На сегодняшний день по числу функционирующих
религиозных общин Татарстан, наряду с
Дагестаном и Московской областью, относится
к числу лидеров среди субъектов Российской
Федерации.
Наиболее значимым событием для мусульманской
уммы Татарстана стало торжественное
открытие 24 июня 2005 г. в столице республики
крупнейшего мусульманского сооружения
Европы - мечети "Кул Шариф". На торжества
приехали свыше 5 тыс. гостей из регионов
России и более чем из 40 зарубежных стран,
а также представители ООН, Совета Европы,
известные исламские богословы.
В последние годы в республике идет процесс
возрождения и развития системы религиозного
образования. Мусульманское образование
можно разделить на три уровня.
1. Начальный. Включает в себя воскресные
курсы при мечетях и медресе. Они ведут
свою деятельность без лицензии, направлены
на духовно- нравственное развитие мусульманского
населения республики.
2. Средне-профессиональный. Включает в
себя 6 мусульманских медресе, осуществляющих
образовательную деятельность на основании
регистрации и лицензии на образовательную
деятельность: Средне-специальные медресе:
Медресе "им. Р.Фахретдина" (г.Альметьевск),
Медресе "Рисаля", Медресе "Ак мечеть",
Нурлатское мусульманское медресе, Буинское
медресе, Казанский Исламский Колледж.
3. Высший. Включает в себя два Высших мусульманских
медресе (Казанское высшее мусульманское
медресе "им. 1000-летия принятия ислама"
и Казанское высшее мусульманское медресе
"Мухаммадия") и Российский Исламский
Университет.
С 2000-2001 учебного года обучение в профессиональных
медресе стало вестись по типовым программам,
разработанным ДУМ РТ, при содействии
Совета по делам религий, для каждого уровня,
включающим в себя помимо религиозных
предметов обширный блок светских дисциплин.
Православие в Татарстане
Православие
- одно из направлений в христианстве,
сложившееся как восточная
На территории Татарстана православие
получило широкое распространение после
завоевания Русским государством Казанского
ханства в 1552 году и дальнейшей колонизации
края. В 1555 г. была учреждена Казанская
епархия. В иерархическом отношении Казанская
епархия, относившаяся к Московской митрополии,
заняла среди восточнорусских епархий
третье место после Москвы (митрополии)
и Новгорода (архиепископии). В состав
Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское
воеводства, вятская земля, в 1556 г. - территория
бывшего Астраханского ханства и Сибирской
епархии, затем были включены гг. Уфа, Симбирск,
Сызрань, Елабуга. К 1917 г. территория К.Е.
ограничилась пределами Казанской губернии,
позднее - административно-
К началу 1917 года в Казанской епархии насчитывалось:
церквей - 794, монастырей - 27, часовен - 419.
В XX веке количество храмов существенно
сократилось - до 1989 года, когда епархии
был возвращен Петропавловский собор,
в Казани действовало всего два храма.
В настоящее время в Казанской епархии
в 20 благочиниях зарегистрированы 226 православных
организаций РПЦ (на 1 января 2005), действуют
около 200 церквей, 8 монастырей, из них 6
мужских и 2 женских: Раифский Богородицкий
мужской монастырь (Зеленодольский район,
пос. Раифа); Иоанно-Предтеченский мужской
монастырь и Кизический мужской монастырь
в г.Казани; Свято-Вознесенский Макарьевский
мужской монастырь (Верхнеуслонский район);
Семиозерский мужской монастырь (Высокогорский
район), Свияжский мужской монастырь (Зеленодольский
район), Казанско-Богородицкий женский
монастырь в г.Елабуге и женский Зилантов
монастырь в Кировском районе г.Казани.
В последние годы стабилизируется динамика
роста православных приходов Казанской
епархии Русской Православной церкви
(на уровне 8 - 9 новых общин). Для решения
проблемы подготовки кадров священнослужителей
Епархиальное управление одним из важнейших
направлений деятельности избрало образование.
