Национальные кухни Армении и Азербайджана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:30, курс лекций

Краткое описание

Технология приготовления, тепловая обработка и применение пряностей при приготовлении блюд этих народов.

Вложенные файлы: 13 файлов

Армянская кухня.docx

— 228.81 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Марийская кухня.docx

— 20.63 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

русская кухня.docx

— 26.92 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Татарская кухня.docx

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Культура

Республика  располагает богатейшим историко-культурным наследием. В республике проживают  народы с разным историческим прошлым  и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трех типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие культурных и исторических ценностей.  
 
С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Федора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова, Максима Горького и Василия Аксенова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, София Губайдуллина и многие другие составили славу татарской культуры.  
 
В Татарстане действует 7 творческих союзов: Союз архитекторов, журналистов, композиторов, концертных деятелей, писателей, театральных деятелей и художников.  
 
На сегодняшний день в республике действуют 13 государственных театров (из них 7 - татарских), Татарская государственная филармония им. Г. Тукая, Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, Государственный Большой концертный зал им. С. Сайдашева - один из лучших в стране, Казанский государственный цирк.  
 
8 средних специальных учебных заведений культуры и искусства, Казанская государственная консерватория им. Н. Жиганова, Казанский государственный университет культуры и искусств осуществляют подготовку профессиональных кадров для учреждений культуры и искусства.  
 
Одним из наглядных примеров государственной культурной политики в области сохранения и популяризации наследия является Казанский Кремль. Так, во время празднования 1000-летия Казани тысячи жителей республики и гостей из ближнего и дальнего зарубежья стали свидетелями торжественного открытия мечети Кул-Шариф и Благовещенского собора, символизирующих мирное сосуществование двух главных религий республики - мусульманской и христианской.  
 
Уникальность Казанского Кремля как исключительного свидетельства исторической непрерывности и культурного многообразия в течение длительного периода времени была подтверждена 30 ноября 2000 г. на сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО в Австралии включением его в Список всемирного культурного и природного наследия. В сентябре 2005 г. Кабинет Министров Республики Татарстан издал распоряжение о создании Музея археологии на территории Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль".  
 
В канун празднования 1000-летия Казани на территории Казанского Кремля, в здании бывшего Юнкерского училища, был торжественно открыт музейно-выставочный комплекс "Хазине". В его составе - первый в России выставочный эрмитажный Центр "Эрмитаж-Казань" - совместный проект Государственного Эрмитажа, Министерства культуры и Государственного историко-архитектурного и художественного заповедника "Казанский Кремль". Работают Национальная художественная галерея, являющаяся филиалом Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан, Музей-мемориал Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  
 
Особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации является Казанский государственный университет, что было официально утверждено в 1996 г.  
 
В 2007 г. был отпразднован 1000-летний юбилей города Елабуги.  
 
Музейная сеть Татарстана, насчитывающая сегодня около 97 музеев - неотъемлемый ресурс культурного развития нашего региона.  
 
Знаковыми мероприятиями культурной жизни республики являются три крупных международных фестиваля – оперный им. Ф.И. Шаляпина (проводится с 1982 г.), фестиваль классического балета им. Р. Нуриева (существует с 1987 г., с 1993 г. носит имя Нуриева) и фестиваль современной музыки «Европа – Азия» (проводится с 1992 г.). Ежегодно с 2005 г. в Казани проходит фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». В 2007 г. в конкурсной программе было представлено 49 фильмов из 30 стран. В 2008 году кинофорум состоится в октябре, соберет несколько десятков стран-участниц и более 200 художественных и документальных фильмов.

Население

По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. общая численность населения  Республики Татарстан составила 3 779,3 тыс. человек.  
 
Республика Татарстан занимает восьмое место в России по численности населения после городов Москва и Санкт-Петербург, Краснодарского края, Республики Башкортостан, Московской, Свердловской и Ростовской областей. В Приволжском федеральном округе республика – вторая по численности населения после Башкортостана.  
 
Большая часть населения республики – около 74% проживает в городах и поселках городского типа. Лидирует по числу жителей столица республики – г. Казань, которая входит в число 13 крупнейших городов России с численностью населения 1 млн. человек и более (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград и Пермь).  
 
Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России – представители свыше 115 национальностей проживают на территории республики, в том числе 8 национальностей, численность населения которых превышала 10 тысяч человек: татары, русские, чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения – татары (более 2 млн. чел. или 52,9% от общей численности населения республики). На втором месте русские – около 1,5 млн. чел. или 39,5%, на третьем – чуваши (126,5 тыс. чел. или 3,4%).  
 
В Республике Татарстан на 1000 мужчин приходится 1161 женщин (в России соотношение мужчин и женщин составляет 1147).  
 
По данным переписи населения 2002 года в Татарстане лица моложе трудоспособного возраста составляют 754,0 тыс. человек, лица старше трудоспособного возраста - 753,1 тыс. человек.  
 
В Республике Татарстан 892,3 тыс. мужчин и 897,5 тыс. женщин в возрасте 16 лет и старше состоят в браке.  
 
Образовательный уровень достаточно высок: из 1000 жителей республики в возрасте 15 лет и старше 435 имели среднее профессиональное образование и выше.  
 
В 2007 г. в республике отмечалась позитивная направленность демографических процессов – число жителей республики увеличилось в отличие от 2006 г., когда отмечалась общая убыль населения. Численность постоянного населения на начало 2008 г. составила в Татарстане 3762,8 тыс. человек.

Религия

Республика  Татарстан многонациональна по составу  населения. Этим обстоятельством в  значительной степени объясняется  многообразие конфессий и религиозных  объединений на ее территории.  
 
Религиозная обстановка в Республике Татарстан в целом оценивается как стабильная и отражает последствия тех изменений, которые произошли за последние десятилетия и существенным образом затронули сферу государственно-церковных отношений, деятельности религиозных организаций на всей территории Российской Федерации.  
 
Государственно-конфессиональные отношения в Татарстане развиваются в соответствии с логикой переживаемого этапа религиозного возрождения.  
 
Государственная политика в республике направлена на поддержание баланса интересов ислама и православия и равенства всех религий перед законом. Формирование культуры терпимости на основе соблюдения прав человека и уважения религиозного многообразия в последнее десятилетие осуществляется в диалоговом режиме на государственном, общественном, научном конфессиональном и межконфессиональном уровне.  
 
На 1 января 2008 г. в Татарстане зарегистрировано 1398 религиозных организаций, из них: 1055 мусульманских, 255 православных РПЦ Московского Патриархата, 5 Истинно-православной церкви, 2 старообрядческих (белокриницкого согласия и старопоморского толка), католики - 2, иудеи - 4, протестантских общин различных направлений - 71 (евангельские христиане - баптисты - 4, евангельские христиане - 30, христиане веры евангельской - 16, адвентисты седьмого дня - 10, лютеране - 5, новоапостольская церковь - 1, Свидетели Иеговы - 5), бахаи - 1, кришнаиты (вайшнавы) - 2, Церковь Последнего Завета (виссарионовцы) - 1.  
 
По числу функционирующих религиозных общин Татарстан относится к числу лидеров среди субъектов Российской Федерации. В республие функционирует примерно 1400 культовых зданий, из них: 1150 - мечетей, 200 церквей, 50 культовых зданий других конфессий.  
 
Своеобразием последних лет явилась выработка религиозными организациями документов, в которых получили отражение наиболее актуальные вопросы их взаимоотношений с государством, обществом в целом. ("Основы социальной концепции Русской православной церкви" и "Основы социальной программы российских мусульман", принятые Советом муфтиев России.). Потребности развития общественных отношений вызвали научный интерес к созданию проектов концепции государственно-конфессиональных отношений.  
 
28 августа 1999 г. вступил в силу Закон Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях". В нем учтены специфические черты многонациональной республики, конкретизированы особенности правового режима отделения церкви от государства, четко определены позиции государства в регулировании религиозных отношений, обозначены границы признаваемой и защищаемой свободы совести и свободы вероисповедания. Расширена также сфера действия религиозных норм права в обыденной жизни. Закон своим содержанием направлен на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.  
 
За годы действия данного закона удалось значительно улучшить духовно-нравственный климат в республике, укрепить организационное единство религиозных организаций.

