Шпаргалка по "Философии права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет философии права
2.Структура и функции философии права
3.Философия права в системе общественных наук
4.Типология правопонимания
5.Правовой позитивизм как тип правопонимания

Вложенные файлы: 6 файлов

1.Правовая онтология бытие права, формы существования права.docx

— 18.03 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2.Правовая гносеология границы и возможности познания правовой реальности.docx

— 18.53 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3.Правовая аксиологии ценность права и основные правовые ценности. Право и справедливость.docx

— 17.74 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4.Правовая антропология личность и право. Человек как правовое существо. Гуманистическая природа права. .docx

— 21.80 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Вопросы.docx

— 13.16 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Философия Права Ответы.docx

— 155.03 Кб (Скачать файл)

 

Противоположным диалектическому  является метафизический метод , который широко используется в познании правовой реальности. Особенно он эффективен там, где нужно «остановить», «зафиксировать» процесс изменения в определенной точке пространства или времени. Такая потребность возникает при исследовании отдельных элементов правовой реальности, при проведении классификации, систематизации правовых событий, когда необходимо отвлечься от некоторых реальных связей, использовать только количественные или только качественные характеристики.

Исторический метод предполагает, в первую очередь, рассмотрение того, как возникли правовые явления в определенных условиях исторической эпохи, какие основные этапы прошли в своем развитии и как изменились в процессе этого развития, чем стали в момент их исследования и, наконец, каковы тенденции их движения в перспективе. Любое современное явление или процесс имеют свои корни в прошлом, которое через отражение в настоящем устремлено в будущее.

Логический метод позволяет вскрыть логику процесса познания, т.е. раскрывает историческую повторяемость его явлений и процессов, их общие принципы движения и развития безотносительно к тем конкретным формам, в которых они выражаются.

Системный метод предполагает изучать правовую реальность как систему, состоящую из элементов. Всякая система суть целое, но не всякое целое является системой. Право — это система, и поэтому оно целостно. Возникновение любого целого может иметь место лишь в том случае, если реально существуют его части, объединение совокупности которых и создает некую целостность. Нет, и не может быть частей, которые не являлись бы частями своего целого, как нет, и не может быть целого, если оно не является целым своих частей. Нет, например, целостной системы права того или иного исторического типа без соответствующе необходимых отраслей права, отрасли права — без института права, а института права — без правовых норм.

Аксиологический метод дает возможность обнаружить значимое для человека как в конкретной правовой ситуации, так и вне ее рамок, выявить ценности повседневной реальности и системного мира, отличить ценность от повседневности.

Одним из методов познания правовой реальности является герменевтический метод, или герменевтика — теория интерпретации, понимания, истолкования текстов.

Герменевтика тесно связана  с правом. Однозначность толкования законов позволяет воспринимать их как нечто обязательное и общее  для всех, устраняет их двусмысленность.

Общенаучные методы — это методы, которые используют все науки, изучающие явления природы, общественной жизни, мышления

теоретические общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия, сравнение, индукция, дедукция и др.);

практические общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, измерения и др.).

Специальные методы — методы, используемые в одной или нескольких науках, которые носят специфический характер. К специальным методам права и правоохранительной деятельности относят следственный эксперимент, наружное наблюдение, внедрение в преступные группы, засаду, прослушивание, пеленгацию, допрос, очную ставку, опрос свидетелей и др.

Подводя итог, мы можем сказать, что не существует универсального метода, с помощью которого можно познать  правовую реальность, но раскрыть преступление можно, если эти методы применять  в совокупности и соблюдать некую  примерную последовательность познания этой правовой реальности.

Определение факта действительности (ФД), требующего исследования.

Постановка проблемы (Пр), т.е. установление известного и неизвестного. Проблема — это знание того, что  мы не знаем, но что необходимо знать  для раскрытия преступления.

Выдвижение гипотезы (Г), т.е. предположение о том, что неизвестно.

Проверка гипотезы (Пров. Г), которая состоит из ее доказательства или опровержения.

