Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка
1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания
25.Правовой менталитет
26.Формы деформации
Правосознание — это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах. То есть субъективное восприятие правовых явлений. Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.
Само участие в правовой
жизни общества оказывает воздействие
на правосознание индивида, способствует
усвоению им правовых знаний и навыков.
Общество и государство заинтересованы
в формировании социально активных
и в то же время законопослушных
граждан. Однако в современных условиях
участились случаи деформации правосознания.
Наиболее мягкая форма искажения
правосознания - правовой инфантилизм
- заключается в
Правовой нигилизм
Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость пра-ва, его возможности, общественную полезность Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. М., 1990.
Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:
а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
в) издание противоречивых правовых актов;
г) подмена законности целесообразностью;
д) конфронтация представительных и исполнительных структур;
е) нарушение прав человека;
ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).
Правовой идеализм
В одном ряду с правовым
нигилизмом находится прямо
Существуют и другие виды деформаций правосознания:
· правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
· перерождение правосознания
- это такая форма его
Перерожденческое
Количество совершаемых в РФ преступлений - лучший показатель деформации правосознания…
27.Унивирсально - цивилизованное и специфично – культурное в правосознании
Идея права представляет
собой фундаментальную
Для нас важно уяснить
возможности и границы
В решении проблемы соотношения универсально-цивилизационного и специфично-культурного могут быть выделены две основные ориентации:
1. Универсалистско-либеральная,
утверждающая, что идея права
универсальна, она едина для всех
культур (Иммануил Кант, Дж. Роулз);
в крайнем варианте эта
Вторая концепция самобытности культур - самая модная сейчас. Сторонники данной концепции утверждают, что каждая культура самоценна. Надо дать возможность жить внутри своей культуры и сделать все ради сохранения такой экологии культуры. Однако защита своеобразия оказывается иногда лишением прав на свободу и другой мир. Представляется, что ближе к истине умеренно-либеральная позиция, которая, с одной стороны, отстаивает универсальность самой идеи права, а с другой стороны, не отрицает необходимости учета культурно-исторической специфики, однако относит эту специфику не к месту идеи права, а к проблеме ее обоснования. В соответствии с таким подходом право имеет единый рациональный фундамент, так как его сущностью является свобода.
Для функционирования в рамках определенной культуры право обязано быть признано и оправданно в качестве такого, что имеет для большинства граждан значение и ценность.
На этот процесс влияют
специфичные черты
28.Филосовкий смысл и обоснование прав человека
Правовое регулирование и воспитание правового человека не исчерпывается воздействием на него общества (государства) через системы норм и оценок. Правовые нормы нельзя конкретизировать до каждой уникальной ситуации и человек вынужден сам принимать решения в рамках общепринятого деления «справедливо — несправедливо», «законно — незаконно». Конечно, нормы программируют поведение, так как человек руководствуется ими в своих поступках. Но ведь у человека есть и свои интересы, а они не всегда совпадают с интересами общественными. Гармонизация общественных и личных интересов зависит, прежде всего, от понимания человеком диалектики прав и обязанностей.
Важнейшей проблемой правовой антропологии является обоснование идеи прав человека, то есть ответа на вопрос: «Почему правовой порядок подразумевает соблюдение прав человека?».
Права человека с позиции
философии права являются одним
из видов прав вообще, с понятием
которых связаны некоторые
Что же значит «иметь право»
и «иметь обязанность»? Когда говорится
«я имею право», то подразумевается, что
«я могу», то есть эти высказывания
относятся к категории
Со времен Просвещения права человека именуются «прирожденными», «священными», «неотчуждаемыми». И в этом выражалось представление о самоценности и безусловной значимости прав человека. Само понятие «неотчуждаемых прав» заключается в том, что они «неотъемлемы», то есть никто и никогда не может у человека их отобрать, в том числе и сам человек не может от них отказаться.
Основной принцип обоснования прав человека с антропологических позиций выражается в следующем: «человек как человек должен иметь право». Это право он должен иметь для того, чтобы не опуститься ниже определенного предела, за которым заканчивается человеческое.
По своей природе человек конфликтное существо, а отсюда вытекает то, что с, одной стороны, человек — «позитивное социальное существо» и это означает, что люди способны помогать друг другу и дополнять друг друга. Он живет не только «для себя», но «для других», способен устанавливать порядок во взаимоотношениях с другими людьми. В то же время в ситуациях, где воплощается позитивная природа человека, права человека оказываются ненужными. Поэтому следует учитывать, что, с другой стороны, человек — это «негативное социальное существо», своим противостоянием несущее в себе угрозу другим людям. Из этой опасности, которая возникает в силу конфликтной природы человека, и следует необходимость прав человека. Права человека выступают как бы результатом обмена отказа от насилия на приобретение безопасности, при этом соотношение между отказом и приобретением является примерно равноценным.
Ситуация выбора выражается в следующей дилемме: что человек предпочтет — быть одновременно и преступником, и жертвой, или ни тем, ни другим? Поскольку нельзя выбрать что-то одно — насилие по отношению к другим или опасность насилия по отношению к тебе самому, — человек выбирает отказ от насилия. И в этом выборе проявляется фундаментальный антропологический интерес — сберечь свое Я, свою экзистенцию. Человек как человек может действовать на основе отказа, самоограничения. Из общего отказа убивать, грабить или преследовать друг друга возникает право на жизнь, собственность и свободу.
Мы видим, что в качестве минимального условия осуществления этого интереса выступает требование отказа от насилия. Реализация этого требования является минимальным условием, делающим человека человеком, что означает требование признания прав другого, его ценности и достоинства.
29.Концепция правового
государства. Философское
Правовое государство - это такая политическая ' организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, гражданина, а также последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений с ее стороны.
Важнейшей характеристикой
такого правового состояния общества
является определенное взаимоотношение
права и политической власти, разработанное
либерально-просветительской мыслью в
концепции правового
· категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;
· верховенство закона,
· разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной).
Один из главных инструментов права — ЗАКОНЫ, а они создаются, принимаются и наделяются принудительной силой публичной властью, государством. Если государство принимает законы, ограничивающие права личности, это право или бесправие? Вот тут-то и срабатывает упомянутое выше различение права и закона: закон может быть и НЕПРАВЫМ, если он нарушает основополагающие принципы права (равенство, свобода, справедливость), если он покушается на «естественные» права и свободы личности.
Поэтому первым принципом
правового состояния
Такое самоограничение государства реально возможно только при соблюдении принципа РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, исключающего монополизацию власти в руках одного лица или органа. Смысл этого принципа правового государства — в предотвращении сползания государства к тоталитаризму, в разъединении государственного монолита на три равноправные части (или «ветви власти»), которые обладают самостоятельностью, независимостью и главное — взаимно контролируют друг друга, не допускают превышения полномочий какой-либо из властей.
Концепция правового государства,
венчающая общий замысел