Ислам в Татарстане

Распространение ислама в Поволжье в целом произошло  мирным путем. Начало этого процесса одни ученые (Ш.Марджани) связывают с периодом правления халифа Мамуна (813-833), другие (Р. Фахрутдинов) предлагают возможность распространения: через хазар во времена Абд-аль-Малик бик Мардана (685-705). Не исключено, что часть булгар, пришедших на Среднюю Волгу в конце 9-нач. 10 веков была в значительной степени мусульманизирована.  
 
Ислам в поволжский регион проникает через Среднюю Азию, в первую очередь, благодаря торговым связям. Это означало, что мусульманские традиции в Среднем Поволжье формировались под определяющим влиянием среднеазиатских богословских школ, и в первую очередь ханифитского мазхаба. В 922 ислам был провозглашен государственной религией в Волжской Булгарии. В последующем он в татарских государствах продолжал выполнять эту функцию.  
 
После завоевания их русским государством (16 в.) татары потеряли многие традиционные религиозные институты. Именно в этих условиях идея единства татар как мусульман приобрела особое значение, обеспечив еще большее значение интегративной функции ислама как этноконфессиональной идеологии. Религиозные и национальные преследования со стороны царского правительства и православных миссионеров стали причиной многочисленных выступлений мусульманских народов.  
 
В 1773 был издан Указ Святейшего синода "О терпимости всех вероисповеданий...", в 1788 учреждено Оренбургское духовное собрание, что означало официальное признание права на существование мусульманской религии. Конец 18- 19 вв. и в общественных отношениях наметил поворот татарского общества на путь современного развития. Но в этих условиях новые взгляды, концепции и нормы могли быть осмыслены только сквозь призму ислама, поэтому наиболее приемлемой формой обновления общественного сознания у татар религиозно-реформаторские идеи и джадидизм.  
 
До 1917 г. ислам был неотъемлемым атрибутом национального самосознания и определял образ его жизни. Политика Советского государства в области религии была определена декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (1918). Влияние религии на жизнь общества было существенно ограничено. К концу 1980-х годов в Татарстане функционировали 18 мусульманских общин (В начале 20 века в Казанской губернии действовали 1152 мечетей).  
 
С 1990-х годов религиозные конфессии активизировали свою деятельность. В 1992 году было создано Духовное управление мусульман. В 1998 году состоялся объединительный съезд мусульман республики, на котором председателем ДУМ РТ, муфтием был избран Гусман-хазрат Исхаков. На съезде было достигнуто организационное единство мусульман РТ и создан единый централизованный орган в лице Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан.  
 
Основной тенденций данного периода является утверждение внутриконфессиональной стабильности и складывание мусульманских институтов, что значительно облегчает взаимодействие государственных органов с мусульманским духовенством, а также упорядочивает работу внутри самих мусульманских религиозных организаций, входящих в структуру ДУМ РТ. В ДУМ РТ 8 отделов: учебный, научный, статистический, пропаганды и призыва, архитектуры, вакуфов, пресс-центр, международных связей, имеются 45 мухтасибатов. Религиозно-судебную власть ДУМ РТ осуществляют главный казый и находящиеся в его подчинении районные казыи в Центральном, Восточном, Юго-восточном, Юго-западном, Северном, Южном казыятах. Казанский муфтият, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ, большой активности не проявляет, хотя в условиях организационного раскола мусульман России (боле 40 муфтиятов и общероссийских центров) имеет привлекательность для многих мусульманских организаций.  
 
Возрожденческие процессы в мусульманской умме не всегда проходят спокойно. На этом фоне особенно живучей является проблема распространения различных радикальных течений, прикрывающихся маской ислама и подрывающих устои традиционного ислама. Особенно актуальной стала проблема распространения в России идей ваххабизма, их использования для подрыва религиозных и национальных традиций, борьбы с органами государственной власти.  
 
Проблема распространения этих течений неразрывно связана с подготовкой кадров духовенства и особенно тех, кто получает религиозное образование за рубежом. Для спокойного духовного развития России, в особенности в регионах традиционного распространения ислама, проводится политика возрождения и развития национально-религиозных традиций, которые выработаны многими поколениями. В республике имеется достаточно высокий научный потенциал, чтобы адекватно оценить попытки возрождения отживших или чуждых для татарского ислама организационных форм.  
 
