Правосознание
есть определенное идеальное
видение юридического мира. Проблема
возникает, когда правовые представления
и правовая реальность разительно
отличаются. Вот тогда нормальное
правосознание начинает испытывать
"ненормированные" перегрузки
и сомнения, вследствие чего возможно
даже желание отойти от соответствующих
стратегических ориентиров и
приоритетов.
Сами расхождения
между представлением правового
разума и юридической практикой
неизбежны, естественны, закономерны.
Только необходимо, чтобы они
не имели принципиального характера.
Но полностью избежать их не
под силу никакой правовой
системе.
Проблема
в другом. В какой мере формируемая
правосознанием идеальная модель
правового явления соответствует
реальности и как, в каких
пределах определяет ее? Возьмем,
к примеру, такой широко известный
феномен, как законность. В теории
права общепризнанной точкой
зрения является определение
законности в виде неуклонного
и точного соблюдения законов
и иных нормативных актов всеми
субъектами права. Хотя соблюдение
и исполнение норм права, содержащихся
в нормативных актах, вовсе
не показывает, что в обществе
есть режим законности. И дело
не только в том, что правовые
нормы находят выражение и
в иных формах права (правовой
обычай, нормативный договор и
др.). Ведь состояние законности
обязательно предполагает полноценную
и эффективную реализацию не
только нормативных, но и всех
других правовых предписаний,
содержащихся в правоприменительных
и иных юридических актах.
Это и
есть идеальная правовая модель
законности, выработанная правосознанием.
В жизни она, естественно, не
находит своего полного воплощения.
Следует ли из этого, что
от нее надо отказаться, как
и вообще от самого понятия
идеальной правовой модели? Конечно,
нет. Ибо без нее (а если
шире без правовой идеи) правовая
жизнь "умрет" в том смысле,
что люди просто потеряют ориентиры
правового поведения, критерии
правомерного и неправомерного,
возможного и должного, нормативного
и индивидуального в юридической
сфере общества.
Идеальные
правовые представления "заложены"
в самом "фундаменте" права.
Более того, право в целом можно
рассматривать как некое состояние
идеальной правовой модели. Это
относится и к его отдельным
проявлениям норме, закону, форме.
Бесспорно, что такое понимание
права нельзя оценивать как
абсолютное. Оно условно и подчеркивает
одну из важнейших сторон правовой
действительности. А она такова,
что в ней (как и в любой
другой) идеальные модели, представления
сознания способны ее реально
преобразовать. Они предстают
ценностями правосознания, а следовательно,
и правового бытия.
Здесь необходимо
коснуться аксиологии правового
сознания. Как известно, аксиология
это учение о ценностях. В
нашем случае аксиология правосознания
выражает ценности правового
характера.
Уникальность
сознания в том, что оно,
объективно являясь ценностью
человеческой жизни, способно
к самооценке собственного аксиологического
статуса. Иные социальные (в том
числе правовые) феномены являются
ценностями в силу их объективных
качественных свойств, а также
в зависимости от отношения
к ним сознания.
Далеко не
все правовые явления могут
быть юридическими ценностями, так
как последние представляют собой
общезначимые духовные, культурные
и иные блага в области права,
а не какие-то отдельные проявления
правовой жизни. Правовые ценности
являются критерием того, что
есть право-культурное, а что нет.
Они отражают уровень правового
развития государства. Во многом
о национальной правовой системе
(в том числе и о правовой
семье) можно судить на основании
того, какие существуют и культивируются
в ней правовые ценности.
Это аксиологический
облик права, в огромной мере
зависящий от характера и сущности
национального правосознания. Но
правовое сознание не является
здесь единственным "распорядителем".
Многие юридические ценности
предстают прежде всего как
моральные, в целом, как социальные,
общечеловеческие. Законодателю ничего
не остается, как их формально
закрепить в праве, придать
им статус правовых ценностей.
Здесь не надо что-то выдумывать,
нужно только прислушаться к
голосу социального разума.
Например, такой
моральной ценностью, закрепленной
в праве, являются права человека.
В настоящее время российское
законодательство признает их
в качестве высшей ценности.