В 1997 году в Казани было открыто духовное
училище (на ее открытии присутствовал
Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II), которое в 1998 г. было преобразовано
в духовную семинарию. В 2000-м г. оно успешно
прошло лицензирование Министерства образования
РФ по специальности "бакалавр богословия".
Вторым высшим профессиональным образовательным
учреждением стал филиал Московского
Свято-Тихоновского богословского института.
Здесь предлагается широкий спектр образовательных
услуг: богословско-пастырские, катехизаторские,
церковное пение, иностранные языки, церковно-художественные.
В 2005 году Казанская епархия отмечала
450-летний юбилей. Основным мероприятием
стало торжественное освящение Благовещенского
собора Казанского Кремля 21 июля с участием
Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II, который передал епархии ватиканский
список Казанской иконы Божьей Матери.
На торжества были приглашены представители
Римско-католической церкви в России.
21 июля и 4 ноября в Казани состоялись многотысячные
крестные ходы от Благовещенского собора
к Крестовоздвиженскому корпусу Казанско-Богордицкого
монастыря, где ныне хранится эта икона.
В ряде церквей службы ведутся не только
на церковнославянском языке. Так, в кряшенском
приходе при Тихвинской церкви и чувашском
при церкви Параскевы Пятницы г. Казани
богослужения проходят на родном языке
прихожан.
Помимо приходов Казанской епархии РПЦ
православие в республике представлено
также Казанско-Марийской митрополией
ИПЦ, старообрядцами, общиной в составе
Российской православной автономной церкви.
Свадебные
обряды татар
(татарская свадьба
- туй йолалары)
Свадебные обряды татар характеризуются заметным единством при сохранении многообразия терминов одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений и т.д. Основные различия связаны со спецификой формы проведения религиозного обряда бракосочетания, который являлся первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман и православных христиан-кряшен. Определенное своеобразие вносит наличие богатого свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно кряшен. У казанских татар в традиционном быту (XIX в.) он практически отсутствовал.
Для конца XIX - начала XX в. преобладающим был брак по сватовству. Эта форма заключения брака и предопределяла соответствующую свадебную обрядность. Основной чертой ее было строгое выполнение единого комплекса обрядов, характерного для конкретной местности. Имеющиеся же отличия были обусловлены лишь социальными причинами и заключались в разном количестве гостей, продолжительности свадебных пиров, гостеваний, в богатстве даров и т.д.
В предсвадебный период, во время сватовства (яучы килү, башкода килү, кыз килешү), стороны договаривались о количестве и качестве даров (калын, калын малы), которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины - большая - түшәк и чуть меньшего размера - ястык. Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег - баш акча, тарту, которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определенное количество продуктов - меда, масла, муки, чая, мяса - для проведения свадьбы. Следует отметить, что во время переговоров у татар-мусульман речь шла об обязательствах со стороны жениха, в то время как количество приданого невесты особо не оговаривалось.
По достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор - по-молвку - аклашу, ак бирү, килешү, кызны сүзгә салу и т.д. Несмотря на разнообразие терминов, суть обряда повсеместно была единой: в знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами. Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть, со стороны жениха обговоренную сумму денег. Обряд, на который приглашались и родственники невесты, активные участники будущей свадьбы, завершался угощением.
Основная свадьба (туй, никах туй) у татар-мусульман проводилась в доме невесты. Главными среди приглашенных были родители жениха - төп кодалар. Они везли с собой калын (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение, перечень которого был довольно устойчив. Это - пара гусей, два-четыре и более пышных хлебов - калач, күмәч, определенное количество юача, катлама, җәймә - род тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство - чәкчәк, бавырсак. Все это складывали в особый сундук - аш сандыгы, күчтәнәч сандыгы и везли на особой подводе - аш чанасы, аш арбасы.
Информация о работе Национальные кухни Армении и Азербайджана