Вывод (В), вытекающий из гипотезы и проверяемый на практике (Практика).

 

Герменевтика и право.

Познание общества, человеческих отношений, которые возникают в  этом обществе, сложный и многогранный процесс. Зачастую можно все объяснить, но не все можно понять. В этих случаях весьма полезна герменевтика — теория интерпретации, понимания, истолкования, располагающая большими методологическими возможностями.

Герменевтика — это искусство и теория истолкования и интерпретации текстов. Свое название герменевтика получила от имени мифологического Гермеса — вестника олимпийских богов, который доставлял людям известия с Олимпа в форме чудес и видений. Эти вести необходимо было «расшифровать», интерпретировать.

Герменевтика тесно связана  с правом. Действительно, для того, чтобы реализовать правовые нормы, провести в жизнь юридические  законы, их нужно понимать. Следовательно, правовые установления должны быть доступными как по содержанию, так и по направленности любому гражданину и приниматься  им однозначно.

Однозначность восприятия закона в правовой сфере предстает как  однозначность толкования закона. Не случайно уже древние философы и  юристы выдвигали требование ясной, четкой и лаконичной формулировки закона. Толкование права означает выявление  его объективного содержания и учет его субъективного восприятия, устранение двусмысленностей, согласование содержания текста закона и формы его изложения, учет формального характера права  и динамики реальных общественных отношений  в конкретно-историческое время.

Существуют различные подходы  к толкованию права:

грамматический (исследование смысла слов, понятий);

логический (изучение смысла понятий и суждений при помощи законов формальной логики);

системный (уяснение места  конкретной нормы в системе других правовых норм);

исторический (обращение  к прошлым примерам);

политический (определение  социально-классовых интересов и  позиций) и др.

Герменевтика в этом отношении  представляет собой специальную  науку, исследующую методологию  и практику толкования, интерпретации. Она включает все знания об интерпретации  — юридические, логические, лингвистические, психологические, исторические, социально-политические и др. Поэтому государственные  органы, осуществляющие толкование права, а это Конституционный Суд, Верховный  Суд РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, Центризбирком не могут  обойтись без герменевтических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Правовая аксиология.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре  ценностного мира, т.е о связи  различных ценностей между собой, с социальными и культурными  факторами и структурой личности.

Аксиологическое изучение права  имеет важное научное, практическое и нравственное значение. Оно позволяет  обратить внимание не только на социокультурные  и социоклассовые основы и детерминанты права, связь с государством, но и  на его духовные аспекты, отражаемые им идеалы. Без ценностного подхода  невозможно выявить предназначение права в общечелове ческом, социальном и культурном развитии, понять его  специфическую природу как духовно-практическое средство освоения мира людьми. Без  него остаются в тени конструктивная, творческая роль сознания в сфере  права, чисто личностные аспектыправа

Предметная область и  основная тематика правовой аксиологии - это проблемы понимания и трактовки  права как ценности (как цели, долженствования, императивного требования и т.д.) и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом значении (т.е. ценностном смысле - с точки  зрения права) фактически данного закона (позитивного права) и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Право как форма  свободы.

Форма права как форма  свободы связаны с формой государства. Постепенное укрепление и усложнение государства ведет к возрастанию  политической свободы и гражданского равноправия. При этом между правами  и обязанностями устанавливается  фактическое равновесие. Так как  сословные объединения в буржуазном обществе просто расслаиваются на отдельные  лица, происходит выстраивание непосредственных связей каждого человека с государством.

Права и свободы человека и гражданина составляют центральный  институт конституционного права, который  содержит нормы, определяющие взаимоотношения  государства и личности, ее правовой статус.

Правовая форма свободы, демонстрируя формальный характер равенства, всеобщности и свободы, предполагает и выражает внутреннее сущностное и  смысловое единство правовой формальности, всеобщности, равенства и свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Свобода и справедливость  как правовые ценности

Социальная справедливость как  правовая ценность

Право есть мера реализации свободы и в то же время, по Аристотелю, есть норма политической справедливости. Иначе говоря, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право  покоится на идее справедливости. По словам Гегеля, право не есть добро без  блага.