Есть ценности
собственно юридические, в том
смысле, что они есть "чистый"
плод правовой действительности.
К примеру, это законодательная
техника, юридический процесс,
правовые институты, презумпции
и т. д.
Одной из
важных составляющих философии
правосознания является, безусловно,
гносеология правосознания.
Путь сознания
это прежде всего путь познания.
Правовое сознание идет по
тому же пути. Это "самонастраивающйся"
познавательный "инструмент". Д.
А. Керимов отмечает, что юридическое
познание это не простое, не
механическое, не зеркальное отражение,
а многоэтапный, многоступенчатый
мыслительный процесс обобщения,
абстрагирования, образования понятий,
обнаружение закономерностей развития
отражаемого.9
Как известно,
познание объективной действительности
является весьма сложным психологическим
процессом. На этом пути встречаются
не только прозрения и открытия,
но и ошибки, заблуждения, отступления,
препятствия. Поэтому столь важен
правильный выбор исходной методологии
исследования, которая, по нашему
мнению, должна отличаться наличием
разнообразных, дифференцированных
принципов, категорий, понятий,
способов, приемов, методик и иных
средств, объединенных единой
мировоззренческой стратегией.
Все это
может целостно сформировать
только теоретическое (научное)
сознание. Без него любые эмпирические
(практические) методологические "потуги"
будут бесполезны. Хотя познание
в определенной мере осуществляется
всеми видами сознания, присуще
теоретическому и обыденному
уровню, но все же основным
и ведущим в гносеологическом
процессе предстает, вне всяких
сомнений, теоретический ум. Эмпирическое
сознание расширяет, дополняет,
оценивает теоретическое, но не
в состоянии его подменить.
Необходимо
взаимодействие теоретического
и практического сознания, а не
их противопоставление. Это две
грани единой ментальной сущности.
Конечно, интеллектуальный субстрат
теоретического и практического
сознания неодинаков, по содержанию
различен. Но они существуют не
в полном отрыве друг от
друга, а напротив, в рамках
единой социальной среды. Их
объединяющим началом выступает
логика сознания.
Применительно
к правовой действительности
действуют как общелогические
законы, так и правовая логика.
Правосознанию к тому же присуща
и собственная, внутренняя логика,
во многом определяющая поведение
субъекта.
Праксиологическая
сторона правосознания характеризует
его органичную связь с правовой
практикой, созиданием и реализацией
юридических норм, в целом правовой
политикой государства. "Право
институт практики, острых жизненных
проблем".10
Здесь большое
значение приобретает практическое
правосознание. На наш взгляд,
его нельзя в полной мере
отождествлять с профессиональным,
поскольку и научное правосознание
по сути также относится к
профессиональному, так как его
носителями являются специалисты
в юриспруденции.
По роду
своей деятельности субъекты
носители практического правосознания
меньше заняты мировоззренческими,
метафизическими проблемами права.
Но это не значит, что они
находятся в правоидеологаческом
"вакууме". Юристы-практики обязаны
правильно уяснять, разъяснять, применять
правовые нормы и принципы, в
которых выражены идеи и воля
доминирующего в государстве
теоретического правосознания, юридического
мировоззрения.
Практикующим
юристам может казаться, что они
находятся вне поля правовой
идеологии и политики государства.
Ошибочное мнение. Нормативные рамки,
определяющие их юридически значимое
поведения, обусловлены правовой
идеей и чувством, в том числе
и через соответствующее законодательство.
Даже в тех странах, где существует
судейское правотворчество, судьи
выносят прецеденты с учетом
господствующего в обществе национального
морального и правового сознания. Иначе
нельзя, поскольку правовое решение должно
приниматься во имя людей и для людей.
Юридическая абстракция не может быть
выше личности, ее достоинства, свободы,
прав.
Поэтому
правосознанию, независимо от
того, какое оно теоретическое
или практическое, необходимо обладать
духовной пластикой, т. е. способностью
быть по возможности внутренне
и внешне культурно целостным,
гармоничным, духовно и интеллектуально
богатым феноменом, являющимся
идейным и эмоционально-волевым
детерминантом правовых явлений
и процессов. Духовная пластичность
правосознания отражает пропорциональность
имманентно присущих ему структур.