Российский исламский университет – одно из ведущих высших профессиональных исламских учебных заведений Российской Федерации. Университет был основан в 1998 году. Задачей РИУ является подготовка специалистов в области исламских наук, высококвалифицированных мусульманских священнослужителей, обладающих, в то же время, высокой степенью общей образованности по светским дисциплинам.  
 
На сегодняшний день по числу функционирующих религиозных общин Татарстан, наряду с Дагестаном и Московской областью, относится к числу лидеров среди субъектов Российской Федерации.  
 
Наиболее значимым событием для мусульманской уммы Татарстана стало торжественное открытие 24 июня 2005 г. в столице республики крупнейшего мусульманского сооружения Европы - мечети "Кул Шариф". На торжества приехали свыше 5 тыс. гостей из регионов России и более чем из 40 зарубежных стран, а также представители ООН, Совета Европы, известные исламские богословы.  
 
В последние годы в республике идет процесс возрождения и развития системы религиозного образования. Мусульманское образование можно разделить на три уровня.  
 
1. Начальный. Включает в себя воскресные курсы при мечетях и медресе. Они ведут свою деятельность без лицензии, направлены на духовно- нравственное развитие мусульманского населения республики.  
 
2. Средне-профессиональный. Включает в себя 6 мусульманских медресе, осуществляющих образовательную деятельность на основании регистрации и лицензии на образовательную деятельность: Средне-специальные медресе: Медресе "им. Р.Фахретдина" (г.Альметьевск), Медресе "Рисаля", Медресе "Ак мечеть", Нурлатское мусульманское медресе, Буинское медресе, Казанский Исламский Колледж.  
 
3. Высший. Включает в себя два Высших мусульманских медресе (Казанское высшее мусульманское медресе "им. 1000-летия принятия ислама" и Казанское высшее мусульманское медресе "Мухаммадия") и Российский Исламский Университет.  
 
С 2000-2001 учебного года обучение в профессиональных медресе стало вестись по типовым программам, разработанным ДУМ РТ, при содействии Совета по делам религий, для каждого уровня, включающим в себя помимо религиозных предметов обширный блок светских дисциплин.

Православие в Татарстане

Православие - одно из направлений в христианстве, сложившееся как восточная ветвь  после разделения Римской империи (395 г.) Богословские основы определились в Византии в 9-11 веках. Окончательно, как самостоятельная церковь  православие оформилось в 1054 г. Постепенно разделилось на несколько автокефальных  церквей.  
 
На территории Татарстана православие получило широкое распространение после завоевания Русским государством Казанского ханства в 1552 году и дальнейшей колонизации края. В 1555 г. была учреждена Казанская епархия. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточнорусских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). В состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, вятская земля, в 1556 г. - территория бывшего Астраханского ханства и Сибирской епархии, затем были включены гг. Уфа, Симбирск, Сызрань, Елабуга. К 1917 г. территория К.Е. ограничилась пределами Казанской губернии, позднее - административно-территориальными границами Марийской, Чувашской АССР, с 1993 г. - Республики Татарстан. В республике православие исповедуют русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, а также небольшая часть татар.  
 
К началу 1917 года в Казанской епархии насчитывалось: церквей - 794, монастырей - 27, часовен - 419. В XX веке количество храмов существенно сократилось - до 1989 года, когда епархии был возвращен Петропавловский собор, в Казани действовало всего два храма. В настоящее время в Казанской епархии в 20 благочиниях зарегистрированы 226 православных организаций РПЦ (на 1 января 2005), действуют около 200 церквей, 8 монастырей, из них 6 мужских и 2 женских: Раифский Богородицкий мужской монастырь (Зеленодольский район, пос. Раифа); Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и Кизический мужской монастырь в г.Казани; Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь (Верхнеуслонский район); Семиозерский мужской монастырь (Высокогорский район), Свияжский мужской монастырь (Зеленодольский район), Казанско-Богородицкий женский монастырь в г.Елабуге и женский Зилантов монастырь в Кировском районе г.Казани.  
 
