Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка
1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания
Позитивистские доктрины
нередко происходят из неопределённостей,
порождённых разнообразием
6.Естествено – правовой тип правопонимания. Типологии концепции естественного права
Понятие есте́ственное пра́во
(лат. lex naturalis) - во-первых, как совершенная
идеальная норма —
Определяющее значение для
различных концепций
Такое различение в разных концепциях прошлого и современности выражается и в иных формулировках и терминах. Например, естественное право нередко обозначается как право по природе, как неизменное право, как подлинное право, как разумное право, как философское право, как идея права, как право в собственном смысле, как правильное право и т.д. Соответственно и позитивное право обозначается по-разному: как искусственное (неестественное) право, как человеческое право, как волеустановленное (волевое) право, как изменчивое право, как условное право, как неподлинное право и т.д.
В истории философии были три различные концепции источников естественного права:
1. Первая концепция возводит естественное право к божественному промыслу, как своему источнику.
2. Концепция рассматривает естественные законы как привычки или даже инстинкты всех одушевленных существ.
3. Источником естественного права считают разум человека, перенося, таким образом, источник в человека.
7.Юридический либертаризм
Юридический либертаризм различает право и официальную форму признания и выражения права (и других социальных норм). Право – это нормы, которые являются правовыми независимо от законной, официальной формы их выражения. Законы и другие официальные акты служат лишь формой правовых (и неправовых) норм. Критерием различения правовых и неправовых или правонарушающих законов являются фундаментальные принципы правовой свободы – естественные и неотчуждаемые права человека
В основе либертарно-юридического типа правопонимания лежит принцип формального равенства.
Либертарно-юридическое
Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т.е. возможность и необходимость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия) уравнивания.
Так, уравнивание разных объектов по числовому основанию (для определения счета, веса и т.д.) абстрагируется от всех их содержательных различий (индивидуальных, видовых, родовых).
Согласно либертарно-
Равенство представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т.е. возможность и необходимость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия)уравнивания.
8.Виды права: естественное, позитивное и гуманистическое их соотношение
Понятие есте́ственное пра́во (лат. lex naturalis) - во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.
Естественное право — одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Е. п. выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений.
ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО (англ. positive law) - действующее право как совокупность нормативных правовых актов. П.п. называют также положительным правом. От П.п. отличают правовые воззрения и представления о желательном праве, распространенные в обществе, правовые требования, проекты правовых актов и т.п., не являющиеся действующими юридическими нормами. Если вопрос, возникший в практике, рассматривается с точки зрения П.п., то говорят: de lege lata (по существующему закону); если вопрос рассматривается с точки зрения желательного, проектируемого закона, который на момент его рассмотрения не издан, то говорят: de lege ferenda (по будущему предлагаемому закону).
9.Способы обоснования права
Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность
Правовой объективизм
Мировоззренческо-
Правовой субъективизм
Представляет собой наиболее
развитую и аутентичную форму
естественно-правового мышления (в
его классическом варианте). К нему
могут быть отнесены те концепции
естественного права, которые освободились
от "приземляющего" их натурализма
и в обосновании права
Благодаря такой установке
субъективизм ближе всего подходит
к выявлению собственной
Интерсубъективность как способ обоснования права может быть представлена в качестве парадигмы (образца) современных концепций естественного права.
Эти концепции стремятся
преодолеть характерное для классической
философии права
Характерный для неклассических
концепций естественного права
принцип интерсубъективности
10.Формы бытия (существования)
Анализ правовой реальности позволяет выделить в нем следующие формы бытия права, которые в совокупности выражают динамику правовой реальности:
а) мир идей: идея права;
б) мир знаковых форм: правовые нормы и законы;
в) мир взаимодействий между социальными субъектами (правовая жизнь).
Что же представляет собой
право? Решение этой проблемы следует
искать на пути дополнения статистического
аспекта анализа структуры
а) абстрактно-общие определения (правовые идеи и принципы);
б) конкретно-общие определения (формально-позитивные правовые нормы);
в) материально-конкретные определения (прежде всего судебные решения);
г) социально-предметное воплощение в позитивно-правовом поведении субъекта.
В самом сжатом виде динамическая структура правовой реальности, как теоретическое воспроизведение процесса осуществления права, может быть представлена следующие образом.
Идея права является исходным логически первым компонентом правовой реальности. Здесь не ставится вопрос о том, что лежит в основании этой идеи: природа человека, разум, объективный порядок ценностей, социальные отношения или воля и мудрость Бога. Идея права представляет собой наиболее общее, абстрактное выражение сущности пра- его "проект" или задачу ("регулятивная идея"). Она представляет собой идеальный аспект бытия права, его форму (в аристотелевском смысле).
В структурном плане идея права предполагает наличие:
а) субъективной (антропологической) компоненты, то есть содержит информацию о том, кто способен быть субъектом права, на кого оно ориентируется. Таким субъектом является тот, кто умеет отличить ценное от неценного;
б) аксиологической компоненты, то есть представляет собой систему ценностей, реализующихся в праве, интегрально выражаемую в понятии справедливости;
в) деонтологической компоненты, то есть выступает в виде идеи долженствования, выражающей единство прав и обязанностей.
Субъекты правотворчества, осознавая, что люди не могут или не хотят следовать религиозным, моральным и даже наиболее простым культурным нормам, формируют тот минимум требований, который можно поддерживать при помощи организованного насилия.
Правовая идея есть данность нашего сознания, имеющая, определенный смысл, выражающий в самом общем плане момент долженствования. Идея права обладает лишь потенциальной действительностью, в отличие от позитивного права, но эта потенциальность столь существенна, что задает нормативную силу позитивному праву.
Вторым элементом правовой реальности является закон (правовые нормы).
11.Специфика процесса правового познания. Герменевтика и право.
Философия права ориентирована не на познание всего бытия как целостной системы, а лишь на ограниченную его часть — правовое бытие. Она разрабатывает пути, методы и средства познания не всего бытия (природы, общества, мышления), а лишь ограниченной сферы этого бытия — правовой действительности. По степени общности различают:
1) философские методы;
2) общенаучные методы;
3) специальные методы конкретных наук.
Философские методы — это предельно общие методы, к которым относятся диалектический, исторический, логический, системный, аксиологический, метафизический.
Диалектический метод
1) объективность — рассмотрение правовой реальности такой, какова она есть на самом деле, а не какой ее хотелось бы видеть;
2) всесторонность, которая подходит к изучению правовой реальности с максимально возможных позиций, учитывая как можно больше связей и зависимостей, а среди этого множества выделять главные, определяющие;
3) развитие — исследование правовой реальности не как застывшей данности, а как процесса.
Диалектический метод при исследовании правовой реальности использует законы диалектики. Они подразделяются на основные и неосновные законы.
Основные законы диалектики — закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания — выполняют методологическую функцию в исследовании правовой реальности.
Неосновные законы диалектики позволяют исследователю или законодателю:
обнаружить или обеспечить единство содержания и формы правовых феноменов;
не допустить формализма
(доминирования формы над
выявить подлинные причины изменения правовой реальности и предвидеть следствия;
различить причины, повод и предлог происходящих изменений;
видеть за внешними проявлениями сущность правовой ситуаций;
понять, что единичные факты не существуют изолированно от общего состояния, а общее проявляет себя только через единичное, что случайные события, накапливаясь, неизбежно ведут к закономерному, а в каждой закономерности присутствует элемент случайности и т.д