Такое правовое сознание способно
к лучшему формированию и осуществлению
юридического в фактическом. Это
происходит и через правовую
идею и принцип, и через юридическое
предписание и норму, и через
правовой акт и документ и
др. Правосознание с такими характеристиками
будет творчески развивать правовую
жизнь общества,11 позитивно менять
ее качественные характеристики.
Без правовой
идеи и
чувства сделать это невозможно,
ибо правовая жизнь не изменяется
просто так, если на то не
будет усилий юридического духа.
Таким образом,
правовое познание предполагает
определенную философию правосознания,
где присутствует системность,
а не фрагментарность; где есть
мировоззрение, метафизическое обоснование,
единая система ценностей и
познавательных средств (методология).
В целом философию правосознания
и права должен пронизывать
общий правовой и духовно-культурный
дух, выражающийся в духовно-культурном
правосознании.
23.Функции и формы
бытия правосознания
Правосознание — это отношение людей
к праву, основанное на знаниях о праве
и чувствах. То есть субъективное восприятие
правовых явлений. Это одна из форм общественного
сознания, представляющая собой систему
правовых взглядов, теорий, идей, представлений,
убеждений, оценок, настроений, чувств,
в которых выражается отношение индивидов,
социальных групп, всего общества к существующему
и желаемому праву, к правовым явлениям,
к поведению людей в сфере права.
Виды правосознания
Индивидуальное — личное
отношение человека к праву (отражает
взгляды и убеждения конкретно
взятого индивида). Уровень правосознания
в данном случае определяется способностями
и возможностями индивида.
Групповое — отношение к праву различных
мелких социальных групп и коллективов.
Корпоративное — правосознание представителей
различных профессий, социальных групп
и слоёв, партийное правосознание.
Массовое — правосознание обширных
масс людей.
Общественное — отношение к праву
всего общества (сумма накопленных знаний,
представлений о праве за все время существования
человечества).
Уровни правосознания по глубине
отражения правовой деятельности
Обыденное правосознание — правосознание
глазами обывателя, ориентирующегося
на свой житейский юридический опыт. В
данном случае человек руководствуется
простой логикой.
Теоретическое (научное) правосознание
— в отличие от обыденного, формируется
на базе широких и глубоких правовых обобщений,
знания и закономерностей в социально-правовой
сфере.
Профессиональное правосознание
— это правовое сознание юристов-практиков,
получивших юридическое образование,
которое предполагает обладание систематизированными
знаниями, умениями и навыками, необходимыми
для успешного выполнения работы в качестве
юрисконсульта, адвоката, дознавателя,
следователя, судьи, прокурора и т. д.
Функции правосознания
Познавательная функция есть определенная
сумма юридических знаний, являющихся
результатом интеллектуальной деятельности.
Оценочная функция вызывает определенное
эмоциональное отношение личности к разным
сторонам и явлениям правовой жизни на
основе опыта и правовой практики.
Регулятивная функция правосознания
осуществляется посредством правовых
установок и ценностно-правовых ориентаций,
синтезирующих в себе все иные источники
правовой активности.
Прогностическая функция (моделирования)
состоит в формировании определенных
моделей (правил) поведения, которые оцениваются
правосознанием как должные, социально-необходимые.
Она заключается в предвидении того, какие
нормы нужно применять и каким образом
поступать, чтобы закрепленные в них права
и обязанности эффективно регулировали
общественные отношения. Нормы права по
существу являются продуктом правосознания.
Выступая идейным источником права, правосознание
и выполняет прогностическую функцию.
24.Основные виды и
типы правовых идеологий
Правовая идеология - совокупность
идей, творений, взглядов, представлений,
принципов, которые в концентрированном
виде отражают и оценивают правовую
действительность; теоретико-философское,
а также обыденно-бытовое осмысление
права как целостного инструмента
регулирования важнейших сфер общественных
отношений, его необходимости и
социальной роли, путей дальнейшего
развития.