Как приобретенное качество души справедливость, говорит Аристотель, является величайшей из добродетелей (по сравнению с мужеством, умеренностью, щедростью, великодушием и т.д.) и  относится к предмету этики: в  данном аспекте справедливость —  часть добродетели. Но у справедливости есть и иной аспект — отношение  к другим; в таком смысле справедливость представляет всю добродетель в  человеческих отношениях и относится  к предмету не только этики, но и  политики. Существуют два вида справедливости: распределительная и уравнивающая. Распределительная справедливость как принцип означает деление  общих благ по достоинству, пропорционально  вкладу и взносу того или иного  члена общества: тут возможно как  равное, так и неравное наделение  соответствующими благами (властью, почестями, деньгами). Критерием уравнивающей справедливости является арифметическое равенство, сфера применения этого  принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания  и т. д.

Принцип справедливости гласит: не всем одно и то же, а каждому  свое, ибо для неравных равное стало  бы неравным. Это и понятно. При  естественной неодинаковости людей  было бы, по словам Вл. Соловьева, очень  печально, если бы все люди были духовно  и физически на одно лицо. Тогда  и самая множественность людей  не имела бы смысла — прямое равенство  между ними в их частности или  отдельности вовсе невозможно: они  могут быть равны не сами по себе, а только через одинаковое свое соотношение  с чем-нибудь другим, общим и высшим. Таково равенство всех перед законами, или гражданская равноправность. Хотя идея справедливости выражает чисто  нравственное требование (в Евангелии  сказано: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так  поступайте и вы с ними» (Матф. 7, 12) и, следовательно, принадлежит к  этической области, тогда как  право от­носится к сфере юридических  отношений, однако между ними существует тесная связь: если организация разумных общественных отношений невозможна без правовых норм и законов, то она  столь же немыслима без нравственной сферы.

 

Мудрость и мужество власти, способной осуществить торжество  социальной справедливости как правовой ценности и нравственного императива, власти, которая с достоинством и  спокойствием может устранить все  шаткое и создать состояние прочной  уверенности и подлинное здоровье общества, — вот что является душой истинной демократии. Все это  возможно лишь в условиях политической свободы — этой наивысшей ценности на шкале нравственно-психологических, социально-политических и правовых ценностей: нормы права и законы должны искоренять пороки и насаждать  добродетели. Как отмечает К. Ясперс, когда под угрозой политическая свобода, приходится мириться со многим. Политическая свобода всегда достигается  ценой чего-то и часто ценой  отказа от важных преимуществ личного  характера, ценой смирения и терпения.

 

 

Свобода

Форма права как форма  свободы связаны с формой государства. Постепенное укрепление и усложнение государства ведет к возрастанию  политической свободы и гражданского равноправия. При этом между правами  и обязанностями устанавливается  фактическое равновесие. Так как  сословные объединения в буржуазном обществе просто расслаиваются на отдельные  лица, происходит выстраивание непосредственных связей каждого человека с государством.

Права и свободы человека и гражданина составляют центральный  институт конституционного права, который  содержит нормы, определяющие взаимоотношения  государства и личности, ее правовой статус.

Правовая форма свободы, демонстрируя формальный характер равенства, всеобщности и свободы, предполагает и выражает внутреннее сущностное и  смысловое единство правовой формальности, всеобщности, равенства и свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Правао как ценность

Самым общим образом собственную  ценность права можно определить как выражение и олицетворение  правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений  и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и  интересов различных слоев населения, социальных групп. Иными словами, право  в идеале (по определению) — это  ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому  явлению, ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, консенсуса.

наиболее существенными  представляются именно те юридические  средства и правовые механизмы, которые  выражают собственную ценность права, т.е. качества и особенности, характеризующие  его как воплощение упорядоченной  социальной свободы на базе высокой  организованности, в соответствии с  принципами гуманизма, справедливости, консенсуса.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии права"