В последние годы стабилизируется динамика роста православных приходов Казанской епархии Русской Православной церкви (на уровне 8 - 9 новых общин). Для решения проблемы подготовки кадров священнослужителей Епархиальное управление одним из важнейших направлений деятельности избрало образование.  
 
В 1997 году в Казани было открыто духовное училище (на ее открытии присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II), которое в 1998 г. было преобразовано в духовную семинарию. В 2000-м г. оно успешно прошло лицензирование Министерства образования РФ по специальности "бакалавр богословия".  
 
Вторым высшим профессиональным образовательным учреждением стал филиал Московского Свято-Тихоновского богословского института. Здесь предлагается широкий спектр образовательных услуг: богословско-пастырские, катехизаторские, церковное пение, иностранные языки, церковно-художественные.  
 
В 2005 году Казанская епархия отмечала 450-летний юбилей. Основным мероприятием стало торжественное освящение Благовещенского собора Казанского Кремля 21 июля с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который передал епархии ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери. На торжества были приглашены представители Римско-католической церкви в России. 21 июля и 4 ноября в Казани состоялись многотысячные крестные ходы от Благовещенского собора к Крестовоздвиженскому корпусу Казанско-Богордицкого монастыря, где ныне хранится эта икона.  
 
В ряде церквей службы ведутся не только на церковнославянском языке. Так, в кряшенском приходе при Тихвинской церкви и чувашском при церкви Параскевы Пятницы г. Казани богослужения проходят на родном языке прихожан.  
 
Помимо приходов Казанской епархии РПЦ православие в республике представлено также Казанско-Марийской митрополией ИПЦ, старообрядцами, общиной в составе Российской православной автономной церкви.

Свадебные обряды татар 
(татарская свадьба - туй йолалары)

Свадебные обряды татар характеризуются заметным единством при сохранении многообразия терминов одинаковых по сути обрядов, свадебных чинов, угощений и т.д. Основные различия связаны со спецификой формы проведения религиозного обряда бракосочетания, который являлся  первостепенной, неотъемлемой частью свадебной обрядности у татар-мусульман  и православных христиан-кряшен. Определенное своеобразие вносит наличие богатого свадебного фольклора у татар-мишарей и особенно кряшен. У казанских татар в традиционном быту (XIX в.) он практически отсутствовал.

Для конца XIX - начала XX в. преобладающим был  брак по сватовству. Эта форма заключения брака и предопределяла соответствующую  свадебную обрядность. Основной чертой ее было строгое выполнение единого  комплекса обрядов, характерного для  конкретной местности. Имеющиеся же отличия были обусловлены лишь социальными  причинами и заключались в  разном количестве гостей, продолжительности  свадебных пиров, гостеваний, в богатстве даров и т.д.

В предсвадебный  период, во время сватовства (яучы килү, башкода килү, кыз килешү), стороны договаривались о количестве и качестве даров (калын, калын малы), которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты. Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины - большая - түшәк и чуть меньшего размера - ястык. Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег - баш акча, тарту, которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определенное количество продуктов - меда, масла, муки, чая, мяса - для проведения свадьбы. Следует отметить, что во время переговоров у татар-мусульман речь шла об обязательствах со стороны жениха, в то время как количество приданого невесты особо не оговаривалось.

По достижении обоюдного согласия родители невесты  приглашали сватов и родителей жениха на сговор - по-молвку - аклашу, ак бирү, килешү, кызны сүзгә салу и т.д. Несмотря на разнообразие терминов, суть обряда повсеместно была единой: в знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами. Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть, со стороны жениха обговоренную сумму денег. Обряд, на который приглашались и родственники невесты, активные участники будущей свадьбы, завершался угощением.

Основная  свадьба (туй, никах туй) у татар-мусульман проводилась в доме невесты. Главными среди приглашенных были родители жениха - төп кодалар. Они везли с собой калын (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение, перечень которого был довольно устойчив. Это - пара гусей, два-четыре и более пышных хлебов - калач, күмәч, определенное количество юача, катлама, җәймә - род тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство - чәкчәк, бавырсак. Все это складывали в особый сундук - аш сандыгы, күчтәнәч сандыгы и везли на особой подводе - аш чанасы, аш арбасы.

Информация о работе Национальные кухни Армении и Азербайджана